Форма народовластия в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 18:09, курсовая работа

Описание

Из принципа народовластия как одной из основ конституционного строя логически вытекает право граждан участвовать в управлении делами государства. Оно обеспечивает практическую реализацию данного принципа, то есть включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в сферу политики, и тем самым преодоление отчуждения граждан от государства. Конституция РФ гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Содержание

Введение
Понятие народовластия, формы его осуществления
Представительная демократия
Институты непосредственной демократии:
а) референдум и выборы – ключевые институты непосредственной демократии
б) отзыв депутатов и выборных должностных лиц
в) Правотворческая инициатива граждан
г) Иные институты непосредственной демократии
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КП (Народовластие).doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 05.08.2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ», в  СФ ФС РФ входят  по  два  представителя  от  каждого субъекта   РФ:  по  одному  от  законодательного (представительного)   и   исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Членом  СФ может быть избран (назначен) гражданин РФ,   не   имеющий   гражданства   иностранного государства   либо   вида   на   жительство  или  иного  документа, подтверждающего   право   на   постоянное   проживание   гражданина РФ   на  территории  иностранного  государства, достигший   возраста   30   лет,   проживший  не  менее  10  лет  в совокупности  на  территории субъекта РФ, органом государственной   власти   которого   осуществляется  его избрание (назначение)  членом  СФ, и обладающий в соответствии с   КРФ  правом  избирать  и  быть избранным в органы государственной власти.

Член   СФ   -  представитель от  двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта  РФ  избирается  поочередно  от  каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Член   СФ   -  представитель от  однопалатного законодательного  (представительного) органа государственной власти субъекта  РФ  должен быть избран не позднее трех месяцев   со   дня   первого   заседания   в   правомочном  составе законодательного  (представительного) органа государственной власти субъекта  РФ нового созыва, в том числе в случае досрочного  прекращения полномочий этого органа предыдущего созыва, а   член   СФ    -  представитель от  двухпалатного законодательного  (представительного) органа государственной власти

 субъекта   РФ    и   член   СФ  - представитель   от   законодательного органа государственной  власти субъекта РФ, формируемого путем  ротации,  -  со  дня  истечения срока, на который был избран предыдущий представитель соответствующего органа.3 Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа   государственной   власти   субъекта  Российской  Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем   высшего   исполнительного органа  государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.

В соответствии с ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ. Статья 2 указанного ФЗ говорит, что систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               3. Институты непосредственной демократии

Непосредственная демократия – это одна из форм выражения  воли народа. На основании п. 3 ст. 3 КРФ: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Федеральное законодательство предусматривает три формы непосредственной демократии, используемые в масштабах Федерации: выборы, референдум и всенародное обсуждение государственных решений. На уровне субъектов РФ и муниципальных образований к этим формам добавляются отзыв депутатов представительных органов, а также народна законодательная (в субъектах РФ) или правотворческая (в муниципальных образованиях) инициатива. К субъектам непосредственной демократии следует отнести: отдельную личность (прежде всего гражданина); различного рода объединения граждан: общественные организации, инициативные группы, собрания; граждан, проживающих на территории одного субъекта Российской Федерации, обладающих избирательным правом; весь многонациональный народ Российской Федерации.

 

а) Референдум и выборы – ключевые институты непосредственной демократии.

Самыми активными и  действенными формами народного  участия в управлении делами государства  и местного сообщества являются голосование на выборах и референдумах. Референдум и выборы — это институты прямой демократии, которые похожи по целям и субъектам, но различаются по объектам и результатам. Цель у них — выражение воли народа. Субъектный состав — граждане, которые имеют право принимать участие в референдуме и в выборах. Правовая регламентация этого института непосредственной демократии заключена в КРФ, ФКЗ от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме», ФЗ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

В соответствии со ст. 1 ФКЗ от 28.06.2004 №5-ФКЗ «О референдуме РФ» (далее – ФКЗ «О референдуме»): «Референдум РФ - всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения».  Право граждан на участие в референдуме закреплено п. 2 ст. 32 КРФ: «Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».  Статья 2 ФКЗ «О  референдуме» определяет принципы проведения референдума. Так, на основании п. 1 ст. 2 референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании.

Граждане РФ имеют право участвовать в референдуме на равных основаниях независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов. Гражданин РФ голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно. Участие гражданина РФ в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. Голосование на референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина РФ, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.4

На референдум РФ в обязательном порядке выносится  вопрос о принятии новой Конституции  РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции России. На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные КРФ к ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и субъектов РФ. На референдум не могут выноситься вопросы:

1) об изменении  статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного КРФ;

2) о досрочном  прекращении или продлении срока  полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ;

4) о персональном  составе федеральных органов  государственной власти, иных федеральных  государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

6) о принятии  и об изменении федерального  бюджета, исполнении и изменении  внутренних финансовых обязательств РФ;

7) о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;

8) о принятии  чрезвычайных и срочных мер  по обеспечению здоровья и  безопасности населения;

9) об амнистии  и о помиловании.

Вопрос, выносимый  на референдум, не должен противоречить КРФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.5

На основании  ст. 7 ФКЗ «О референдуме», инициатива проведения референдума не может  быть выдвинута и референдум не может назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения и в течении трех месяцев со дня его отмены, введенного на территории РФ.

Статья 5 ФКЗ «О референдуме» определяет круг лиц, имеющих право  участвовать в референдуме. Так, гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Гражданин РФ, проживающий или находящийся за пределами ее территории, обладает в полном объеме правом на участие в референдуме.

Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ.

Помимо всероссийских  референдумов  могут проводиться  республиканские (республик в составе субъектов РФ), региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни республик, региона. Проведение референдумов на местном уровне и уровне субъектов РФ подчиняется нормам законодательства о референдуме субъектов РФ, принимаемого в соответствии с основами конституционного строя РФ.

Согласно ст. 8 ФЗ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан РФ» на референдум субъекта РФ, местный референдум не могут  быть вынесены вопросы:

а) о досрочном  прекращении или продлении срока  полномочий органов государственной  власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов государственной  власти субъекта РФ, органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении  финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Непосредственное  осуществление власти народа  путем  проведения свободных выборов –  исходный принцип организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Воля народа, выраженная в выборах, собственно, и позволяет осуществлять демократическую организацию власти в РФ.

       Важное значение имеют выборы. Путем выборов формируются представительные органы государственной власти РФ, субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления. Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему государственной власти. Путем выборов передается право на реализацию суверенитета в установленных КРФ пределах. Смысл выборов  состоит в том, что все граждане могли выразить свою волю, а государственная  власть - быть созданной и действовать в полном соответствии с этой волей. Выборы отражают определенный тип политической системы и непосредственно влияют на нее. Основополагающим законодательным актом в рассматриваемой сфере в нашей стране является ФЗ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». 6

В соответствии с п. 10 ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  РФ», выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с КРФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. В РФ на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата – ФС – ГД- Президент РФ.  Именно  в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс  формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах РФ, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важно значение выборов на всех уровнях РФ. Гражданин РФ участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Таким образом, референдум – это всенародное голосование за проект или против какого-либо предлагаемого решения. Этим он отличается от выборов, когда избиратели голосуют за кандидата (список кандидатов). В отличие от выборов голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса. Принятое решение считается решением народа, и его юридическая сила нередко выше юридической силы законов, принятых парламентом. Но оба эти института непосредственной демократии являются ключевыми.

 

б) Отзыв депутатов и выборных должностных лиц

Отзыв депутатов и  избираемых должностных лиц –  одна их характеристик демократического государства.  Народ, граждане, наделяют властью своих выборных и вправе лишить их её при определенных условиях.  Этот институт способствует преодолению отчуждения между «рядовыми»  гражданами и лицами, избираемыми ими для осуществления функции управления, более качественному отбору кадров, преодолению бюрократизма, обеспечивает контроль народа над избираемыми им лицами.

Однако право досрочного отзыва распространяется не на всех избранных  должностных лиц. Не могут быть досрочно отозваны избирателями Президент РФ, президенты республик в составе РФ, главы других субъектов РФ, хотя имеются и другие способы досрочного отрешения их от должности (например, импичмент). Не могут быть досрочно отозваны депутаты ГД. По традиции депутаты парламента рассматриваются как представители не только своего избираемого округа, но и всего народа, нации. Не могут быть отозваны депутаты, избранные не только  по одномандатным округам, но и по единому федеральному округу. Регулирование института отзыва депутата отнесено к полномочиям муниципальных образований. 7

Информация о работе Форма народовластия в Российской Федерации