Современная налоговая реформа в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 01:31, творческая работа

Описание

Одним из приоритетных направлений реформирования российской экономики на сегодняшний день является реформирование сложившейся системы налогообложения. Налоги являются одним из основных источников формирования государственных финансов, следовательно, оказывают непосредственное влияние на социально-политическое положение в стране.

Работа состоит из  1 файл

эссе. совр налогов реформа.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное Государственное Образовательное  Бюджетное Учреждение Высшего Профессионального  Образования "Финансовый Университет  при Правительстве Российской Федерации” 
 
 
 
 

Кафедра «Налоги и налогообложение» 

     Эссе

     на  тему:

 «Современная  налоговая реформа в Российской Федерации» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студент гр. РЦБ3-1

Батнасунов  Т.Ю.

Научный руководитель:

к.э.н. Пьянова  М.В. 
 
 
 
 
 

     Москва 2011 

     Одним из приоритетных направлений реформирования российской экономики на сегодняшний  день является реформирование сложившейся системы налогообложения. Налоги являются одним из основных источников формирования государственных финансов, следовательно, оказывают непосредственное влияние на социально-политическое положение в стране.

     Изменения в налоговой системе должны обеспечить улучшение ситуации со сбором налогов, которое может быть достигнуто в результате двух взаимосвязанных действий:

  • Борьбы с уклонением от уплаты налогов в рамках действующей системы.
  • Реформирования налоговой системы.

     Учитывая  это, специалисты МНС России разработали целостную систему мер по совершенствованию налоговой политики. Она направлена:

  • На снижение налоговой нагрузки на отечественных товаропроизводителей и ее перераспределение с реального сектора экономики в сферу потребления.
  • На упрощение налоговой системы.
  • На повышение собираемости налогов и сборов и усиление контроля за их поступлением в бюджет.

     В этих условиях при осуществлении  налоговой реформы приходится решать сразу две главные задачи, причем противоречащие друг другу. С одной  стороны, нужно ослабить налоговое давление на предприятия и организации, особенно на отечественных производителей. Кроме того, существующее сегодня налоговое бремя “душит” предприятия, налоговая нагрузка на реальный сектор экономики слишком велика. Без ее снижения и перераспределения невозможно рассчитывать на подъем отечественного производства и стабилизацию социально-экономического положения.

     В перспективе нужно добиться конкурентоспособности  российских товаров на внутреннем и  мировом рынках.

     С другой стороны, стоит проблема сбалансирования текущего бюджета по доходам и расходам, обеспечения финансирования федеральных, региональных и местных потребностей. Ее решение требует роста налоговых поступлений, включая и таможенные сборы, ибо других реальных источников пополнения бюджета просто нет.

     Как видно задачи практически противоположны и это является главным фактором, тормозящим совершенствование и  развитие налоговой системы.

     Таким образом, нужно производить снижение федеральных налогов, перенести  их центр тяжести с производителей на потребителей, упорядочить взаимоотношения между налогоплательщиками и государством.

     Налоговая реформа началась с принятия и  вступления в законную силу Налогового Кодекса Российской Федерации.

     Налоговая реформа текущего года началась с  введения в действие части первой Налогового кодекса. В этом законодательном акте есть немало и других позитивных концептуальных положений. Более или менее прописаны виды налогов, порядок их взимания, права и обязанности сторон, ответственность за налоговые правонарушения.

     Составной частью налоговой политики должно стать совершенствование налогового администрирования, системы контроля за исполнением налоговой дисциплины, упорядочение системы ответственности за налоговые правонарушения. Повышать налоговые поступления в бюджет следует не за счет введения все новых и новых налогов, а за счет повышения собираемости уже существующих налогов.

     Налоговые органы должны активнее использовать предусмотренные Налоговым кодексом меры по проведению налогового контроля. При этом следует свести к минимуму текущий налоговый контроль за деятельностью налогоплательщиков, сосредоточив ресурсы контролирующих органов на ключевых сферах.

     Эффективность налогового контроля не означает его  усложнение. Проведение мероприятий  налогового контроля не должны отрицательно влиять на хозяйственную деятельность налогоплательщиков. В частности, следует разработать такие процедуры постановки налогоплательщиков на учет в налоговые органы, такой порядок подачи налогоплательщиками налоговых деклараций, которые бы не вызывали больших трудностей у организаций и граждан и не стимулировали налогоплательщиков уходить в теневую экономику. В настоящее время эти процедуры имеют очень сложный и запутанный характер. Налогоплательщику приходится заполнять большой объем различных документов.

     Принципиальные  положения МНС РФ, которые должны быть реализованы, сводятся к следующему:

  • Выравнивание налогового бремени.

     Выравнивание  условий налогообложения должно происходить, прежде всего, за счет резкого  сокращения числа налоговых льгот.

     Действующее налоговое законодательство предусматривает  большое количество льгот практически  по каждому из существующих налогов. Кроме того, несмотря на положения  первой части Налогового Кодекса, все  еще сохраняется множество индивидуальных льгот. Такая ситуация, являющаяся беспрецедентной в мировой практике, превращает контроль за соблюдением налогового законодательства в чрезвычайно трудную задачу, оставляя множество лазеек для полулегального ухода от налогов.

     Каждая  налоговая льгота является мощным стимулом для развития того вида деятельности, на который она распространяется: при наличии льгот экономическая активность перетекает именно к льготным видам деятельности. В результате даже в случае роста внутреннего валового продукта в целом налоговые поступления будут снижаться, так как рост будет, достигнут в основном за счет не облагаемой налогами деятельности. При этом доля внутреннего валового продукта, облагаемая налогами, будет падать, что приведет к еще более неравномерному распределению налоговой нагрузки.

     Конечно, существование некоторых льгот  необходимо, прежде всего, в отношении  инвестиций, в качестве средства экономического стимулирования, необходимо серьезное  сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения, что сделает налоговое законодательство более справедливым и улучшит собираемость налогов. Объединение налогов, сокращение их количества позволит уменьшить общий уровень налоговых изъятий у налогоплательщиков.

  • Упрощение системы налогообложения.

     Следующим направлением налоговой политики является предельное упрощение налоговой системы и уменьшение числа налогов. Это направление должно включать и упрощение правил определения размеров налоговых платежей, и объединение налогов и других обязательных платежей, имеющих одинаковую налоговую базу. Такая мера сделает налоговое законодательство более ясным как для налогоплательщиков, так и для контролирующих органов. При этом отпадет необходимость в существовании множества инструкций, которые иногда не согласуются друг с другом.

     Отмене  подлежат, прежде всего, те налоги, суммарные поступления которых в бюджет незначительны, в то время как расходы на их сбор существенны, а зачастую и превышаю доходы от этих налогов.

  • Поддержка реального сектора российского производства.

     Реформирование  налоговой системы должно проходить таким образом, чтобы система налогообложения не только не мешала развитию российской промышленности, но и стимулировала повышению конкурентоспособности российской экономики. В этой связи следует отменить налоги, лежащие непомерном грузом на производственных предприятиях. Отмене подлежат, прежде всего, налоги, у которых в качестве объекта налогообложения выступает выручка от реализации товаров (работ, услуг). Руководствуясь принятыми на себя международными обязательствами. Российская Федерация не должна вводить каких-либо дискриминационных налоговых мер в отношении зарубежных товаров.

     В целом система налогообложения  операций с отечественными и импортными товарами должна быть единой, эта мера направлена на усиление конкуренции  на внутреннем рынке, что должно привести к улучшению качества предлагаемых российских товаров. При этом государство оставляет за собой право на использование протекционистских мер, однако осуществляться они должны путем изменения ввозных пошлин.

     В целях стимулирования инвестиционных процессов, а также совершенствования системы применения НДС в целом, начиная с 2006 г. при осуществлении капитальных вложений применяется общий порядок вычета НДС как по материальным ресурсам, приобретаемым для работ капитального характера, так и по суммам НДС, уплачиваемым строительными организациями, производящим все виды подрядных работ.

     До 2006 г. суммы НДС, уплачиваемые налогоплательщиками  подрядным организациям в ходе строительства  объектов капитального характера, а  также для выполнения строительных работ, возмещались налогоплательщикам после принятия готового объекта на учет, то есть возмещение НДС производилось после окончания строительства.

     Решение о дальнейшем снижении основной ставки НДС с одновременной отменой  действующей 10%-ной ставки для некоторых товаров и услуг и установлении единой ставки этого налога в размере 15 % предлагается реализовать начиная с 2009 г.

     В отношении налога на доходы физических лиц предполагается увеличение существующих налоговых вычетов (социальных и стандартных).

     Федеральным законом от 21 июля 2005 г. были внесены  важные изменения в в специальные  режимы налогообложения. В частности, для налогоплательщиков, работающих на упрощенной системе налогообложения, увеличен объём дохода, дающего право  работы на этой системе, а также предусмотрен механизм автоматической индексации этого предела с учетом уровня инфляции.

     В перспективе предполагается ввести местный налог на недвижимость жилого назначения. Этот налог заменит налог  на имущество физических лиц, а ткаже налог на имущество организаций и земельный налог. При определении налоговой базы, будет учитываться рыночная стоимость объекта.

     На рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». Предполагается упорядочить процесс проведения налоговых проверок, конкретизировать вопросы, которые должны проверяться при проведении таких проверок.

     Осуществляется  стандартизация работы налоговых органов  с налогоплательщиками. Это позволит исключить субъективный подход при  исполнении налоговым органом своих  обязанностей. Издан Регламент организации работы налоговых органов с налогоплательщиками, касающийся отдельных направлений такой работы: информирование налогоплательщиков, поведение сверки отчетов и т. д.

     В настоящее время значение налога на прибыль организаций в формировании доходов бюджета и его регулирующая роль с позиций стимулирования предпринимательской активности является довольно важным фактором. Повышение ставки налога в 2001 г. на 5 % привело к снижению поступлений налога на прибыль. Снижение же ставки налога в 2002 году на 11 % (до 24%) привело к значительному снижению налоговых поступлений в бюджет. Такое резкое понижение ставки налога на прибыль не оставило запаса для дальнейшего стимулирования налогоплательщиков. Однако доля в налоговых доходах, начиная с 2003 г. стала заметно увеличиваться, что подтверждается данными таблицы.

     Взаимосвязь величины налога на прибыль и его  поступлений в консолидированный  бюджет РФ 
 

Показатель, поступление 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Ставка  налога на прибыль, % 30/38 35/45 24 24 24 24
Доля  в налоговых поступлениях, % 23,35 21,91 14,7 17,36 23 27,6

Информация о работе Современная налоговая реформа в Российской Федерации