Правовая ответственность органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:49, аттестационная работа

Описание

Конституция Российской Федерации 1993 года послужила важнейшим основанием становления нового института народовластии в России - местного самоуправления. Принцип признания и гарантированности местного самоуправления, закрепленный в ст. ст.12, 133 Конституции Российской Федерации, представляет собой одно из базовых явлений, обеспечивающих организацию и функционирование местного самоуправления в Российской Федерации.

В настоящее время местное самоуправление в Российской Федерации все более отчетливо становится неотъемлемой частью публичной власти. На протяжении последних лет наблюдается сложный, многоэтапный процесс становления организационных, правовых, территориальных и финансово-экономических основ местного самоуправления. В то же время актуальным является вопрос об установлении и регулировании ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Содержание

Введение

1. Общая характеристика органов местного самоуправления, их структура. Правовые основы организации деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления

2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

2.1 Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

2.2 Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением

2.3 Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед физическими и юридическими лицами

2.4 Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед государством

3. Гарантии местного самоуправления

Заключение

Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 43.38 Кб (Скачать документ)

     Научно-теоретический  анализ целостного представления  об ответственности  органов местного самоуправления перед  государством 

     Содержание 

     Введение

     1. Общая характеристика  органов местного  самоуправления, их  структура. Правовые  основы организации  деятельности органов  и должностных  лиц местного самоуправления

     2. Ответственность  органов и должностных  лиц местного самоуправления

     2.1 Виды ответственности  органов и должностных  лиц местного самоуправления

     2.2 Ответственность  органов местного  самоуправления и  их должностных  лиц перед населением

     2.3 Ответственность  органов местного  самоуправления и  их должностных  лиц перед физическими  и юридическими  лицами

     2.4 Ответственность  органов местного  самоуправления и  их должностных  лиц перед государством

     3. Гарантии местного  самоуправления

     Заключение

     Библиографический список

 

      Введение 

     Конституция Российской Федерации 1993 года послужила  важнейшим основанием становления  нового института народовластии  в России - местного самоуправления. Принцип признания и гарантированности  местного самоуправления, закрепленный в ст. ст.12, 133 Конституции Российской Федерации, представляет собой одно из базовых явлений, обеспечивающих организацию и функционирование местного самоуправления в Российской Федерации.

     В настоящее время местное самоуправление в Российской Федерации все более  отчетливо становится неотъемлемой частью публичной власти. На протяжении последних лет наблюдается сложный, многоэтапный процесс становления  организационных, правовых, территориальных  и финансово-экономических основ  местного самоуправления. В то же время  актуальным является вопрос об установлении и регулировании ответственности  органов и должностных лиц  местного самоуправления.

     В целом проблема ответственности  в деятельности органов власти является определяющим началом современной  концепции демократии в государстве. Бесспорным является тот факт, что  для демократического правового  государства необходимо иметь эффективно действующий механизм ответственности  власти перед народом. Эти положения  должны стать базисом для формирования института конституционно-правовой ответственности - ответственности  органов и должностных лиц  за ненадлежащее осуществление публичной  власти.

     Конституционно-правовая ответственность органов и должностных  лиц местного самоуправления выступает  важным элементом их правового статуса, гарантией их должного поведения  и добросовестного осуществления  своих полномочий.

     Местное самоуправление не может осуществляться вне рамок общего процесса государственного строительства в отрыве от других направлений развития российской государственности. Местное самоуправление, решая свои задачи, действует в интересах  граждан, населения, общества в целом. Оно - логическая часть государства  и в этой связи решает, в том  числе, и общегосударственные задачи. Именно поэтому формирование ответственности  органов и должностных лиц  местного самоуправления перед государством, как системы мер, требует детальной  научной проработки различных аспектов данного вида юридической ответственности, специфики ее проявления в деятельности этих органов, что и обуславливает  актуальность темы данного исследования.

     Таким образом, целью данной работы является выявление проблемы и перспективы  совершенствования законодательства РФ, регламентирующего конституционно-правовую ответственность в сфере местного самоуправления, и выработать предложения  по совершенствованию правового  регулирования и практики привлечения  органов и должностных лиц  местного самоуправления к ответственности  перед государством.

 

      1. Общая характеристика  органов местного  самоуправления, их  структура. Правовые  основы организации  деятельности органов  и должностных  лиц местного самоуправления 

     Термин "органы местного самоуправления" относится к числу конституционных. Он используется в ст. ст.3, 12, 15, 24, 32, 40, 46, 97, 130, 131, 132 Конституции РФ. В  соответствии со ст.2 п.1 абз.11 Федерального закона "Об общих принципах организации  местного самоуправления" от 6 октября 2003 г. "органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом  муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения". [7]

     Статья 34 Федерального закона "Об общих  принципах организации местного самоуправления" определяет, что "структуру  органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган  муниципального образования), контрольный  орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные  лица местного самоуправления, предусмотренные  уставом муниципального образования  и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения".

     Системой  органов местного самоуправления охватываются не только набор органов местного самоуправления, взаимоотношения между  ними, внутренняя структура отдельных  органов местного самоуправления, но и компетенция органов, должностных  лиц, нормативная основа их деятельности, материально-финансовые ресурсы. Кроме  того, в указанную систему наряду со структурой органов местного самоуправления могут входить органы, которые  наделяются признаками, свойственными  государственным органам, и нацеливаются на выполнение отдельных государственных  полномочий.

     Структура органов местного самоуправления муниципального образования должна закрепляться в  его уставе, в котором также  должны быть указаны выборные и иные органы местного самоуправления, имеющиеся  в муниципальном образовании. При  этом необходимо учитывать позицию  Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой понятия "органы местного самоуправления" и "должностные  лица местного самоуправления" не являются взаимоисключающими: должностное лицо местного самоуправления в зависимости  от его полномочий может выступать  в качестве органа местного самоуправления.

     При формировании структуры органов  местного самоуправления муниципального образования на местном референдуме (сходе граждан), а также и представительным органом местного самоуправления устанавливаются  структура и наименования органов  местного самоуправления, порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.

     Структура органов местного самоуправления в  случае образования на межселенных  территориях вновь образованного  муниципального образования или  в случае преобразования существующего  определяется населением на местном  референдуме (в муниципальном образовании  с численностью населения менее 100 человек - на сходе граждан) или  представительным органом муниципального образования и закрепляется в  уставе последнего.

     В Федеральном законе "Об общих  принципах организации местного самоуправления" установлено, что  наличие в структуре органов  местного самоуправления представительного  органа муниципального образования, главы  муниципального образования, местной  администрации (исполнительно-распорядительного  органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом. Кроме  этого, в нем закреплено, что порядок  формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов  местного самоуправления, а также  иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

     Поскольку органы местного самоуправления являются органами народовластия, а народ  осуществляет свою власть непосредственно  или через представителей, формирование невыборных органов местного самоуправления должно быть, хотя бы косвенно, связано  с волеизъявлением граждан. В  связи с этим представляется, что  невыборными органами местного самоуправления могут считаться не любые структуры  муниципальной власти, участвующие  в решении вопросов местного значения, а лишь те из них, которые сформированы органами (должностными лицами), обретшими  полномочия в ходе волеизъявления граждан (представительный орган, глава муниципального образования).

     Не  менее важно помнить и о  том, что не может быть нескольких представительных органов у одного муниципального образования. Главный  признак представительного органа в том и состоит, что, будучи выборным органом, он один объединяет в своем  лице все местное население и  уполномочен этим населением на решение  важнейших вопросов его жизнедеятельности. 

     Согласно  ст.12 Конституции Российской Федерации  органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти. Это предопределяет достаточно широкую степень независимости  органов местного самоуправления от решений и действий органов государственной  власти.

     Согласно  пп. "н" п.1 ст.72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов  организации системы органов  государственной власти и местного самоуправления находится в сфере  совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Однако содержание конституционного термина "общие принципы" законодательно не определено, что дает федеральному законодателю практически неограниченные возможности в регламентации  деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации. Можно полагать, что в предусмотренном ст.72 Конституции  Российской Федерации федеральном  законе должны содержаться лишь основные, исходные положения по организации  деятельности органов местного самоуправления. В свою очередь, субъекты Российской Федерации в своих нормативных  правовых актах должны конкретизировать такие основные принципы.

     В развитие федерального и регионального  законодательства статус органов местного самоуправления закрепляется в уставах  соответствующих муниципальный  образований. В данных уставах регулируются основные положения по организации  органов местного самоуправления. Помимо этого во многих муниципальных образованиях принимаются и специальные положения, регулирующие статус органов местного самоуправления (о представительном органе, главе муниципального образования, администрации муниципального образования, контрольном органе муниципального образования и др.). Однако в этих положениях отдельные полномочия органов  местного самоуправления могут лишь получать дальнейшую конкретизацию  и в них не должно осуществляться изменения компетенции органов  местного самоуправления, установленной  уставом муниципального образования.

     Вопросы, отнесенные к компетенции органов  местного самоуправления, решаются ими  самостоятельно. Вмешательство органов  государственной власти в их компетенцию  недопустимо. Органы местного самоуправления обладают значительными полномочиями в различных сферах жизни соответствующего муниципального образования. Конечно  же, нельзя забывать, что компетенция  органов местного самоуправления не может быть безграничной, поскольку  значительная часть полномочий в  соответствующих сферах осуществляется также федеральными и региональными  органами государственной власти.

     Таким образом, органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно  населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования  органы, осуществляющие функции публичной  власти на территории муниципального образования.

     Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган  муниципального образования), контрольный  орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные  лица местного самоуправления, предусмотренные  уставом муниципального образования  и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

     Органы  местного самоуправления наделяются собственной  компетенцией на решение вопросов местного значения, а также могут исполнять  некоторые государственные полномочия по поручению органов государственной  власти.

Информация о работе Правовая ответственность органов