Уголовно-правовая ответственность за нелегальную миграцию по российскому законодательству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 08:32, курсовая работа

Описание

Цели и задачи работы. Целью данной работы является формирование целостного представления о нелегальной миграции в России, предпосылок и проблем ее возникновения, а также выявление основополагающих моментов противодействия ей со стороны органов власти. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:

— определение понятия и причин возникновения нелегальной миграции в Россию;

— выявление предпосылок нелегальной миграции, и возможностей их лик-видации;

— рассмотрение мер противодействия этому явлению со стороны государ-ственных органов, анализ их действенности и возможности большей эффек-тивности;

— выявление пробелов и недостатков и определение перспектив развития российского законодательства и правоприменительной практики в данной области в XXI веке.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие и нормативно-правовое регулирование нелегальной ми- грации……………………………………………………………………………….5

§1. Понятие легальной (трудовой) и нелегальной миграции…………………..5

§2. Причины нелегальной миграции…………………………………………….9

§3. Международное и российское законодательство о нелегальной мигра-

ции………………………………………………………………………………….11

а) Международные договоры………………………………………………..11

б) Обязательства РФ в рамках СНГ…………………………………………12

в) Федеральное законодательство…………………………………………..13

Глава 2. Нелегальная миграция в России………………………………………..15

§1. Общая характеристика нелегальной миграции в России (проблемы и предпосылки)………………………………………………………………………15

§2. Административно-правовые меры борьбы с нелегальной миграцией в Российской Федерации……………………………………………………………19

а) Административное выдворение…………………………………………22

б) Депортация………………………………………………………………..23

§3. Уголовно-правовая ответственность за нелегальную миграцию по российскому законодательству…………………………………………………...25

Заключение………………………………………………………………………...30

Библиография……………………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Эконом.теория. нелегальная миграция.doc

— 294.50 Кб (Скачать документ)

     Не принимаются соответствующие меры для реализации положений между-

народных договоров.

     Контролировать и наказывать за данные нарушения призван уголовный за-кон. Например, есть ст.322 Уголовного кодекса РФ1, предусматривающая нака-зание за незаконное пересечение Государственной границы России. Макси-мальное наказание за это для мигранта – 2 года лишения свободы, для органи-зованной группы – 5 лет. Незаконное пересечение границы нередко сопрово-ждается применением оружия или иных предметов, используемы в качестве такового. Но квалифицирующего признака по данному основанию в УК нет.

     Совсем недавно, в конце прошлого года, Государственная Дума внесла в Уголовный кодекс давно ожидаемую поправку, направленную на сворачива-ние внешней миграции. Ей введена уголовная ответственность за организацию незаконной миграции, для чего УК дополнен статьей 322.1, карающей за орга-низацию незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без граждан-ства, их незаконного пребывания в стране или незаконного транзитного проез-да через российскую территорию. За эти действия предусмотрены штраф, обя- зательные или исправительные работы либо лишение свободы на срок до двух

лет. По части  второй (те же деяния, совершенные организованной группой или

в целях совершения преступления на территории РФ) установлено лишение свободы на срок от двух до пяти лет.

     И хотя данная поправка дает возможность привлекать к ответственности организаторов незаконной миграции, правозащитники не без основания предо-стерегают от нарушения прав нелегалов. Они считают, что это дополнение, за-метно расширяющее уголовную репрессию (что особо грустно на фоне проис-шедшей в декабре 2003 года гуманизации УК), являет собой классическое зло-употребление уголовным правом. Так, организация незаконного пребывания мигрантов в России включает предоставление им жилья и содействие в трудо-устройстве. Граждане, сдающие квартиры незаконно находящимся в стране иностранцам, вряд ли могут быть обвинены в организации незаконного пребы-вания. Зато по этой статье вполне могут привлекаться риэлторы, и сразу по части второй, как организованная группа, всей фирмой, а равно предпринима-тели, занимающиеся трудоустройством гастарбайтеров. Там, где уместно вести речь максимум об административном правонарушении, подключаются исклю-чительные карательные инструменты – УК, лишение свободы.

     Меры административного преследования мигрантов тоже были расширены. Так, в несколько раз возросли штрафы за нарушение режима Государственной границы. По статье 18.9 за нарушение должностным лицом организации уста-новленного порядка регистрации иностранных граждан, оформления докумен-тов устанавливается штраф до 100 МРОТ (вместо 50), а на юридических лиц – до 3000 МРОТ вместо установленных ранее 50 МРОТ. Поскольку последнее касается фирм, предлагающих услуги по регистрации, стоимость последней пропорционально возрастет. Вряд ли смогут оплачивать такую стоимость рис-ка работники, приезжающие добывать хлеб горбом, тогда как “террористов” повышение платы не испугает. 

  1 Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – С. 172.

     Аналогичные санкции (до 3000 МРОТ для юридических лиц) введены за на-рушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы (ч. 1 статьи 18.10). Столь жесткие меры способны реально затруднить трудоустрой-ство иностранцев, увеличить скрытность недобросовестных предпринимателей и еще более сократить насущно необходимые РФ трудовые резервы, хотя дру-гих способов приструнить работодателей наше государство, к сожалению, не имеет.

     И все-таки, на мой взгляд, ответственность организаторов незаконной ми-грации следует закрепить в УК, обязательно детально проработав. Например, следует ввести ответственность за контрабанду людей. В нашем Уголовном кодексе подобной формулировки нет. Есть лишь статья 127.1 “Торговля людь-ми”, определяющая торговлю людьми как “куплю-продажу человека либо его вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получения, совершенные

в целях его  эксплуатации”. Данное понятие не полностью  охватывает весь спектр признаков этого  преступления, поэтому требуется более “широкое” оп-ределение. Оно было дано на обзорной конференции ОБСЕ, в сентябре 1999 г., где рассматривалась проблема контрабанды людей, и определялось как:  
  1. любая деятельность, предполагающая вербовку, похищение, перемещение (в границах одного государства или через государственные границы), продажу,

  2. использование силы или угрозы силы, обмана, принуждения (включая зло-употребления властью) или долговых обязательств;  
  3. помещение или содержание жертвы в условиях оплачиваемого или неопла-чиваемого порабощения, принудительного, несвободного труда или в услови-ях, которые могут рассматриваться как рабские;  
  4. ситуация, когда человек оказывается в местности иной, чем та, где он жил до того как подвергся обману, принуждению или оказался связанным долго-вым обязательством.  
     Таким образом, контрабанда людей - это широкое понятие, под которым подразумевают незаконный ввоз в страну мигрантов для неквалифицирован-ной низкооплачиваемой работы в мастерских, на дому или в сельском хозяй-стве, покупку или продажу женщин для работы в публичных домах и т.д. Для нашей страны, да и для мира в целом, этот вопрос приобретает актуальность именно в век демократии и нерушимых прав и свобод. Глубокие потрясения переходного периода привели к все более широкому распространению контра-банды людей именно странах центральной и восточной Европы и бывшего СССР. Экономическое и социальное неравенство, существующее, с одной сто-роны, между гражданами одного государства, с другой - между разными госу-дарствами, является одной из главных причин возникновения контрабанды. Для нашей страны контрабанда людей – очень трепетная тема, поскольку, по данным Международной Организации по Миграции (МОМ), поставщиками “живого товара” являются именно Россия, Украина, Польша и страны Балтии, а также страны бывшего СССР. Жительницы этих регионов в последнее время значительно потеснили женщин из стран Азии и Латинской Америки. При этом (что самое ужасное), каждая шестая из них не достигла совершеннолетия.  
     Пунктами назначения является большинство западноевропейских стран, а также Турция, Израиль, ОАЭ, Таиланд и Япония. Возрастает роль Северной Америки. Большинство женщин ввозят в большие города, курортные места, места развитого туристического бизнеса.  
    Попадают в “капкан” чаще всего женщины, “клюющие” на объявления о хо-рошей работе за границей. Переправа за границу может осуществляться через туристические, брачные и трудовые агентства, конкурсы красоты, танцеваль-ные группы, компании, "обеспечивающие учебы за границей" и т.д. Нередки случаи найма на работу с целью нелегальной трансплантации органов.       

     Женщины, попадающие в рабство, становятся жертвами насилия, психичес-кого и физического. Их избивают, насилуют, им угрожают, насильно удержи-вают и лишают пищи до тех пор, пока они не согласятся выполнить все требо-вания хозяев. Незнание языка, отсутствие денег и документов, боязнь полиции, статус нелегальной иммигрантки усиливают зависимость жертв от своих экс-плуататоров. Некоторые молодые женщины кончают жизнь самоубийством, либо, в качестве урока другим, их убивают сами контрабандисты.  
     Международное сообщество решительно осудило торговлю людьми, рас-сматривая её как возмутительное и крайне серьезное нарушение прав человека, разновидность современного рабства. В то же время лишь немногие государ-ства приняли необходимые меры, направленные на защиту людей от подобных посягательств, имеющих целью наказать контрабандистов, а также обеспечи-вающих действенные методы реабилитации жертв. Существующих законов и программ недостаточно для того, чтобы серьезно повлиять на решение этой сложной транснациональной проблемы, а координация действий как на госу-дарственном, так и на международном уровне пока является скорее исключе-нием, чем правилом. В странах, куда ввозятся жертвы контрабанды, это явле-

ние должно рассматриваться  не просто как проблема нелегальной  миграции. В настоящее время большинство  законов, ужесточающих режим иммиграцион-ного контроля, оказываются направленными  против жертв контрабанды, а не

против преступных группировок торговцев живым  товаром. Таким образом,

когда государство  вообще вмешивается в этот процесс, именно жертвы под-вергаются аресту и высылке, в то время как контрабандисты продолжают свою преступную деятельность, как правило, практически безнаказанно.   

     Контрабанда людей - сложная и многоаспектная проблема, которая требует совместных немедленных и решительных действий специалистов разного про-филя на международном уровне.  
     В противном случае, мы столкнемся с ужасными историческими последст-виями этого явления. Ведь речь в данном случае идет о невыполнении основ-ных положений международного права. Контрабанда людей оказывается по-винна в возникновении многочисленных новых вопросов взаимоотношения полов и новых проблем в сфере прав человека. Наконец, она напрямую связа-на с проблемами стабильности, демократизации и обеспечения верховенства права. Решить ее можно только совместными усилиями всего мирового сооб-щества.
 

    

Заключение 

   Итак, что же несет нам нелегальная миграция?

     Нелегальные мигранты, прибывающие в Россию, оказывают разносторон-нее влияние на политическую, социальную, экономическую и культурную жизнь страны в целом. Во-первых, это экономические последствия. Конечно, нелегалы в нашей стране занимают определенное место в разделении труда и способствуют развитию экономических процессов. Но они также способству-ют поддержанию и развитию неконтролируемых секторов экономики. Неле-гальная занятость незаконных мигрантов неизбежно сопровождается наруше-нием налогового законодательства. Незаконная миграция часто связана с кон-трабандными операциями и другими видами теневого бизнеса (проституцией, торговлей оружием, распространением наркотиков и т.д.). Нелегалы в силу де-шевизны их рабочей силы составляют реальную конкуренцию на рынках труда для местного населения и могут влиять в сторону понижения на средний уро-вень оплаты труда в некоторых отраслях. Следствиями всего этого являются утрата властями контроля над реальной экономической ситуацией, а также прямой экономический ущерб от налоговых потерь и от контрабанды из стра-ны ценных ресурсов. 
     Другой важный аспект – криминализация общества. Растет количество совершаемых нелегальными мигрантами преступлений, все громче заявляет о себе организованная преступность, приобретающая международный характер. Прежде всего, это проявляется в организации преступных группировок по пе-реправе нелегалов через границу. Эксперты отмечают, что маршруты незакон-ной миграции в нашей стране часто совпадают с путями наркотрафика и пере-возки оружия: дельцы наркобизнеса пытаются активно использовать налажен-ные каналы. Эти же самые каналы используются и международными террорис-тами, угрожающими общественной безопасности, естественному развитию на-шей страны. Более того, из-за этого в нашей стране сами нелегалы стали рас-сматриваться как пособники террористов, как потенциальные террористы. Ми-гранты стимулируют преступность внутри страны: рэкет, коррупцию и т.д. Кроме того, в потоке самих нелегалов имеются лица, совершившие у себя на родине преступления и скрывающиеся от преследования властей.  
     В политическом аспекте происходит рост межэтнической напряженности. Рост масштабов незаконной миграции сопровождается изменением националь-ного и религиозного состава населения, образованием иноэтнических общин (как, например, на юге нашей страны), которые не интегрируются в принима-ющее общество. Это ведет к обострению межэтнической напряженности, к усилению экстремистских националистических политических течений. В Ев-ропе ультраправые партии, выступающие за ужесточение борьбы с нелегаль-ными иммигрантами, завоевывают все большую популярность. РФ тоже идет по этому пути, не зря ведь в последнее время все чаще звучат лозунги “Россия – для русских” и происходят погромы “иностранных” рынков.

     Так же для РФ большую проблему представляют и скопления нелегалов в

стратегически важных точках страны. Они длительное время остаются в Рос-

сии, не имея никакого легального статуса. Ярким примером здесь могут слу-жить афганцы, большинство  из которых находится в России уже более 10 лет. Таким образом, затруднен контроль над отдельными районами и страной в це-лом из-за отсутствия информации о таких лицах.

     Каким же образом можно это предотвратить? В каком направлении двигать-ся дальше? По этому поводу имеется несколько мнений. Одни, особенно пред-ставители регионов, где проблема с нелегалами стоит ребром, предлагают уже-сточить миграционное законодательство, добавив полномочий субъектам РФ. Правозащитники протестуют, указывая на “жесткие”, по их мнению, нормы существующих миграционных законов и нарушения прав гастарбайтеров. За-конодатель по этому поводу молчит, хотя именно конкретные правовые нормы решили бы большинство проблем.

     В среде правоприменителей – миграционных органов – тоже нет единого мнения на этот счет. Но в целом, на мой взгляд, миграционное законодательст-во на сегодняшний день их устраивает, хотя им требуется еще немало актов, детально регулирующих отдельные вопросы их деятельности. Например, по словам начальника паспортно-визовой службы Архангельской области, они сейчас ждут урегулирования на федеральном уровне вопроса о миграционной инспекции, которая бы следила за законностью нахождения нелегальных ми-грантов на территории субъектов РФ и, главное, осуществляла контроль за ис-пользованием иностранной рабочей силы предприятиями. Это позволило бы, в том числе, успешнее следить за соблюдением прав нелегалов.

     Учитывая, что Россия действительно нуждается в дополнительной рабочей силе для нужд развивающейся экономики, нашему Правительству нужно на-правлять все силы на легализацию нелегальных мигрантов. Вместо поголов-ных ограничений и запретов нужно регулирование масштабов спроса на рабо-чую силу, приспособление миграционных потоков под нужды экономики реги-онов и страны в целом. В связи с этим очень важно изучение опыта других стран по привлечению в страну качественной рабочей силы. Например, в Кана-де применяется балльная система, с помощью которой на основе ряда личност-ных характеристик (уровень образования, профессиональный статус, возраст и т.п.) производится градация иммигрантов. Такая система позволяет открывать двери в страну для мигрантов, удовлетворяющих требованиям рынка труда, отбор становится объективным, он не зависит от расовой и этнической принад-лежности. И у нас подобная система помогла бы урегулировать миграционный поток, сделать его более качественным, укомплектовать специалистами фунда-ментальные отрасли экономики.

Информация о работе Уголовно-правовая ответственность за нелегальную миграцию по российскому законодательству