Сущность российского местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:14, контрольная работа

Описание

«Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» - гласит статья 3 Европейской Хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г.
Местное самоуправление - одна из основ любого демократического строя, в связи, с чем Хартия устанавливает, что принцип местного самоуправления должен быть закреплен в законодательстве и, по возможности, в конституции каждой страны.

Работа состоит из  1 файл

муниципальное.docx

— 41.05 Кб (Скачать документ)

 

Введение

 

           «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» - гласит статья 3 Европейской Хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г.

         Местное самоуправление  - одна  из основ любого демократического  строя, в связи, с чем Хартия  устанавливает, что принцип местного  самоуправления  должен быть закреплен  в законодательстве и, по возможности,  в конституции каждой страны.

         Местное самоуправление возникло  в Европе еще в Средние века. В XVIII в. Американская и Французская буржуазные революции вызвали к жизни сходные системы местного самоуправления, придав им функцию выражения и охраны прав и свобод человека и гражданина. Идеи общинного управления получили развитие в Великобритании, Бельгии, Германии и других странах.

         В XIX в. сложились и поныне существуют три основные системы местного самоуправления:

         а) англосаксонская, при которой исключаются какие-либо представители центрального правительства на местах, а муниципалитеты самостоятельно осуществляют власть в пределах своих полномочий;

          б) французская, допускающая контроль центральной власти через специально назначаемых представителей или в других формах;

           в) германская, при которой органы местного самоуправления действуют по поручению государства, а община самостоятельно и под свою ответственность решает задачи на своем уровне, но в соответствии с законами.

 

 

 

         В России местное самоуправления  неоднократно преобразовывалось,  что привело к земской (1864 г.) и городской (1870 г.) реформам, в  результате которых была создана  децентрализованная система местного  самоуправления. Однако на местах  сохранялось и государственное  управление.

 

          Цель настоящей работы состоит  в том, чтобы, опираясь на  законы и научные источники,  раскрыть понятие и сущность  российского местного самоуправления,  выявить его характерные черты  и особенности. Значительное внимание  уделено таким вопросам, как взаимоотношение  органов государственной власти  и местного самоуправления, роль  местного самоуправления в России, полномочия местного самоуправления и т.д. В работе затрагиваются актуальные вопросы сущности местного самоуправления, а также вопросы, касающиеся осуществления правовых гарантий местного самоуправления.

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и сущность местного самоуправления.

 

 

    Местное  самоуправление в Российской  Федерации — признаваемая и  гарантируемая Конституцией РФ, самостоятельная и под свою  ответственность деятельность населения  по решению непосредственно или  через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

 

В настоящее  время попытки определить понятие "местное самоуправление" также  имеются в юридической, политической, исторической и иной научной литературе.

В. И. Фадеев полагает, что "местное самоуправление" — это система организации  и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное, под свою ответственность, решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной  собственностью, исходя из интересов  всех жителей данной территории".

С. А. Авакьян  справедливо утверждает: "Абсолютно  недостаточно сказать, что местное  самоуправление — это самостоятельное  и под свою ответственность решение  населением и избранными им органами местных дел (вопросов местного значения)... В таком подходе отражены предметно-объектное  содержание местного самоуправления, да еще его претензия на автономность. Однако этого недостаточно, поскольку  в принципе любой уровень управления имеет свой предмет (объект) и должен быть самостоятельным в деятельности, за что и несет ответственность". "Кардинальное значение, — по мнению С. А. Авакьяна, — для понимания природы местного самоуправления должны иметь такие факторы, как: наличие или отсутствие государственно-властных начал в местном самоуправлении; его положение в общей системе управления, существующей в данном государстве и обществе; набор функций местного самоуправления; его материально-финансовая база". Комментируя ст. 12 Конституции РФ, С. А. Авакьян справедливо заключает, что она исходит из общественной природы местного самоуправления.

Конституционный подход представляется С. А. Авакьяну неконструктивным и неперспективным. Местное самоуправление — это территориальное управление. Управлять же территорией, не имея властных начал, попросту немыслимо. Для этого  достаточно взглянуть на круг дел, встающих перед местным самоуправлением. А они, так или иначе, связаны  с общими делами и проблемами, стоящими перед страной в целом, да иначе и быть не может.

"В сложившемся  сегодня положении сконцентрированы  все противоречия прошлых лет,  — справедливо отмечает В.  Н. Синяков. — В сознании  и граждан, и должностных лиц  еще жив стереотип мышления, что  государство везде, что каждый  местный Совет — орган государства,  что должна быть жесткая подчиненность  по вертикали всех органов,  в том числе и представительных".

М. И. Пискотин дает краткое определение понятия "местное самоуправление", ограничиваясь  тем, что "местное самоуправление" — это самоуправление граждан, населения  сел, городов, поселков. Ими управляет  не кто-то сверху, а они сами управляют  своими местными делами".

Местное самоуправление в любом государстве, как справедливо  отмечает М. И. Пискотин, служит средством  осуществления трех основных целей: обеспечения децентрализации в  государственном управлении; развития демократических начал в решении  вопросов местного значения и повышения  эффективности в ведении местных  дел.

Основной  смысл местного самоуправления, в  понимании М. И. Пискотина, в том, что центральная власть или власть субъекта Федерации концентрирует  в своих руках соответственно лишь общегосударственные или региональные дела, решение же дел местного значения оставляется местным сообществам, т.е. населению соответствующих низовых  административно-территориальных единиц. И вполне оправданно, по его мнению, Конституция РФ в ст. 130 провозглашает: "Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения... Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления".

 

            Местное самоуправление — это  комплексное, сложное, многогранное  явление, которое можно рассматривать  в нескольких аспектах:

•  как основополагающий принцип  осуществления власти в обществе и государстве, который определяет систему управления демократического правового государства;

•   как форму народовластия;

•  как право граждан (жителей  определенной территории) на самостоятельное  ведение дел местного сообщества;

•   как  способ организации и осуществления  населением власти на местах

    

      В демократическом государстве организация и осуществление власти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом местного самоуправления. Этот принцип обеспечивает такую децентрализацию системы управления в Российской Федерации, которая делает данную систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

Однако местное  самоуправление — не только один из важнейших демократических принципов  организации и осуществления  власти. Это и право граждан  различных административно-территориальных  единиц управлять в рамках закона самостоятельно, а также в собственных  интересах значительной частью  общественных дел.

Граждане  Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городах, сельских поселениях и  других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан. Они имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Граждане  Российской Федерации имеют право  избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, имеют равный доступ к муниципальной службе, имеют  право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина.

 

Согласно  Конституции РФ (ст. 12), органы местного самоуправления «не входят в систему органов государственной власти». Органы государственной власти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправления, однако осуществлять его не вправе. Они обеспечивают государственный контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.

Ставя органы местного самоуправления вне системы  органов государственной власти, Конституция РФ в то же время допускает  возможность наделения этих органов  отдельными государственными полномочиями. В таких случаях им должны быть переданы необходимые материальные и финансовые средства, а реализация полномочий должна контролироваться государством.

Таким образом, самостоятельность местного самоуправления имеет пределы, устанавливаемые  Конституцией РФ и федеральными законами, а само местное самоуправление интегрировано в общую систему управления делами общества и государства.

 

 

Не являясь  частью системы государственных  органов, органы местного самоуправления, как и все местное самоуправление в целом, — не только форма самоорганизации  населения для решения своих задач. Это также форма осуществления публичной власти, власти народа. Вот почему деятельность органов местного самоуправления характеризуется такими свойственными органам государственной власти чертами, как наличие властных полномочий, обязательность принимаемых решений для всех физических, а также юридических лиц и организаций, находящихся на территории, в рамках которой действуют соответствующие органы местного самоуправления.   

Следует учитывать, что на уровне местного самоуправления, в границах местного сообщества, находят  проявление и реализацию преобладающая  часть прав и свобод человека и  гражданина.

Согласно  действующему российскому законодательству местное самоуправление характеризуется  следующими признаками:

-   это один из институтов гражданского общества и политической системы России, составляющий основу конституционного строя страны (ст. 3, 12 Конституции РФ расположены в гл. 1 "Основы конституционного строя", их нормы находятся под особым режимом правовой охраны, образуя так называемые "вечные конституционные положения");

-    это один из институтов публичной власти, принадлежащей многонациональному народу России (согласно ст. 3 Конституции РФ народ является единственным источником власти и осуществляет ее непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления), причем власти самостоятельной и независимой (ст. 130 Конституции РФ);

-    это право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения, защищенное системой государственных гарантий (ст. 12, 130 Конституции РФ). Это право закрепляет статья 3 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" № 131 -ФЗ;

-    это наиболее широкое сочетание форм непосредственной и представительной демократии (ст. 130 Конституции РФ);

-    местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного значения. Перечень этих вопросов дан в главе 3 федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". К ним относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования;

-     собственная ответственность муниципальных образований, которая обеспечивается  различными формами контроля со стороны населения и государства.

 

 

  1. Законодательное определение местного самоуправления.

 

Конституция РФ провозглашает признание и  гарантирование местного самоуправления, которое получает в ней статус одной из основ конституционного строя страны (гл. гл. 1, 8). Естественно, что конституционная формула "местное  самоуправление" должна толковаться  не как подтверждение того, что  есть, а как цель для всех, на кого распространяет свое действие Конституция.

 

Развивая  конституционную модель местного самоуправления, Закон от 6 октября 2003 г. характеризует  его как форму осуществления  народом своей власти. Данная форма  обеспечивает в пределах, установленных  Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Федерации, самостоятельное и под свою ответственность  решение населением непосредственно  и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 1). Согласно Закону от 28 августа 1995 г. местное самоуправление - это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Оба определения в основном совпадают. Ключевое отличие современного подхода - прямая характеристика местного самоуправления как формы народовластия, что точно отражает роль местного самоуправления в системе народовластия (ст. 3 Конституции РФ).

Информация о работе Сущность российского местного самоуправления