Сущность российского местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:14, контрольная работа

Описание

«Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» - гласит статья 3 Европейской Хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г.
Местное самоуправление - одна из основ любого демократического строя, в связи, с чем Хартия устанавливает, что принцип местного самоуправления должен быть закреплен в законодательстве и, по возможности, в конституции каждой страны.

Работа состоит из  1 файл

муниципальное.docx

— 41.05 Кб (Скачать документ)

Традиционно в России все еще срабатывают  старые стереотипы подчиненности органов  местного самоуправления органам вышестоящего уровня, в результате возникает нередко  неоправданное вмешательство последних  на формирование и деятельность органов  местного управления.

С другой стороны, автономизация власти на местах, существенное возрастание уровня ее независимости  и компетенции, передача ей ряда государственных  полномочий должны проходить под  пристальным контролем государства.

Самостоятельность местной власти проявляется также  в обязанности для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а  также органами местного самоуправления и гражданами решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий.

Самостоятельный характер местной власти выражается в наличии собственных предметов  ведения местного самоуправления и  полномочий, которыми обладают органы местной власти.

Самостоятельность местной власти тесно связана  с конституционно установленными гарантиями местного самоуправления. В их числе:

1. право на  судебную защиту;

2. право на  компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений,  принятых органами государственной  власти;

       3. запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами.

На протяжении всей истории государственности  прослеживается тесная органическая взаимосвязь  между развитием государства  и самоуправлением. В различных  типах государства, на разных этапах эволюции существовали различные модели местного самоуправления, которые, в  конечном счете, всегда следуют за государственным  развитием, подчиняясь предписаниям, которые  устанавливает государство, будь то в форме правовых норм либо в форме  директивных указаний, и тем самым  практически всегда зависят от типа государства, его устройства, формы  правления и политического режима.

Сложная природа  местного самоуправления является объективной  предпосылкой формирования противоречивых взглядов на природу этого института  и его сущность.

Современное местное самоуправление, будучи формой самоорганизации населения, имеет  признаки как государства, так и  общественных институтов. Местное самоуправление в современных условиях имеет  двойственную природу и по своей  сути является общественно-государственным институтом.

Российская  и зарубежная практика развития местного самоуправления свидетельствует о  тесной взаимосвязи, взаимозависимости  и взаимопроникновении государственных  и самоуправленческих начал. Анализ соотношения государства и местного самоуправления позволяет выявить  ряд их общих признаков, в том  числе: оба являются институтом общественного  развития; каждый из них имеет территориальную  организацию; имеют один источник власти - народ; осуществляют публичную власть, одна разновидность которой - государственная власть - распространяется на всю территорию, другая - муниципальная власть - на территории местного самоуправления; осуществляют сбор налогов; осуществляют функции по обеспечению общественной безопасности и порядка -одни (государственные структуры) в виде органов внутренних дел и других силовых структур, другие (самоуправленческие структуры) - в виде муниципальных органов охраны общественного порядка; осуществляют правовое регулирование и управление, т.е. имеют собственные правовые акты, а также собственные аппараты управления.

Местное самоуправление в широком понимании - это институт самоорганизации общества. В силу своей двойственной природы, как общественной, так и государственной, оно может реализоваться в виде властного института. И именно в таком виде местное самоуправление существует сегодня в России и гарантируется действующей Конституцией. В то же время местное самоуправление может реализовываться в виде территориального общественного самоуправления. Наконец, местное самоуправление может существовать в сочетании, как первого, так и второго.

 

В настоящее  время организация самоуправления стала одной из важнейших политических задач.

Местное самоуправление - важнейший элемент организации публичной власти. Его специфика, как отмечается в научной литературе, заключается в двойственной политической природе. С одной стороны, органы самоуправления интегрированы в единый государственный механизм управления страной. Местное самоуправление имеет действующий на основе законов и иных нормативных актов аппарат, наделенный правом использовать "средства законодательно институированного насилия", оно может самостоятельно формировать бюджет, устанавливать и собирать налоги. С другой стороны, местное самоуправление является важным элементом гражданского общества, формой политической самоорганизации локальных сообществ (использующей в числе прочих и механизмы прямой демократии). Поэтому ему свойственны: относительная независимость как от органов государственной власти, так и от внегосударственных структур (двоякого рода автономия); способность осуществлять коллективные акции по защите и достижению своих интересов (коллективное действие); отсутствие стремления присваивать себе функции по управлению политикой в целом (не узурпация чужих полномочий); готовность действовать в рамках сложившихся гражданских и правовых норм (гражданственность).

Возможность передачи органам местного самоуправления полномочий, как федеральных органов, так и органов субъектов Федерации  определяет роль органов местного самоуправления как одной из составляющих Российского  федеративного государства.

Говоря о  взаимоотношении местного самоуправления с институтами государства, общества, институтом прав и свобод человека и гражданина, необходимо подчеркнуть, что местное самоуправление есть одна из форм демократии - как непосредственной, так и представительной.

Общественные  начала в местном самоуправлении имеют своим назначением повышение  активности населения в решении  вопросов управления государственно-общественными  делами. Общественное в местном самоуправлении проявляется в непосредственном участии граждан в формировании и осуществлении ряда функций  самоуправления (собрания, сходы, выборы, референдумы). Оно, равно как и  государственное начало, закреплено в нормах Хартии, конституций, законов  и других правовых актах.

Сочетание государственного и общественного в самоуправлении очень важно в практическом плане. С помощью единства этих двух начал  решаются важнейшие общественно-государственные  задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключения 

Подводя итоги  работы, хотелось бы отметить, что  развитие местного самоуправления нуждается в поддержке федерального Центра, его политических решениях, опирающихся на гражданские инициативы населения. Становление местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, связанных с несовершенством ныне существующей правовой базы, в том числе: отсутствием федерального нормативного правового регулирования, обеспечивающего реализацию ряда норм Конституции РФ о местном самоуправлении; отсутствием четкого нормативного правового разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления; внутренней несогласованностью и бессистемностью законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении; неэффективностью законодательного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований; несовершенством системы судебной защиты интересов местного самоуправления.

Становление местного самоуправления нуждается  в разработке института осуществления  им государственных полномочий, прежде всего в социальной сфере - наиболее близкой и болезненной для населения. Между тем вопросы наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, в том числе и в социальной сфере, относятся к малоизученным.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

Правовые  акты

 

 1.Конституция РФ, - 1993 год

2. Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г.

     3 .Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.95 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. №35. Ст. 3506.

  1. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.03 г. // «Основные кодексы и законы РФ» Изд. «Весь» с.457

 

Научная литература

 

      1. Авакьян С. А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России // Местное самоуправление в России: состояние, проблемы «перспективы» 2003.- 210 с.
      2. Баглай М.В.  Конституционное  право  Российской  Федерации.  –  М.:  НОРМА –   ИНФРА · М, 1998. – 752 с.
      3. Васильев В.И. Местное самоуправление. – М.: ЮРИНФОРМЦЕНТР, 1999. – 453 с.
      4. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. – М.: НОРМА, 2001. – 368 с.
      5. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия.- М.: Норма, 2002.- 272 с.
      6. Комментарий   к  Федеральному  закону  «Об  общих  принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации». – М.: НОРМА, 1997. – 423 с.

Информация о работе Сущность российского местного самоуправления