Форма народовластия в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 18:09, курсовая работа

Описание

Из принципа народовластия как одной из основ конституционного строя логически вытекает право граждан участвовать в управлении делами государства. Оно обеспечивает практическую реализацию данного принципа, то есть включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в сферу политики, и тем самым преодоление отчуждения граждан от государства. Конституция РФ гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Содержание

Введение
Понятие народовластия, формы его осуществления
Представительная демократия
Институты непосредственной демократии:
а) референдум и выборы – ключевые институты непосредственной демократии
б) отзыв депутатов и выборных должностных лиц
в) Правотворческая инициатива граждан
г) Иные институты непосредственной демократии
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КП (Народовластие).doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

В соответствии с  ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.  Так, на основании ч.2 ст. 24 указанного выше ФЗ: «Основаниями для отзыва депутата могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие), наличие которых подтверждено в судебном порядке». В ч. 1 ст. 24 указывается, что голосование по отзыву депутата проводится по инициативе населения. В соответствии с ч. 3 ст. 45 ФЗ № 131-ФЗ нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путём прямого волеизъявления населения (на местном референдуме), является основанием для отзыва депутата. Так возможны различия во мнениях избирателей и депутата как о необходимости издания правового акта по результатам референдума, так и о содержании муниципального правового акта. Образуется инициативная группа не менее 10 человек, образуемая гражданами, избирательными объединениями. Процедура инициирования отзыва депутата должна включать следующие этапы:

1. Направление документов, подтверждающих наличие оснований для отзыва депутата в избирательную комиссию.

2. Регистрация инициативной  группы.

3. Сбор подписей в  поддержку требования инициативной  группы.

4. Проверка подписей  в подписных листах в течение  15 дней.

5. Направление избирательной комиссией подписных листов в представительный орган муниципального образования.

6. Принятие решения  представительным органом по  вопросу голосования об отзыве депутата. Представительный орган обязан назначить голосование по отзыву в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов о выдвижении инициативы проведения голосования по отзыву.

Депутат считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее 1/2 избирателей.

в)   Правотворческая инициатива граждан

Народная законодательная инициатива связана с деятельностью законодательных органов, народная правотворческая инициатива – с деятельностью представительных органов местного самоуправления.  Это – право граждан подготовить проект  закона  (постановление местного органа самоуправления) и, собрав необходимое число подписей предоставить проект на рассмотрение соответствующего представительного органа при обязанности последнего рассмотреть его. Представительный орган может принять, отвергнуть проект, внести в него изменения, но обсудить его он обязан. Такая обязанность отличает институт народной законодательной инициативы от обычного предложения любого лица или органа, не обладающего правом законодательной инициативы, хотя никто не лишает гражданина или какой-либо орган возможности предоставить свои предложения

В соответствии со ст. 25 ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ», население  в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую  инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

Участие граждан в осуществлении правотворческой инициативы является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина к участию или неучастию в осуществлении правотворческой инициативы. Запрещаются какие-либо прямые и косвенные ограничения прав граждан на участие в осуществлении правотворческой инициативы в зависимости от происхождения, социального или имущественного положения, расовой или национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий. Порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятия к рассмотрению и рассмотрения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления внесенных гражданами проектов муниципальных правовых актов регламентируется уставом муниципального образования.

С правотворческой инициативой  может выступить инициативная группа граждан в количестве не менее 10 жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Инициативная группа граждан может формироваться двумя способами:

  • на собрании граждан. Обращение о рассмотрении проекта муниципального правового акта направляется в уполномоченный орган (должностному лицу) муниципального образования, к компетенции которого относится принятие такого муниципального правового акта, в течение 10 дней после проведения собрания инициативной группы граждан. Указанное обращение подписывается уполномоченным представителем (уполномоченными представителями) инициативной группы граждан.
  • путем сбора подписей в поддержку правотворческой инициативы. Обращение о рассмотрении проекта муниципального правового акта, подписанное уполномоченным представителем (уполномоченными представителями) инициативной группы граждан, в течение 30 дней со дня окончания сбора подписей группа выдвижения инициативы направляет в уполномоченный орган (должностному лицу) муниципального образования, к компетенции которого относится принятие соответствующего муниципального правового акта.

В 10-ти дневный срок со дня получения уполномоченным органом (должностным лицом), в компетенцию которого входит принятие муниципального правового акта, итоговых документов инициативной группы граждан, указанным органом или должностным лицом при участии представителя инициативной группы проводится проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, Устава муниципального образования.

По результатам проверки уполномоченный орган (должностное  лицо), к компетенции которого относится  принятие муниципального правового  акта, принимает решение о принятии проекта муниципального правового акта к рассмотрению или его возврате инициативной группе граждан. В случае отказа в принятии документов к рассмотрению уполномоченным представителям инициативной группы граждан направляется письменный мотивированный ответ.

Уполномоченный орган (должностное лицо) муниципального образования за счет средств местного бюджета публикует проект муниципального правового акта, внесенный в порядке  реализации правотворческой инициативы, в течение одного месяца со дня его внесения в средствах массовой информации.

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке  реализации правотворческой инициативы, в течение трех месяцев со дня  его внесения подлежит обязательному  рассмотрению уполномоченным органом (должностным лицом) муниципального образования, в компетенцию которого входит принятие муниципального правового акта, в соответствии с требованиями правовых актов органов местного самоуправления, регламентирующих порядок принятия соответствующих муниципальных правовых актов.

Муниципальный правовой акт, проект которого был внесен в  порядке правотворческой инициативы граждан, принимается в порядке, установленном для принятия муниципальных  правовых актов Уставом муниципального образования.

Решение уполномоченного  органа (должностного лица) по результатам рассмотрения правотворческой инициативы граждан в случае отказа в принятии соответствующего муниципального правового акта должно содержать мотивированные основания такого отказа.

Действия и решения  уполномоченных органов (должностных лиц) муниципального образования, связанные с реализацией правотворческой инициативы и рассмотрением проекта муниципального правового акта, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством.8

г) Иные институты непосредственной демократии

Одной из форм непосредственной демократии является народное обсуждение, которое проводится по  важным вопросам общественной и государственной  жизни, а также территориального коллектива.  Это – форма обращений  органов государственной власти и местного самоуправления за советом к населению.  Органы государства, местного самоуправления могут поднять какой-либо вопрос на страницах газет, по радио, телевидению. Народное обсуждение предполагает массовое участие граждан государства, субъекта РФ, территориального коллектива.

Следует обратить внимание на ФЗ от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях». В соответствии со ст. 2 указанного ФЗ,  собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов; митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации; шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением  собрания и пикетирования, проводимого  одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта РФ. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) цель публичного  мероприятия;

2) форма публичного  мероприятия;

3) место (места) проведения  публичного мероприятия, маршруты  движения участников;

4) дата, время начала  и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество  участников публичного мероприятия;

6) формы и методы  обеспечения организатором публичного  мероприятия общественного порядка,  организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество  либо наименование организатора  публичного мероприятия, сведения  о его месте жительства или  пребывания либо о месте нахождения  и номер телефона;

8) фамилии, имена и  отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления  о проведении публичного мероприятия.9

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суде.

В соответствии со ст. 33 КРФ, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Это право также закреплено в ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Статья 4 указанного закона определяет формы обращений: 1) обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. 10

Информация о работе Форма народовластия в Российской Федерации