Форма народовластия в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 18:09, курсовая работа

Описание

Из принципа народовластия как одной из основ конституционного строя логически вытекает право граждан участвовать в управлении делами государства. Оно обеспечивает практическую реализацию данного принципа, то есть включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в сферу политики, и тем самым преодоление отчуждения граждан от государства. Конституция РФ гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Содержание

Введение
Понятие народовластия, формы его осуществления
Представительная демократия
Институты непосредственной демократии:
а) референдум и выборы – ключевые институты непосредственной демократии
б) отзыв депутатов и выборных должностных лиц
в) Правотворческая инициатива граждан
г) Иные институты непосредственной демократии
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КП (Народовластие).doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

                                                            Курсовая работа по предмету:

                                                           «Конституционное право России»

                                                           студентки 2 курса 2 группы ЗФ ОИ МГЮА

                                                           Ласыгиной Людмилы Александровны

                                                           (Тема: «Форма народовластия в РФ»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашний адрес:

г. Оренбург

ул. Сахалинская 13-10

 

 

 

                 

                       Форма народовластия в  Российской Федерации

                                                   План

Введение

  1. Понятие народовластия, формы его осуществления
  2. Представительная демократия
  3. Институты непосредственной демократии:

а) референдум и выборы – ключевые институты непосредственной демократии

б) отзыв депутатов  и выборных должностных лиц

в)  Правотворческая инициатива граждан

г) Иные институты непосредственной демократии

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Введение

Из принципа народовластия  как одной из основ конституционного строя логически вытекает право  граждан участвовать в управлении делами государства. Оно обеспечивает практическую реализацию данного принципа, то есть включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в сферу политики, и тем самым преодоление отчуждения граждан от государства.

Конституция РФ гласит, что  носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Цель моей курсовой работы более подробно изучить одну из важнейших тем в предмете «Конституционное право России».

Задачами моей курсовой работы являются:

- дать понятие народовластия,  указать формы его осуществления;

- рассмотреть институты  представительной и непосредственной  демократии;

- подробно рассмотреть  такие институты непосредственной  демократии как:

а) референдум и выборы – ключевые институты непосредственной демократии

б) отзыв депутатов  и выборных должностных лиц

в)   Правотворческая  инициатива граждан.

Цель и задачи моей курсовой работы будут достигнуты с  помощью научной литературы и  нормативных актов.

 

 

 

 

  1.  Понятие народовластия, формы его осуществления

 

В соответствии со ст. 1 Конституции РФ  от 12.12.1993 г. (далее - КРФ): «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Его демократизм находит  выражение прежде всего в народовластии; разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

В соответствии с п. 1 ст. 3 КРФ: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ». В России свыше  ста различных наций, народностей, этнических групп, соединенных общей судьбой на своей земле и составляющий единый многонациональный народ России. Это означает, что Россия, провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие – от греческого demos -  народ; kratos – власть и означает «демократия»). Следует обратить внимание на п. 4 ст. 3 КРФ: «Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

Понятие «народовластие»  состоит из двух категорий «народ»  и «власть», которые сложны и требуют  рассмотрения. С юридической точки  зрения понятие «народ» отождествляется  с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства. Следует сказать, что в годы советской власти  под народом понималась определенная историческая общность людей, которая изменяется в зависимости от задач развития, решаемых обществом в данный период. Сообразно с этим народом мог состоять лишь из трудящихся либо включать в себя и те социальные слои, которые, не относясь по своему социальному положению к трудящимся тем не менее объективно участвовали в решении задач прогрессивного развития страны. Такой подход к определению понятия «народ» открывал перед тоталитарным государством широкие возможности для применения дискриминационных мер к миллионам неугодных по тем или иным мотивам гражданам страны.

Власть есть возможность распоряжаться или  управлять кем-либо и чем-либо, подчинять  своей воле других. Власть – явление  социальное. Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение. С возникновением государства возникает и государственная власть как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве основных своих элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества. Государственная власть характеризует суверенитет государства, который проявляется в ее верховенстве, единстве, независимости. Пункт 4 ст. 1 КРФ: «Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию». 1

Государственная власть не совпадает непосредственно с  населением и осуществляется особым, государственным аппаратом. Он представляет собой  совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуются функции государства. Государственный аппарат объединяет все государственные органы, а также армию, разведку, принудительные учреждения.

Государственная власть обладает силой государственного принуждения, осуществляемого специально приспособленным для этой цели аппаратом принуждения, являющимся частью государственного аппарата. Государство в необходимых случаях  применяет меры государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушения.  Эти меры в зависимости от характера нарушений подразделяются на дисциплинарные наказания, административное воздействие, гражданско-правовую ответственность и уголовные наказания.

Государственная власть –  не единственная форма власти народа. Еще одной формой власти народа является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов  государственной  власти.

Признание народа верховным носителем всей власти является выражение народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта – народ.

Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти  народу в полном соответствии с его суверенной волей и коренными  интересами. В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, то есть гражданами государства, поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут  на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается, таким образом в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

В соответствии с  п. 2 ст. 3  КРФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также  через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Пункт 3 ст. 3 КРФ закрепляет, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

В зависимости  от формы волеизъявления  народа различаются представительная и  непосредственная демократия.

Представительная  демократия – осуществление народом власти через выборных, полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории. Так, в соответствии с п. 2 ст. 3 КРФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Выборное представительство  – важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. На основании п. 3 ст. 3 КРФ: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Тем самым устанавливается наивысший авторитет решений, принятых на референдуме и в результате свободных выборов. Формы непосредственной демократии можно классифицировать:

- по функциям: референдум, выборы;

- формы прямого правления, выполняющие регулятивную функцию: митинги, шествия, демонстрации, пикетирования;

- формы прямого правления, выполняющие комплексную функцию: народная инициатива, общественные объединения, отзыв;

- по способу воздействия на общественные отношения: на правообразуюшие — конституционный и законодательный референдум, и не образующие норм — выборы, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования;

- по масштабам действия: общероссийские, региональные, субъектов Федерации, местные;

- по субъектам: всенародные,  коллективные  и индивидуальные.

Таким образом, народ, обладая государственной властью во всей ее полноте, не отчуждает ее от себя, наоборот, он создает надежные механизмы, при помощи которых может высказать, исходя из собственного понимания своих интересов, мнение относительно целесообразности и результативности осуществления государственной власти ее институтами: народ всегда волен внести коррективы в систему власти, в ее функционирование и направленность. Власть народа реализуется в России на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, а также на уровне местного самоуправления, муниципальной власти. Органы публичной власти всех территориальных уровней имеют, в конечном счете, единый источник своих властных полномочий: суверенную волю многонационального народа России. Любое осуществление публично-властных полномочий в государстве должно быть основано на суверенной воле народа, избирающего выборные органы публичной власти и наделяющего их правом формировать иные органы власти, определять их полномочия и порядок деятельности. Захват власти или присвоение властных полномочий является нарушением конституционных основ народного суверенитета, основ конституционного строя России и преследуется по федеральному закону. Поэтому неконституционные способы и пути прихода к власти, её удержания являются противоправными. В тоже время народовластие наиболее эффективно осуществляется в результате достижения оптимального баланса различных форм народовластия.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      2. Представительная демократия

Представительная демократия – осуществление народом власти через выборных, полномочных представителей, которые  принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории. Так, в соответствии с п. 2 ст. 3 КРФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Власть народа осуществляется через избранных им представителей, депутатов. Парламент, законодательные органы субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления, например, городские или сельские советы, принимают решения от имени народа.

Выборное представительство  – важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Представительство народа — понятие условное. Возможно, оно перестало бы быть таковым, если бы всех депутатов избирал народ  в целом, и депутаты не являлись одновременно представителями какой-либо партии (а в парламентах демократических государств таких депутатов большинство). На самом же деле за депутата голосует не весь народ, а избиратели лишь одного округа, которые учитывают не только личные качества кандидата, но и его партийную принадлежность, ориентир на ту или иную предвыборную программу.

В соответствии со ст. 94  КРФ: «Федеральное Собрание (ФС) - парламент РФ - является представительным и законодательным органом РФ». Статья 95 КРФ: «ФС состоит из двух палат - Совета Федерации (СФ) и Государственной Думы (ГД). В СФ входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. ГД состоит из 450 депутатов».

Статья 1 ФЗ от 18.05.2005 № 51-ФЗ  «О выборах депутатов ГД ФС РФ» говорит, что депутаты ГД ФС РФ избираются гражданами РФ  на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина РФ  к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. Статья 5 указанного закона говорит, что гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов ГД, участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий. Гражданин РФ, достигший на день голосования 21 года, может быть избран депутатом ГД. В списки кандидатов могут быть выдвинуты как политическая партия, так и отдельный гражданин.

Информация о работе Форма народовластия в Российской Федерации