Бюджеты Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 20:25, контрольная работа

Описание

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»

Работа состоит из  1 файл

бюджетная система.docx

— 29.90 Кб (Скачать документ)

    1 Бюджеты Российской  Федерации

       

      Центральное место в системе  государственных финансов занимает  государственный бюджет – имеющий  силу закона финансовый план  государства на текущий финансовый  год. Бюджетный кодекс Российской  Федерации определяет бюджет  как «форму образования и расходования  фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления». Таким  образом, аккумулируя с помощью  государственного бюджета денежные  средства, государство через финансовые  механизмы осуществляет выполнение  возложенных на него обществом  политических, экономических и социальных  функций, а именно содержание  государственного аппарата, армии,  правоохранительных органов, выполнение  социальных программ, реализация  приоритетных экономических задач  и т.д. Необходимо отметить, что  бюджет, как фонд денежных средств,  в цельном виде никогда не  существует, т.к. по мере поступления  доходов они обращаются на  покрытие расходов. Он является  лишь планом образования и  использования общегосударственного  фонда денежных средств, то  есть росписью доходов и расходов  государства, согласованных друг  с другом, как по объему, так  и по срокам поступления и  использования.                         

    Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между  членами общества определяют и особенности  финансовой системы. В странах с  социалистической экономикой в силу монопольной государственной  собственности  на средства производства и наличия  мощного госаппарата, основной её задачей  было обслуживание потребностей  государственной  власти. Государственные финансы  подчиняли себе и средства предприятий  и организаций, и даже сбережения населения.

    Перемены  в экономике России и её политическом строе, произошедшие в  начале 90-х  годов, вызвали серьезные изменения  в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации, и её бюджетном устройстве.

    Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение:  «бюджетная система - основанная  на экономических отношениях и государственном  устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

    Организационное построение бюджетной системы всецело  зависит  от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных  государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные  бюджеты. У государств с федеративным устройством, наряду с федеральным  и местными бюджетами, выделяются бюджеты  субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в  унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней  не входят в бюджеты вышестоящих  уровней.

    Таким образом, бюджетная система  России, как федеративного государства  состоит из трёх уровней:

  • первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

    Совокупность  бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

    Консолидированный бюджет субъекта РФ  составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся  на его территории муниципальных  образований. Консолидированный бюджет области может быть представлен  в виде следующей схемы:    

                                  

    

Консолидированный бюджет области

 
    

1.Областной             бюджет

    

3.Бюджеты  районов

области

    

2.Бюджеты  городов

областного  подчинения,

в т.ч. областного центра

    

    

3.3.Сельские

поселковые  и пр. бюджеты

    

3.2.Бюджеты  городов

районного

подчинения

2.1.Городские

бюджеты

3.1.Районные

бюджеты

2.3.Бюджеты

городских

районов

3.1.Районные

бюджеты

2.3.Бюджеты

городских

районов

 
 

    Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и                    консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные  бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах  и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и  служат для аналитических и статистических целей.

    Принципы  бюджетной системы

    Бюджетным кодексом РФ в гл. 5 законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы  Российской Федерации:

  • единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.

    Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций  за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы, ведения бухгалтерского учета  средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

    Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы  означает закрепление соответствующих  видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

    Принцип самостоятельности бюджетов означает:

    - право законодательных органов  государственной власти и органов  местного самоуправления на каждом  уровне бюджетной системы самостоятельно  осуществлять бюджетный процесс; 

    - наличие собственных источников  доходов бюджета каждого уровня;

    законодательное закрепление регулирующих доходов  бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

    - право органов государственной  власти  и органов местного  самоуправления самостоятельно  в соответствии с законодательством  определять направления расходования  средств соответствующих бюджетов  и источники финансирования дефицитов  соответствующих бюджетов;

    - недопустимость изъятия доходов,  дополнительно полученных при  исполнении законов (решений)  о бюджете, сумм превышения  доходов над расходами бюджетов  и сумм экономии по расходам  бюджетов;

    - недопустимость компенсации за  счет бюджетов других уровней  потерь в доходах и дополнительных  расходов, возникших в ходе исполнения  законов (решений) о бюджете,  за исключением установленных  законом случаев.

    Принцип полноты учета бюджетных доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов означает, что  все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все  государственные и муниципальные  расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств  внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

    Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

    Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или  достижения наилучшего результата с  использованием определенного бюджетом объема средств.

    Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета  должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут  увязываться с определенными  расходами бюджета за исключением  целевых бюджетных фондов, а также  в случае централизации средств  из бюджетов другого уровня.

    Принцип гласности означает: обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту  информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ  процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

    Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

    Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что  бюджетные средства выделяются в  распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. 

     2 Бюджетное планирование и прогнозирование 

     Выполнение  государством предусмотренных законодательством  функций и задач требует соответствующих  ресурсов. Мобилизация этих ресурсов и их распределение связано с  возникновением финансовых отношений  между государством, налогоплательщиками  и бюджетополучателями.

Информация о работе Бюджеты Российской Федерации