Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних в системе права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:33, дипломная работа

Описание

Объектом выпускной квалификационной работы являются правоотношения, которые регулируются нормами уголовного и административного права и охраняются мерами уголовной и административной ответственности.
Предметом выпускной квалификационной работы являются структура и содержание уголовной и административной ответственности несовершеннолетних. Сущность и особенности правового регулирования данной сферы. Проблемы обеспечения законности прав различных субъектов и пути их совершенствования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. Уголовная ответственность несовершеннолетних в рамках уголовного законодательства…………………………………..…………………………….5
1.1. История развития уголовного законодательства ответственности несовершеннолетних………………………………..……………………….….5
1.2. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних………………………………………………………..…..7
1.3 Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности……10
1.4 Особенности наказаний несовершеннолетних…………………………….12
2. Административные правонарушения. Административная ответственность……………………………………………………………...…16
2.1. Понятие и основные признаки административных правонарушений…………………………………………………..…………….16
2.2. Понятие и основные признаки административной ответственности………………………………………………………………... 19
2.3.Административная ответственность несовершеннолетних………………21
2.4 Организация профилактической работы в образовательном учреждении…………………………………..…………………………………26
3. Обучение праву в рамках проекта «Правовое образование в школе» ……………………………………………………………..……..……………..29
3.1. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленное на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних ….…..38
Заключение и выводы ..………………………………..…………..................... 42
Список использованных источников……………………

Работа состоит из  1 файл

УГОЛОВНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СИСТЕМЕ ПРАВА.doc

— 413.00 Кб (Скачать документ)

              Новая система правового обучения и воспитания позволила создать и сохранить единое образовательное пространство каждого региона с учетом его специфики. Такая система правового образования позволяет детям узнать, что такое право, зачем оно создается и каково его место в России; научиться понимать содержание и смысл законов. Школьники получают опыт правотворческой деятельности, они могут участвовать в разработке проектов изменений норм школьного права и новых законов школы, получают опыт правозащитнической деятельности, критического анализа различных текстов, участия в обсуждении важных проблем для общества.

              Согласно положениям концепции правового образования главными задачами в современной школе должно быть формирование:

- уважения к праву;

- собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества;

- компетенций, достаточных для защиты прав, свобод  и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.

              Эти общие цели правового образования конкретизируются и реализуются посредством целенаправленного формирования в образовательном процессе:

-   способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с непредзаданным результатом, способностей к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия;

- коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;

- систематических знаний в сфере права, обеспечивающих актуализацию указанных особенностей и составляющих основу социальных умений и навыков;

- конкретных умений и навыков действия в социальной сфере.

                            Правовое образование, чтобы быть успешным, должно носить непрерывный и преемственный  характер, что и предлагается данной моделью правового образования школьников. В зависимости от программы развития, профиля, реальных возможностей образовательного учреждения курс права может строится так: - систематический (сквозной) курс; - модульный курс наряду с другими социально – гуманитарными курсами или интегрированным курсом обществознания; - часть интегрированного курса. Достижение общих целей правового образования может быть обеспечено при условии выделения права в самостоятельный предмет в рамках учебного плана в основной и старшей школе. Учитывая, что современная школа обладает возможностями с опорой на базисный учебный план создавать свои учебные планы, возможны следующие варианты курса по праву:

- в начальной школе – часть интегрированного курса образовательной области «Окружающий мир» или небольшой модульный курс (практические правила поведения и действия);

- в 5-6 классах – интегрированный курс «Общество и Я», закладывающий основы для изучения в последующие годы не только правового, но и остальных курсов обществоведческого цикла ( в рамках такого курса рассматриваются поведение человека, формирование способов регулирования отношений «человек – человек» и «человек – общество» в различные исторические эпохи, в различных культурах, в современном мире);

- в 7 классе – вводный правовой курс «Основы правовых знаний (здесь важными дидактическими единицами становятся: мораль, право, справедливость, равенство, права человека, права несовершеннолетних, способы действия и возможности защиты своих прав в типичных – актуальных для подростка – ситуациях);

- в 8-9 классах – систематической курс «Основы правовых знаний», который знакомит с конкретными моделями правового поведения в типичных жизненных ситуациях;

- в 10-11 классах – в зависимости от профиля школы, класса, индивидуального учебного плана право может быть представлено различными курсами: самостоятельный курс «Основы правоведения», набор специализированных (модульных) курсов «Право и экономика», «Право и демократия»,  часть интегрированного курса «Человек, общество, право», а также их комбинациями.

В Концепции модернизации образования, одобренной Госсоветом и Правительством Российской Федерации, содержание образования рассматривается как обобщенный социальный опыт человечества, состоящий из 4 элементов:

- опыта познавательной деятельности или знаний;

- опыта осуществления известных способов деятельности или умений действовать по образцу;

- опыта творческой деятельности или умений принимать нестандартные решения;

- социального опыта и ценностных ориентаций, компетентности.

              В содержании образования все более очевидным становится отход от знаниевой парадигмы к компетентностному подходу, объединяющему интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющую образования.

              Имеющийся в руках педагогов инструментарий позволяет относительно объективно оценить знания учащихся. Традиционная система оценивания направлена главным образом на выяснение знаниевого компонента, и в этой связи новые подходы к оцениванию являются одной из важнейших современных педагогических проблем. Очевидной стала необходимость комплексного подхода к системе оценивания. Оно должно быть направлено не только на выяснение, в какой мере учащиеся усвоили знания, но и на выявление способности использовать их в полной мере на практике. Центральным компонентом в правовом образовании являются конкретные умения и навыки, ценностные ориентации, ибо гражданин – это прежде всего социально активный человек. В этой связи при оценивании достижений учащихся в правовом образовании важно использовать взаимодополняющие методы. Наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, полезно использовать методы социологического исследования: интревьюирование, самооценка, наблюдение за поведением ученика в учебной ситуации и реальной жизни. И наконец, важным результатом стало определение ряда основополагающих критериев оценивания (разработаны руководителем Московского центра Гражданского образования Т.В. Болотиной), применимых к разным образовательным областям.

              Один из них  - значимость.  Смысл его состоит в том, что для оценивания учащихся необходимо выбрать лишь самые важные ожидаемые результаты (цели) курса. Известно, что оценивание требует ресурсов (времени и усилий), оно способно стимулировать сам процесс обучения, и поэтому для оценки стоит отбирать во всем правовом курсе лишь некоторые из ожидаемых результатов, те знания, умения, навыки, ценности, которые являются действительно важными в жизни.

              Второй критерий – адекватность, что подразумевает точность инструмента для оценивания, его соответствие тому, что оценивается. Если оценивается готовность учеников пользоваться правами потребителя, то проверочная работа с заданием «перечислить основные права потребителей» не будет адекватным инструментом оценки. Знание прав потребителя еще не означает умение ими пользоваться.  Вероятно, для оценки того, каков ученик как потребитель, адекватным было бы задание «разрешить конкретную ситуацию», связанную с нарушением прав потребителя, используя все законные способы поведения.

              Третий критерий – объективность, что достигается путем тщательной разработки конкретных критериев оценивания знаний, умений и социально активной деятельности учащихся.

              Четвертый критерий – интегрированность – означает, что оценивание должно быть включено в сам процесс обучения, быть его органичной частью.

              Весьма важен в оценивании и пятый критерий – открытость. Основные требования и формы оценивания должны быть известны учащимся заранее. Учащиеся должны знать, что и как будет оценено, при этом они могут даже принять участие в разработке критериев оценивания.

              И наконец, оценивание должно быть корректным, проводится с соблюдением правовых норм, оно должно учитывать интересы тех, кто проводит оценивание, и отвечать шестому критерию – простота, который предполагает, что формы оценки просты и удобны в применении и пользовании.

              Использование данных критериев позволяет комплексно оценить достижения учащихся как при изучении правовых, так и социально – гуманитарных курсов в целом.

              Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних через:

- организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у учащихся (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.);

- включение в учебный план образовательного учреждения предметов, образовательных модулей, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся.

- использование педагогами школы современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т. д;

- организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций областного и федерального уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания учащихся;

Преподавание курса права в школе формирует у обучающихся общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции в области познавательной деятельности:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно – исследовательских работ;

-         выдвижение гипотез, осуществлении их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования.

В области информационно – коммуникативной деятельности  - поиск нужной информации по заданной теме в источниках права, извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели, умение развернуто обосновывать суждение, давать определения, приводить доказательства, объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.

              В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или выбора будущей профессии.  

Основной формой решения образовательных задач в области правовых знаний в школе является урок. Именно методика обучения праву дает ответы на сложные вопросы практики, разработав систему методов обучения праву. Слово “метод” буквальном смысле  обозначает (от греч. «methodos» — путь исследования, теория, учение) способ, с помощью которого познается окружающая действительность или достигаются конкретные цели.

              В этой связи методы обучения праву рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение целей правового образования, воспитания и развития школьников. В своей работе учитель использует самые разнообразные методы. Известно, что общая дидактика выделяет разные группы методов. К ним относят:

1. Методы стимулирования и мотивации учебной познавательной деятельности.

2. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

3. Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

В связи с тем, что в реальной практике сложилось большое разнообразие методов обучения, специалисты предложили классифицировать их по различиям. Итак, на основании характера познавательной деятельности в правовом обучении выделяют и такие методы:

1. Объяснительно-иллюстративный. Его сущность состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а ученики воспринимают, осознают и фиксируют в памяти правовую информацию.

2. Репродуктивный метод. Системой логически взаимосвязанных вопросов учитель права организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Несмотря на многочисленную критику специалистов относительно использования этого метода в правовом обучении, следует заметить его важность в плане формирования у школьников прочной основы знаний, необходимых для творческой работы.

3. Метод проблемного изложения. При организации правовых занятий учитель ставит определенную проблему, сам ее решает и показывает путь решения, предлагая образцы научного познания правовых явлений.

4. Частично-поисковый, или эвристический метод. При применении этого метода учитель права ориентирует школьников на выполнение отдельных шагов поиска ответа на проблемный вопрос или задание.

5. Исследовательский метод. Он обеспечивает творческое применение знаний, способствует овладению методами научного познания. Развивает интерес к предмету.

 

3.2 Виды уроков

Современный урок по праву

Большое многообразие уроков по праву, сложившееся в практике работы педагогов, позволяет говорить о существовании многообразных их типов. Однако предлагаются разные основания классификаций: по способам проведения, по правовому содержанию, по дидактическим целям или даже отдельным звеньям процесса обучения.

Если за основу классификации взять ведущий метод, то можно выделить: урок-лекцию, урок-беседу, диспут, лабораторное занятие с источниками права. Если же обратить внимание на деятельность самих школьников, то следует говорить об уроках-обобщениях, уроках-играх, уроках-конференциях или проблемных уроках. В том случае, когда мы будем рассматривать урок с позиции самих элементов процесса правового обучения, учебной задачи, выделяются:

Информация о работе Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних в системе права