Сущность и концепции местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 09:43, курсовая работа

Описание

Объектом исследования является: местное самоуправление.

Предметом исследования является: сущность органов местного самоуправления.

Цель курсовой работы состоит в исследовании становления местного самоуправления в РФ, взаимодействие ее с органами государственной власти и ее основы деятельности.

В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:

1.Обоснование исторических предпосылок формирования местного самоуправления в России;
2.Выявление организационно-правовых форм местного самоуправления в России;
3.Раскрытие и обоснование путей формирования современной модели местного самоуправления.
Методами исследования являются анализирование, констатирование, а также получение данных и сведений.

Содержание

Введение.............................................................................................................3 Глава 1. Исторические предпосылки развития местного самоуправления в России ………….…………………………………………………………….5

1.1 Реформирование местного самоуправления от древнерусского государства до современности ………………………………………………5

1.2 Становление правовых основ организации местного самоуправления в Российской Федерации……………………………………………………….9

Глава 2.Формы осуществления местного самоуправления……………….16

2.1 Сущность местного самоуправления …………………………………16

2.2 Основные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления……………………………………………………………...18 Заключение…………………………………………………………………...24

Список используемой литературы………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

 Обе  эти теории являются разновидностями   общественной теории, которая видит  сущность самоуправления в предоставлении  местному  обществу самому ведать свои общественные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами.

   Одновременно появилась государственная  теория самоуправления, основные  положения которой были сформулированы Л. Штейном, Р. Гнейстом и более подробно развиты в России Н. Лазаревским. А. Градовским, Б. Безобразовым. Пик популярности  данной теории в России приходится на середину 70-х годов прошлого столетия. Сторонники этой теории рассматривали местное самоуправление как часть государства. Всякое управление публичного характера есть дело государственное. Происходит не обособление местного сообщества, а привлечение местных жителей на службу государственным интересам и целям.

1.2. Становление  правовых основ организации  местного самоуправления в Российской Федерации.

   Россия - страна, которая отличается  многообразием географических, национальных, природных и других особенностей.  Интерес к идее местного самоуправления в России возник к 1925 году, так как система городского управления, роль и место Советов, их структура, функции и полномочия формировались в процессе развития советского государства. 24 октября 1925 года было принято "Положение о городских Советах". Данное положение дало мощный толчок к развитию самоуправления в СССР. В короткие сроки города получили необходимые права и свободы для восстановления городского хозяйства и начали обретать самостоятельность.

 Полностью  самоуправление не могло вступить  в свои права к началу 1930 года, так как система местного самоуправления была ликвидирована, а на ее смену пришла система тоталитарного партийного государства.  С начала времен "хрущевской оттепели" местного самоуправления стало рассматриваться как коммунистическое или социалистическое самоуправление народа. Оно было неотделимо от органов государственной власти.

 Интерес  к местному самоуправлению вновь  возник к началу 80-х годов. Важную  роль в становлении и развитии  местного самоуправления в России  сыграл Закон СССР «об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Он определил основные направления местных органов власти, принципы их формирования и деятельности  как органов самоорганизации граждан. В соответствии с данным Законом, в системе местного самоуправления должны быть местные Советы - как представительные органы власти.

   Впервые этот Закон ввел понятие  "коммунальная собственность", отнеся к ней "имущество,  передаваемое безвозмездно субъектами  СССР союзными и автономным  республикам, иным субъектам,  а также имущество, создаваемое или приобретенное местным Советом за счет принадлежащих ему средств".

6 июля 1991 года был принят Закон РСФСР  "О местном самоуправлении  в РСФСР". С принятием этого  Закона в Росси начался процесс  реформирования местных органов  власти и формирования органов местного самоуправления, а исполнительная власть получила более широкие полномочия и могла действовать независимо, особенно в вопросах административного управления, представительная власть  стала также иметь более широкие полномочия. С принятием данного Закона в российском законодательстве было проведено четкое разграничение компетенции исполнительных и представительных органов местного самоуправления.  Процесс реформирования местного самоуправления в Российской Федерации основывался не только на Законах, но и на Указах Президента Российской Федерации.

   Основным моментом  становления  современной модели организации  местного самоуправления стало  принятие 12 декабря 1993 года новой  Конституции Российской Федерации,  которая признала необходимость  существования местного самоуправления, его правовых гарантий на законодательном уровне.

   Конституция Российской Федерации  1993 года определила концептуальные  основы построения новой системы  местного самоуправления, выделила  местное самоуправление, как самостоятельную форму осуществления власти народа, признавая при этом и защищая экономическую основу местного самоуправления.  Указы Президента,  разработанные на основе Конституции, Федеральных Законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", несмотря на ряд их недостатков, достаточно полно соответствовали потребностям российского общества, международным правовым стандартам. Они представляли собой переход от советской системы местной власти к системе муниципального управления.  С принятием данного Закона начался новый этап развития правовой основы местного самоуправления.

   В современной России осуществляемое  реформирование органов местной  власти, в большинстве, опирается  и на дореволюционный опыт. Исторический  опыт показывает, что местное самоуправление появлялось только тогда и там, где требовалось пробудить инициативу органов местной власти, прежде всего, для наиболее быстрого выхода из создавшегося кризиса власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации структура органов местного самоуправление,  учитывая местные особенности и традиции, возможно многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. Это связано с много вариантностью распределения полномочий между создаваемыми для их осуществления органами местного самоуправления.

   Организационные формы местного  самоуправления в России основываются  на нескольких возможных сочетаниях  трех традиционно устойчивых  элементах системы местной власти  и управления: представительного  органа, исполнительного  органа и высшего должностного лица. Данные организационные формы определяются:

   1. способами вступления в должность высшего должностного лиц;

  2. распределением полномочий между различными органами  местного  самоуправления;

3. порядком  осуществления взаимодействий между  органами местного самоуправления.          

   На базе основных организационных  форм местного самоуправления  возможно построение смешанных  моделей, применительно к местным  условиям, а также определение  структуры организации местного самоуправления в условиях конкретного  муниципального образования. Выбор конкретных моделей местного самоуправления напрямую зависит от условий, в которых оно осуществляется, анализ нормативных актов, касающихся местного самоуправления, принятых на федеральном уровне, свидетельствует о том, что отправной точкой формирования российской системы местного самоуправления стал 1993 год.  Новое законодательство о местном самоуправлении начинает приобретать позитивное начало.

   На сегодняшний день достаточно одного (президентского) Указа, чтобы местная власть была реформирована в ту или иную сторону. Указом Президента Российской Федерации «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации» от 11 июля 1997 года признано «активное содействие становлению и развитию местного самоуправления, признано приоритетным в деятельности Президента и Правительства Российской Федерации».

   В сентябре 1997 года был принят  Федеральный Закон "О финансовых  основах местного самоуправления в Российской Федерации". Он определил основные направления и принципы организации местных финансов, установил источники формирования направления, использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.

   Процесс формирования системы  местного самоуправления и законодательства  о нем не завершен. Необходимо осмыслить опыт местного самоуправления, чтоб более объективно представить функционирование современной модели местного самоуправления.

   Таким образом, выделяются три основных, объективно сложившихся этапа становления организационно-правовой основы местного самоуправления в России.

Первый  этап - с 1990 по 1993 год.

Второй  этап - с 1993 по 1995 год.

Третий  этап - с 1995 - по настоящее время.

   Проводя анализ истории земства  и советского периода государственности  России, можно проследить затем, каким принципам должно соответствовать местное самоуправление и из чего необходимо исходить при построении оптимальной модели организации местного самоуправления в России.

 Прежде  всего, необходимо выделить существенные  признаки, составляющие содержание  понятия "местное самоуправление".  Отечественные правоведы уделяли большое внимание проблеме местного самоуправления. Градовский А.Д. определял самоуправление как один их видов распределения власти: "самоуправление - есть результат разнообразных интересов, которые не могут быть удовлетворены деятельностью центрального Правительства".     Лазаревский Н.И. определял самоуправление как:

    1. осуществление  правительственных прав по поручению государства;

    2. деятельность, состоящую в исполнении местных  задач государственного управления;

    3. исполнение  задач, государственного управления  самим государством. 1

   Ход истории свидетельствует о том, что местное самоуправление  возникало, прежде всего, там, где требовалось  пробудить инициативу органов местной власти для быстрого и безболезненного выхода из кризисной ситуации. Местное самоуправление в нашей стране представляется своеобразной гарантией от возникновения тоталитарных режимов. Оно получило развитие и большую автономию в странах без опыта демократических начал (Италия, Финляндия). В России же оно является частью государства но при этом не входит в систему органов государственной власти.

   Таким образом, организационным принципом построения и функционирования местных органов являлся демократический централизм, в соответствии с которым вышестоящие Советы осуществляли руководство деятельностью нижестоящих Советов. Реальная власть на местах находилась в руках партийных органов, а их волю, как известно, выполняли Советы. Местные Советы находились в зависимости от исполнительных органов, поэтому можно  сделать вывод о несовершенстве системы Советов.

 Восьмидесятые  годы ознаменовали собой период  возрождения общественно-территориальных форм местного самоуправления. В этой связи, решающим, с точки зрения процесса реформирования местных органов власти, стало принятие закона СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" от 9 апреля 1990 года. Данный закон определил, основные направления деятельности  местных органов власти, принципы их формирования и деятельности, как органов самоуправления. С понятием данного закона были сделаны первые шаги, а пути утверждения принципиально новых начал организации управления на местах в отличие от тех, которые были ранее. Попытка введения местного самоуправления, не реформируя прежнюю систему управления, не дала положительных результатов. И только лишь Конституция Российской Федерации 1993 года признала местное самоуправление, выступив в качестве важнейшей правовой основы становления и развития новой модели местного самоуправления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Формы осуществления местного самоуправления. 

2.1 Сущность  местного самоуправления. 

   Традиции местного самоуправления имеют многовековую историю. Многие исследователи отмечают, что местное самоуправление по своей природе - это явление общественно-государственное.

  Местное самоуправление есть реакция общества на необходимость регулирования общественных отношений и реализации общих интересов. Ориентация на учет местных интересов предопределяет роль и функции местного самоуправления в современном обществе.

   Слово «самоуправление» буквально значит «сам  управляю собой, своими делами», что предполагает возможность решать свои внутренние проблемы независимо от центральных органов. Несмотря на многовековую историю местного самоуправления, в обществе до сих пор не сложилось четкого понимания сущности этого явления. Как отмечает Е.С Шугрина,  понятие самоуправление, как и большинство терминов в социальных науках, не имеет вполне точного и единого научного значения и разными авторами трактуется различно. Впервые это понятие было использовано еще в 17 веке в Англии, откуда его в XIX веке заимствовали государствоведы Германии и России.

  Русский  государствовед Н.И. Лазаревский под местным самоуправлением понимал «децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода  юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и текущую связь органов местного государственного управления с данною местностью и ее населением».

Информация о работе Сущность и концепции местного самоуправления