Сущность и концепции местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 09:43, курсовая работа

Описание

Объектом исследования является: местное самоуправление.

Предметом исследования является: сущность органов местного самоуправления.

Цель курсовой работы состоит в исследовании становления местного самоуправления в РФ, взаимодействие ее с органами государственной власти и ее основы деятельности.

В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:

1.Обоснование исторических предпосылок формирования местного самоуправления в России;
2.Выявление организационно-правовых форм местного самоуправления в России;
3.Раскрытие и обоснование путей формирования современной модели местного самоуправления.
Методами исследования являются анализирование, констатирование, а также получение данных и сведений.

Содержание

Введение.............................................................................................................3 Глава 1. Исторические предпосылки развития местного самоуправления в России ………….…………………………………………………………….5

1.1 Реформирование местного самоуправления от древнерусского государства до современности ………………………………………………5

1.2 Становление правовых основ организации местного самоуправления в Российской Федерации……………………………………………………….9

Глава 2.Формы осуществления местного самоуправления……………….16

2.1 Сущность местного самоуправления …………………………………16

2.2 Основные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления……………………………………………………………...18 Заключение…………………………………………………………………...24

Список используемой литературы………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОУ СПО  «УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине

«Муниципальное  управление»

Тема: Сущность и концепции менстного самоуправления. 
 

                                                        Работу выполнила студентка:

                                                         Кайзер Светлана Ивановна

                                                         Специальность: 080504         

                                                         «Государственное и муниципальное    

                                                          управление»

                                                          Курс 2  Группа. Ж

                                                         Научный руководитель:

                                                          Колченко Оксана Владимировна  
 
 
 

Усть-Лабинск

2010г. 

Содержание

Введение.............................................................................................................3 Глава 1. Исторические предпосылки развития местного самоуправления в России ………….…………………………………………………………….5

  1.1 Реформирование местного самоуправления от древнерусского государства до современности ………………………………………………5

  1.2 Становление правовых основ организации местного самоуправления в Российской Федерации……………………………………………………….9

Глава 2.Формы осуществления местного самоуправления……………….16

  2.1 Сущность местного самоуправления …………………………………16

  2.2 Основные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления……………………………………………………………...18   Заключение…………………………………………………………………...24

Список  используемой литературы………………………………………….27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  Местное самоуправление – одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления. Во всем мире вопросам местного самоуправления отводится значительная роль; оно рассматривается как нижний уровень управления, неотъемлемый признак демократического государства, школа политических лидеров. В нашей стране местному самоуправлению уделяют все большее внимание как одному из атрибутов российской государственности, необходимому элементу демократической организации государственной и общественной жизни каждого государства. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

  Особую актуальность данной теме  придают следующие обстоятельства:

- необходимость  преодоления существующей политической  напряженности в обществе, возникающей  все чаще на почве противоречий  между политикой центра и интересами  регионов, на почве неэффективности существующей системы политической власти, в рамках которой крайне принижена роль местных управленческих структур. Сильные органы местного самоуправления послужат гарантом от разрушительных потрясений в обозримом будущем, позволят создать стабильную демократическую общественно-политическую ситуацию в обществе;

- потребность  в развитой региональной политике. Этого требует и быстрый рост  экономического влияния регионов, и острая необходимость решения  многих региональных проблем,  и важность эффективных межрегиональных связей. Разработка и осуществление такой политики возможны только при широких полномочиях муниципальных органов власти;

- острота  проблемы укрепления российской  государственности, важной частью  которой является формирование  новой законно обеспеченной структуры органов местного самоуправления. Демократическая система власти способна сохранить централизованное государство такой сложной структуры, какую имеет Россия, лишь при наличии в своем фундаменте близких к населению территориальных структур управления;

- отсутствие  концепции местного самоуправления  для современных российских условий,  без которой невозможна системная  работа по созданию структур  местной власти.

  Объектом исследования является: местное самоуправление.

  Предметом исследования является: сущность органов местного самоуправления.

  Цель курсовой работы состоит в исследовании становления местного самоуправления в РФ, взаимодействие ее с органами государственной власти и ее основы деятельности.

  В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:

  1. Обоснование исторических предпосылок формирования местного самоуправления в России;
  2. Выявление организационно-правовых форм местного самоуправления в России;
  3. Раскрытие и обоснование путей формирования современной модели местного самоуправления.

  Методами исследования являются анализирование, констатирование, а также получение данных и сведений. 
 
 
 

Глава 1. Исторические предпосылки развития местного

самоуправления  в России.

   1.1 Реформирование местного самоуправления от древнерусского государства до современности.

   Становление и развитие местного  самоуправления в России обусловливает  необходимость теоретического осмысления  данных процессов в правовом  аспекте, используя анализ исторического  прошлого, зарубежного опыта и современных тенденций. Создается российская система местного самоуправления, о которой можно говорить, как о модели организации местного самоуправления. Автор данного исследования считает, что понятие реальной перспективы развития организации местного самоуправления в России возможно только через обращение к историческому и зарубежному опыту организации местного самоуправления.  В истории России выделяются периоды ослабления и укрепления основ местного   самоуправления.

   Существование ранней модели самоуправления, которая складывалась на территориально-хозяйственной общности и наличии родственных связей, было характерно еще для древнерусского государства. Местное самоуправление проявлялось в форме производственных и территориальных общин. Форма осуществления местного самоуправления была сначала родовая, а затем непосредственная представительная демократия, которая проявлялась в вечевом управлении. Компетенция общин осуществлялась через Вече и избираемые им органы. В древнерусском государстве местное самоуправление имело все необходимые признаки: экономическую и юридическую самостоятельность, осуществление на уровне старших городов и местных Вече.

 С  приходом татаро-монгол вечевая  власть была существенно подорвана  на два с лишним века. К 15 веку образовались новые формы народовластия - крестьянская община и казачье самоуправление.  Присущее славянским племенам общинное управление являло собой истинную модель местного самоуправления - имело экономическую основу и народовластие.

XVII век положил начало бюрократизации местного самоуправления. Существовали две формы местного самоуправления: губернские и земские учреждения и воеводская система управления. Городские реформы Петра II несли в себе элементы зарождения земской модели местного самоуправления, однако, при сохранении сильного государственного вмешательства, Екатерина II провозгласила принцип  сословности и самостоятельности в местном самоуправлении, издала несколько актов, которые и определили систему местного самоуправления вплоть до введения Александром II земских учреждений. 

   Наиболее значимыми в историко-правовом аспекте были две реформы местного самоуправления: земская 1864 года и городская 1870 года. Земство имело хозяйственную самостоятельность. Не являясь государственной структурой, земства наделялись правом издавать для населения постановления, облагать его разного рода сборами. Однако, создав земское самоуправление, правительство ограничило его самостоятельность, издавая различные законы и разъяснения, усиливающие зависимость земств от бюрократии. Временное правительство сделало ставку на земства и заявило о намерении провести выборы  всеобщим прямым, равным тайным голосованием, положив, таким образом, в их основу демократический принцип. Им был принят "Закон о земской реформе". Однако Октябрьская революция принесла с собой ликвидацию земства и становление новой модели местного самоуправления - советской.1

   После Февральской революции 1917 года, Временное правительство расширило полномочия земских органов власти. Временное правительство стремилось сделать их своими опорными пунктами на местном уровне, но в это время в крупных промышленных центрах стали создаваться более энергичные органы - городские Советы, которые наделялись более широкими властными полномочиями.

   Ликвидировано земское самоуправление было очень быстро. Заменой земствам должны были стать новые органы самоуправления, которыми и явились Советы. Окончательно и законодательно переход всей власти к Советам подтвердил II съезд Советов. Ликвидация земских органов самоуправления проводилась на основе циркуляра Наркомата внутренних дел от 6 февраля 1918 года, в соответствии, с которым подлежали роспуску городские и земские органы самоуправления, которые, в свою очередь, выступали против Советской власти. Остальные же органы самоуправления входили в аппарат местных Советов. Это проводилось для того, чтобы не было двух однородных органов, заведующих одной и той же работой. Таким образом, власть перешла в руки городских Советов, которые распространили свои полномочия на территорию соответствующих губерний и уездов.

   В основу организации власти на местах был заложен принцип единства системы Советов, как органов государственной власти, где местные Советы и их исполкомы выступали как местные органы государственной власти и управления, являясь при этом структурной частью единого централизованного аппарата управления. Таким образом, образовалась единая государственная советская система управления.

   Впервые годы советской власти еще сохранялось административно-территориальное деление страны на губернии, уезды, волости.

 Высшим органом местной власти являлись съезды Советов (областной, губернский, уездный, волостной), а также городские и сельские Советы. Они являлись свободными неформальными собраниями без ясно выраженных функций. Задачи местных Советов состояли в реализации постановлений высших органов власти; решение вопросов, касающихся местного значения; координации деятельности Советов в пределах данной территории: проведении мероприятий по хозяйственному, культурному развитию территорий.

 Прямыми были выборы в сельские и городские Советы. Эти Советы избирались непосредственно населением. Сельский Совет состоял из председателя и секретаря, и избирался жителями села, и редко, но мог назначаться волостным исполкомом. Городские же Советы формировались на производственной основе, то есть путем выборов на заводах, фабриках, либо через профсоюзы из одного депутата от одной тысячи человек населения, что составляло не менее пятидесяти и не более тысяч членов.

 В 1925 году принимается Положение "о городском Совете", по которому городской Совет является высшим органом власти на территории города в пределах своей компетенции. Таким образом, предоставление местной власти в этот период относительной самостоятельности в решении вопросов местной жизни.  

   В годы Отечественной войны продолжали функционировать местные органы власти и управления наряду с высшими и центральными властями. В этот период в них происходит структурные изменения, которые были направлены на максимальную централизацию политического, хозяйственного и военного руководства.

   Вопрос о сущности местного  самоуправления теснейшим образом  связан с политико-правовой природой  этого явления. Впервые теория, объясняющая сущность местного  самоуправления, возникла в середине XIX века в Бельгии и Франции. Это теория свободной (естественной) общины. Ее представители (Гербер, Арене) считали, что право общины на заведование своими делами является таким же естественным и неотчуждаемым, как права человека, что община является первичной по отношению к государству, поэтому последнее должно уважать свободу общинного управления. «Община имеет право на самостоятельность и независимость от центральной власти по самой своей природе, причем государство не создает общину, а лишь признает ее». Наряду с исполнительной, законодательной и судебной властью признавалась четвертая власть - местная (муниципальная, коммунальная, общинная).   Эту теорию сменила хозяйственная теория. Ее представители (Р. Моль, А. Васильчиков) сделали упор не только на признание самоуправляющейся общины в качестве самостоятельного субъекта права, но и на содержание коммунальной деятельности.

Информация о работе Сущность и концепции местного самоуправления