Уголовно-правовая ответственность за нелегальную миграцию по российскому законодательству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 08:32, курсовая работа

Описание

Цели и задачи работы. Целью данной работы является формирование целостного представления о нелегальной миграции в России, предпосылок и проблем ее возникновения, а также выявление основополагающих моментов противодействия ей со стороны органов власти. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:

— определение понятия и причин возникновения нелегальной миграции в Россию;

— выявление предпосылок нелегальной миграции, и возможностей их лик-видации;

— рассмотрение мер противодействия этому явлению со стороны государ-ственных органов, анализ их действенности и возможности большей эффек-тивности;

— выявление пробелов и недостатков и определение перспектив развития российского законодательства и правоприменительной практики в данной области в XXI веке.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие и нормативно-правовое регулирование нелегальной ми- грации……………………………………………………………………………….5

§1. Понятие легальной (трудовой) и нелегальной миграции…………………..5

§2. Причины нелегальной миграции…………………………………………….9

§3. Международное и российское законодательство о нелегальной мигра-

ции………………………………………………………………………………….11

а) Международные договоры………………………………………………..11

б) Обязательства РФ в рамках СНГ…………………………………………12

в) Федеральное законодательство…………………………………………..13

Глава 2. Нелегальная миграция в России………………………………………..15

§1. Общая характеристика нелегальной миграции в России (проблемы и предпосылки)………………………………………………………………………15

§2. Административно-правовые меры борьбы с нелегальной миграцией в Российской Федерации……………………………………………………………19

а) Административное выдворение…………………………………………22

б) Депортация………………………………………………………………..23

§3. Уголовно-правовая ответственность за нелегальную миграцию по российскому законодательству…………………………………………………...25

Заключение………………………………………………………………………...30

Библиография……………………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Эконом.теория. нелегальная миграция.doc

— 294.50 Кб (Скачать документ)

     Не следует сбрасывать со счетов и теневую экономику, включая и ее крими-нальную составляющую, которая предъявляет все возрастающий спрос на не-законных мигрантов (например, подпольные швейные мастерские из китай-ских нелегалов).

     Другая группа причин включает недостатки законодательства и правопри-менительной практики. Например, во многих европейских странах процедура получения разрешения на работу является очень тяжелой и длится много меся-цев. Если речь идет, например, о сезонной работе, для мигранта она вообще теряет смысл. В России для получения разрешения на легальное трудоустрой-

1 См.: Содружество независимых государств в 2002 году. – М., 2003. – С.134.

2 Телепрограмма “Времена” на ОРТ. – 1 февраля 2004 г.

ство необходимо предоставить в миграционную службу более полутора десят-ков бумаг и документов: заявление о выдаче разрешения на работу, оригиналы и копии паспорта, визы, медицинские справки, бланки и т.д1. Таким образом, и бюрократизация с каждым годом пополняет ряды нелегальных мигрантов.

     Подводя итог, можно сказать, что в настоящий момент в нашей стране сло-жилась благоприятная ситуация для нелегальной миграции. Не только эконо-мические, но в большой степени и политические причины, а также внутренняя ситуация в стране “подпитывают” нелегальную миграцию. Только после лик-видации данных причин мы сможем контролировать миграционные потоки в Россию. 

§3. Международное и  российское законодательство о нелегальной  миграции 

   Передача  МВД РФ функций Министерства по делам  федераций, националь-

ной и миграционной политики РФ совпала с определением новых подходов к

миграционной  политике. Вместе с тем ее концепция  дорабатывается неоправ-данно долго, не определены новые ориентиры борьбы с миграцией, в том чис-ле нелегальной. Следует учитывать, что миграционная политика в РФ в насто-ящее время проводится в достаточно узком коридоре возможностей, обуслов-ленном рядом ограничений. Основные из них – экономические, значительно сужающие “социальную” составляющую миграционной политики и ограниче-ния, вытекающие из интересов обеспечения национальной безопасности госу-дарства.

   Все это  потребовало выработки адекватного  законодательства, направлен-ного на преодоление  негативных последствий миграционных процессов. Раз-работка такого законодательства преследует еще одну важную цель, которая заключается в создании условий для беспрепятственной реализации прав ми-грантов, установлении соответствия их международным стандартам и взятым Российской Федерацией на себя обязательствам в этой сфере, вытекающим из действующих на ее территории международных актов.

  В настоящее  время государственное регулирование  процессами миграции (в том числе  нелегальной) осуществляется на основе:

  1. Международных  договоров, участником которых  является Россия;

  2. Международных  договоров, соглашений и других видов обязательств РФ в рамках СНГ;

  3. Федеральных  законов и иных нормативных  правовых актов.

  а) Международные договоры

  Россия  за последние десять лет стала  участником большинства междуна-родных актов в той или иной степени  затрагивающих сферу миграции и право на свободу передвижения.

  В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ “общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются сос-тавной частью ее правовой системы.” 

1 Приказ Управления по делам миграции ГУВД МО от 26 марта 2003 г. №12 “Об организации работы по прие-му заявительских материалов и оформлению разрешений на работу иностранных граждан” (Приложение №2).

     В нее входит, например, Всеобщая декларация прав человека, Международ-ная конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их се-мей, Конвенции МОТ о злоупотреблениях в области миграции и об обеспече-нии трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения и т.д. Эти документы образуют основу для признания и соблюдения прав незаконных мигрантов, открывают им возможности для легализации и вступления в граж-данское общество с условием выполнения предъявленных к ним условий. Без таких документов не обойтись, т.к. бороться с нелегальной миграцией исклю-чительно силовыми методами невозможно.

     Напротив, к актам непосредственного противодействия нелегальной мигра-ции можно отнести, например, Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года1 и два факультативных протокола к ней: Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, мо-

рю и воздуху, непосредственно касающийся незаконного  ввоза, въезда и пре-

бывания мигрантов  на территории Государства-участника, и Протокол о пре-дупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности.2 И Конвенция, и Протоколы были подписаны Президентом РФ 12 декабря 2000 г. и позднее ратифицированы3 Федеральным Собранием Российской Федерации.

     Итак, как видно, наша страна постепенно координирует свои действия по борьбе с нелегалами с иностранными государствами. Появляются первые рост-ки сотрудничества, хотя говорить о крупных успехах в этой области пока рано-вато. Что же, будем надеяться, что все еще впереди.

б) Обязательства РФ в рамках СНГ

   В целях  создания единого для государств СНГ правового поля Главами го-сударств Содружества в 1994 г. было подписано  Соглашение о сотрудничестве в области  трудовой миграции и социальной защите трудящихся-мигрантов. Позже, в 1998 г. – Соглашение о сотрудничестве государств СНГ в борьбе с незаконной миграцией, в котором дается определение незаконного мигранта и разрабатываются основные направления деятельности в этой сфере.

   В 2003 г. Высший Государственный Совет Союзного государства России и Республики Беларусь утвердил Концепцию социального развития Союзного государства до 2005 года4. В ней прописаны приоритетные направления поли-тики Союзного государства, в том числе установление единых социально-тру-довых гарантий трудящимся-мигрантам и членам их семей - гражданам обоих государств с одновременной разработкой мер противодействия нелегальной

1 Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 г. (не опубликована)

2 Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (не опублик.)

3 Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. №26-ФЗ “О ратификации Конвенции ООН против транснациональ-ной организованной преступности и дополняющих ее Протокола против незаконного ввоза мигрантов по су-ше, морю и воздуху и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее” // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №18. – Ст. 1684.

4 Постановление №3 Высшего Государственного Совета Союзного государства от 20.01.2003г. "О Концепции социального развития Союзного государства до 2005 года" // Документы, принятые на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства. – 2003. - №1. - С. 57 - 91. 

миграции из других стран. Для последнего создается  единый банк данных на нелегалов и  координируются усилия для более  эффективного противодействия 

незаконным мигрантам.

     Также следует отметить, что до выхода из Соглашения (Бишкек, 1992 г.) о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участ-ников1 (т.е. до декабря 2000 г.) Россия заключила со всеми странами СНГ мно-госторонние и двусторонние соглашения о взаимных безвизовых поездках

граждан. Введены  ограничения на передвижение только с Туркменистаном и Грузией.

     Особый интерес сейчас вызывает Федеральный закон “О ратификации Про- токола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Россий-ской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16 января 1997 года”2, внесенный Прави-тельством РФ. Документ предусматривает освобождение на взаимной основе

от регистрации  по месту пребывания граждан государства одной стороны, вре-менно пребывающих на территории государства другой стороны, при наличии у них миграционной карты с отметкой органов пограничного контроля, если срок такого пребывания не превышает 90 дней с момента въезда. Этот, доволь-но неожиданный акт, принес украинцам регистрационную выгоду, поставив их в России в особо привилегированное положение.

     И т.к. решение о ратификации было принято депутатами единогласно, мож-но утверждать, что они явно не рассчитывали на “помаранчевую” революцию.

    Итак, сотрудничество с СНГ существует, хотя все чаще раздаются высказы-вания о том, что содружество изжило себя и его пора менять на иное объедине-ние, возможно и без РФ. Будем надеяться, что пока этого не произойдет, и в рамках СНГ продолжится общая борьба с нелегалами.

   в) Федеральное законодательство

   В работе уже отмечалось, что в настоящий  момент в нашей стране не су-ществует четкого и эффективного законодательства в области регулирования нелегальной  миграции, хотя, безусловно, решительные  шаги в этом направле-нии уже принимаются (например, ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ”). Нужно отметить, что законодательство в области регулирова-ния миграционных отношений вообще первоначально развивалось достаточно

хаотично. Причины  этого носили во многом объективный характер и были

обусловлены необходимостью принятия срочных мер на законодательном

уровне в силу специфики проблемы (массовое перемещение  населения в стра-

ну из государств - бывших республик СССР; социальная напряженность, имев-

шая место в Северо-Кавказском регионе; изменение общей конъюнктуры на рынке труда и др.). В этот период (начало 90-х годов) действовал Закон СССР “О правовом положении иностранных граждан в СССР”3 и Закон РФ “О граж-

1 Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников от 9 окт. 1992 г. // Бюллетень международных договоров. – 1993. - № 10.

2 Федеральный закон  от 18 ноября 2004 г.  № 140-ФЗ “О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан РФ и Украины от 16 января 1997 года” // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 47. – Ст. 4571.

  3 Закон СССР от 24 июня 1981 г. №5152-Х “О правовом положении иностранных граждан в СССР” // Ведо-мости ВС СССР. – 1981. - №26. – Ст. 836.

данстве Российской Федерации”1. К сожалению, они не в полной мере обеспе-чивали ни интересы государства, ни права отдельных нелегалов, и не смогли остановить поток незаконных иммигрантов в нашу страну.

     Принимались также отдельные акты подзаконного уровня, например, Указ Президента РФ “О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы”2. Но и они были малоэффективны.

     В настоящее время ситуация в определенной степени меняется, что выража-ется прежде всего в имеющем место обновлении законодательства. Так, в 1996 году был принят ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”3. В 2002 году вступили в силу ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”4 и ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ”. На последний закон возлагались особенно большие надежды, но в свете последних событий многие ученые, в частности Ю.Г.Звягин, В.А.Орешкин и др., отмечают его недоработанность, “несоответствие сегодняшним реалиям”. Это подтверждается вносимыми в Закон изменениями, направленными на уже-

сточение иммиграционного  контроля, на снижение потока нелегальных  ми-

грантов. Недоработки  Закона объясняются, в первую очередь, его молниенос-

ным принятием. Важнейший для страны закон был  рассмотрен в авральный срок, все  три чтения прошли всего за две  недели (6-21 июня), поправки практи-чески  не вносились, несмотря на протесты депутатов (О.В.Шеин). Проект был подготовлен в недрах Правительства РФ и Администрации Президента РФ, в его рассмотрении, по словам председателя Комитета Госдумы по государ-ственному строительству В.В. Гребенникова, “участвовала межведомственная рабочая группа по совершенствованию миграционного законодательства при Президенте РФ, т.е. Виктор Иванов – высший авторитет в этой области, плюс практики из МВД РФ, научные кадры и многие, многие другие”.

Информация о работе Уголовно-правовая ответственность за нелегальную миграцию по российскому законодательству