Уголовно-правовая ответственность за нелегальную миграцию по российскому законодательству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 08:32, курсовая работа

Описание

Цели и задачи работы. Целью данной работы является формирование целостного представления о нелегальной миграции в России, предпосылок и проблем ее возникновения, а также выявление основополагающих моментов противодействия ей со стороны органов власти. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:

— определение понятия и причин возникновения нелегальной миграции в Россию;

— выявление предпосылок нелегальной миграции, и возможностей их лик-видации;

— рассмотрение мер противодействия этому явлению со стороны государ-ственных органов, анализ их действенности и возможности большей эффек-тивности;

— выявление пробелов и недостатков и определение перспектив развития российского законодательства и правоприменительной практики в данной области в XXI веке.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие и нормативно-правовое регулирование нелегальной ми- грации……………………………………………………………………………….5

§1. Понятие легальной (трудовой) и нелегальной миграции…………………..5

§2. Причины нелегальной миграции…………………………………………….9

§3. Международное и российское законодательство о нелегальной мигра-

ции………………………………………………………………………………….11

а) Международные договоры………………………………………………..11

б) Обязательства РФ в рамках СНГ…………………………………………12

в) Федеральное законодательство…………………………………………..13

Глава 2. Нелегальная миграция в России………………………………………..15

§1. Общая характеристика нелегальной миграции в России (проблемы и предпосылки)………………………………………………………………………15

§2. Административно-правовые меры борьбы с нелегальной миграцией в Российской Федерации……………………………………………………………19

а) Административное выдворение…………………………………………22

б) Депортация………………………………………………………………..23

§3. Уголовно-правовая ответственность за нелегальную миграцию по российскому законодательству…………………………………………………...25

Заключение………………………………………………………………………...30

Библиография……………………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Эконом.теория. нелегальная миграция.doc

— 294.50 Кб (Скачать документ)

роны, и в то же время для недопущения нарушения  основных прав трудящихся

-мигрантов - с другой, - один из актуальных  вопросов, требующих всесторон-

него изучения. Сам вопрос признания незаконных мигрантов носителями ка-

ких бы то ни было прав до сих пор не поднимался. Изучение опыта, наработан-

ного в рамках международных организаций, а также  в зарубежном законода-тельстве, может  оказать серьезную помощь в формировании позиции России по основным вопросам регулирования внешней трудовой миграции (в том чис-ле нелегальной)”4.

     Кто же такие “трудящиеся-мигранты” и что означает термин “нелегальный мигрант”?

     До настоящего времени не существует юридически устоявшихся понятий “мигрант” и “трудящийся-мигрант”. В действующих правовых актах России употребляется только термин “иностранцы”, “беженцы”, ”перемещенные ли-

1 Улучшение методов миграционной статистики в Центральной и Восточной Европе // Издание Бюро МОТ в Москве. – М., 2000. - С. 33.

2 См.: Орешкин В.А. Россия и международная миграция трудовых ресурсов // Мировая экономика и междуна-родные отношения. – 2004. - №3. – С. 77.

3 См.: Travailleurs - migrants. – BIT, Geneve, 1999. - P. 115.

4 Андрианова М.А. О некоторых возможностях упорядочения регулирования нелегальной трудовой миграции в Россию // Юрист. – 2002. - №7. – С. 54. 

ца”. Российская Федерация вступила в третье тысячелетие, не имея обоснован-ной государственной  миграционной политики и соответствующей  правовой базы. Вопрос на уровне страны остается неурегулированным.

     В различных международных документах, как на универсальном, так и на региональном уровне приводится несколько определений трудящегося-ми-гранта. Принятая в 1990 году ООН Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей1 определяет термин “трудящий-

ся-мигрант” следующим  образом: “это лицо, которое будет  заниматься, зани-

мается или  занималось оплачиваемой деятельностью  в государстве, граждани-ном которого он или она не является”.

     Статья 11 Конвенции МОТ №143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения2 гласит: “В целях применения настоящего раздела Конвенции термин “трудя-щийся-мигрант” означает лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получения любой работы, кроме как за собственный счет, и включает в себя любое лицо, законно въехавшее в страну в качестве трудящегося-мигранта”.

     В ст. 2 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и соци-

альной защиты трудящихся-мигрантов3 под “трудящимся-мигрантом (или ра-

ботником)” понимается “лицо, постоянно проживающее на территории Сторо-ны выезда, которое  на законном основании занимается оплачиваемой деятель-ностью в Стороне трудоустройства”.

     В российской же науке трудящимся-мигрантом называют “любое лицо, ко-торое в иностранном государстве занято законной экономической деятель-

ностью или  работает за вознаграждение”4. Но, на мой взгляд, последнее опре-

деление несколько  заужено.

    В ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федера-ции”5 предлагается определение “иностранного работника”: “иностранный ра-ботник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Феде-рации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность”. Определение, предлагаемое в законе, представляет собой своеобразное толко-вание понятия “трудящийся-мигрант”, однако так же, как и приведенные ранее примеры, сужает понятие иностранного работника до легально занятого ми-гранта, что в сочетании с отсутствием определения нелегального мигранта ве-дет к появлению группы людей с неопределенным статусом.

     По моему мнению, определение, данное в Конвенции ООН 1990 года, пред-ставляется наиболее адекватным. Аналогичный вывод можно сделать исходя из анализа текста Рекомендации №100 о защите трудящихся-мигрантов в сла-

1 Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18.12.1990 г. //

Советский журнал международного права. – 1991. - №3 - 4. –  С. 136.

2 Конвенция Международной организации труда от 24.06.1975 г. №143  “О злоупотреблениях в области ми-грации и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения” // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. -  С. 195.

3 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994 г. // Собрание законодательства РФ. – 1996. - №47. – Ст.5299.

4 Ануфриева Л.П. Международное частное право. Особенная часть: В 2 т. Т. 2. – М.: БЕК, 2000. - С. 608.

5 Федеральный закон от 25 июля  2002 г. № 115-ФЗ “О правовом  положении иностранных граждан в Россий-

 ской Федерации” // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3032.

боразвитых странах  и территориях1, который предлагает распространять тер-      

мин “трудящийся-мигрант” одинаково как на трудящегося, уже  поступившего на работу, так и на трудящегося, который ищет работу или  который собирается начать работу, о которой он уже договорился, независимо от того, принял ли он просто предложение поступить на работу или заключил трудовой договор. Этот термин означает также любого трудящегося, возвращающегося временно

или окончательно во время или после периода  работы (в российских источни-

ках подобных уточнений не встречается).

     Чтобы исключить возможность искажения смысла Конвенции, существует

понятие “нелегальная миграция”. Важно заметить, что предусматриваются  в Конвенции не только меры по пресечению нелегальной миграции, но и меры минимальной защиты мигрантов, находящихся или получивших работу без

законных на то оснований на территории государства  иного, чем государство их гражданства.

    Анализируя документы, регулирующие миграцию, выработанные в рамках МОТ, стоит отметить, что сфера их применения определяется, главным обра-зом, полномочиями, признаваемыми за организацией, которые состоят в защи-те прав и свобод трудящихся. Другими словами, данные акты прежде всего от- 

носятся к работникам-мигрантам, в противопоставление к мигрантам  вообще.

Положения конвенций  и рекомендаций применяются к  беженцам и переме-щенным лицам лишь постольку, поскольку они будут  вовлечены в трудовые отношения  вне страны их постоянного места  жительства. Стоит подчеркнуть, что  Конвенция регулирует трудовую миграцию международного характера и не относится к миграции в пределах одного государства. По смыслу части II Конвенции №143, термин "трудящийся-мигрант" включает всякое лицо, до-пускаемое в соответствии с законом в качестве трудящегося-мигранта.

     Таким образом, нелегальная трудовая миграция не регулируется данными

нормами, однако часть I Конвенции №143 и ряд положений  иных документов

специально посвящены  пресечению незаконной миграции.

     Теперь рассмотрим, что же такое “нелегальная миграция”.

     Термин “незаконный мигрант” определяется национальным законодатель-ством, регулирующим миграцию, поэтому в разных странах в эту категорию могут попадать различные группы мигрантов. Но в нашем законодательстве, как уже упоминалось, вообще нет понятия “незаконный мигрант”. Определе-ние “незаконный мигрант” прописано лишь в Соглашении о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией2, подписанном

6 марта 1998 года  в Москве. Соглашение определяет  незаконных мигрантов как “граждан  третьих государств и лиц без гражданства, нарушивших правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территории Сторон, а также граждан Сторон, нарушивших правила пребывания на территории од-ной из Сторон, установленные ее национальным законодательством”. На мой

1 Рекомендации Международной организации труда от 22.06.1955 г. №100 “О защите трудящихся-мигрантов в слаборазвитых странах и территориях” // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конферен-цией труда. 1919 - 1956. Т. I. - Женева: Международное бюро труда, 1991. - С. 1124 - 1137.

2 Соглашение о сотрудничестве стран – участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 06.03.1998 г.  //  Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. – 1998. – № 1. – С. 83.

взгляд, данное определение довольно конкретно, и  с ним следует согласиться. Но, как видно, это понятие действует  уже на межгосударственном уровне.

     Существует еще одно законное определение понятия “нелегальный ми-грант”. Оно прописано, правда, довольно расплывчато, в факультативном Про-

токоле против незаконного ввоза мигрантов  по суше, морю и воздуху1. Пункт а ст. 3 этого документа определяет “незаконный ввоз мигрантов” как обеспече-ние, с целью получения, прямо или косвенно, какой-либо финансовой или

иной материальной выгоды, незаконного въезда в какое-либо Государство -

- участник любого лица, которое не является его гражданином или не прожива-ет постоянно на его территории. Т.е. данный документ определяет нелегально-го мигранта довольно конституционально, приравнивая к ним всех неграждан. Это служит подтверждением того, насколько важно урегулировать данный во-прос в собственном законодательстве.

     Таким образом, нелегальная, в т.ч. трудовая, миграция на сегодняшний день представляет собой очень актуальную проблему, т.к. ее масштабы постоянно увеличиваются. В то же время трудно говорить о сотрудничестве в противо-стоянии этому явлению, хотя бы потому, что в международном праве не су-ществует четкой формулировки понятия “нелегальный мигрант”. Говоря о нелегальных мигрантах, в данной работе я буду подразумевать нелегальное

проникновение на территорию страны, нарушение правил пребывания и неле-

гальный выезд. 

§2. Причины нелегальной миграции

    

     В последнее время происходит постепенная трансформация характера ми-грации: из рефлекторной, вызванной конкретной, сиюминутной ситуацией, военным или межнациональным конфликтом, она превращается в эволюцион-ную, обусловленную долгосрочными и комплексными причинами. Среди них выделяются, например, экономические причины, отсутствие перспектив тру-доустройства, обнищание населения, дискриминационный характер законода-тельства по отношению к отдельным категориям лиц, несоблюдение прав че-ловека и др.

     Для России, входящей в число стран, образовавшихся из единого в прош-лом государства – Союза ССР, вопросы миграции населения являются осо-бенно актуальными. Строительство новых межгосударственных отношений как с ближним, так и дальним зарубежьем, национальные конфликты на этни-ческой, политической и экономической основе, резкий переход к политике “открытых дверей” при одновременном снижении пограничного и иммиграци-онного контроля – эти и другие факторы сделали российскую территорию до-статочно свободной для въезда различных категорий иммигрантов, в том числе нелегальных. Внутренние этнические конфликты также повлекли за собой рост миграции на территории государства.   

     Также следует учитывать, что, несмотря на многочисленные пессимисти-ческие оценки, наша страна остается, в своем регионе, экономически довольно

1 Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху от 15.11.2000 г. (не опубликован).

сильной и после  распада Советского Союза стала  более притягательной для на-

родов других республик, входивших в состав СССР. Обладая  суверенитетом, эти небогатые и экономически зависимые республики не в состоянии обеспе-чить своих граждан работой, дать им возможность получить образование, а подчас и просто изыскать средства для существования. В сравнении с этими государствами, в которых произошел развал крупных промышленных пред-приятий (особенно в высокотехнологичных отраслях) и, как следствие, эконо-мики, Российская Федерация смогла обеспечить своим гражданам более проч-ное экономическое положение и более высокий уровень жизни. Например, в 2002 г. среднемесячная заработная плата (при расчете по обменным курсам) в Азербайджане равнялась 64.8 долл., в Армении – 46.1 долл., в Молдавии 50.2 долл., в Украине – 70.5 долл., в России – 141.2 долл.1 Сделать это наша страна смогла за счет развития в результате экономических реформ на рынке труда альтернативных форм занятости, связанных с расширением частного сектора, индивидуальной трудовой деятельности, смешанных форм собственности и т.д. Обратной стороной медали как раз и стал огромный поток мигрантов, в том числе нелегальных, которые, пользуясь слабостью российского законода-тельства,“прозрачностью” наших границ и некомпетентностью правоохрани-тельных органов, “хлынули в нашу страну и затопили ее”. В нашей стране, как впрочем и в других, уже сформировались отрасли труда, в которых работают практически только гастарбайтеры. Это происходит из-за нехватки рабочих отдельных профессий и специальностей, а также из-за нежелания местного на-селения выполнять предлагаемую работу (при довольно высоком уровне без-работицы в стране). Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства. Например, по оценкам экспертов, субъек-ты РФ нуждаются примерно в 1 млн. рабочих ежегодно, т.к. местные жители не хотят работать дорожными строителями, каменщиками, разнорабочими, во-дителями общественного транспорта и т.д. В 2001 году в Россию прибыло око-ло 500 тыс. мигрантов, в 2002 году – около 700 тыс., а в 2003 году – только 230 тысяч. Очевидно, что необходимость в относительно дешевой рабочей силе за столь короткий промежуток времени так резко снизиться не могла, следова- тельно, ряды рабочих были наверняка пополнены за счет нелегальных мигран-тов2.

Информация о работе Уголовно-правовая ответственность за нелегальную миграцию по российскому законодательству