Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних в системе права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:33, дипломная работа

Описание

Объектом выпускной квалификационной работы являются правоотношения, которые регулируются нормами уголовного и административного права и охраняются мерами уголовной и административной ответственности.
Предметом выпускной квалификационной работы являются структура и содержание уголовной и административной ответственности несовершеннолетних. Сущность и особенности правового регулирования данной сферы. Проблемы обеспечения законности прав различных субъектов и пути их совершенствования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. Уголовная ответственность несовершеннолетних в рамках уголовного законодательства…………………………………..…………………………….5
1.1. История развития уголовного законодательства ответственности несовершеннолетних………………………………..……………………….….5
1.2. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних………………………………………………………..…..7
1.3 Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности……10
1.4 Особенности наказаний несовершеннолетних…………………………….12
2. Административные правонарушения. Административная ответственность……………………………………………………………...…16
2.1. Понятие и основные признаки административных правонарушений…………………………………………………..…………….16
2.2. Понятие и основные признаки административной ответственности………………………………………………………………... 19
2.3.Административная ответственность несовершеннолетних………………21
2.4 Организация профилактической работы в образовательном учреждении…………………………………..…………………………………26
3. Обучение праву в рамках проекта «Правовое образование в школе» ……………………………………………………………..……..……………..29
3.1. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленное на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних ….…..38
Заключение и выводы ..………………………………..…………..................... 42
Список использованных источников……………………

Работа состоит из  1 файл

УГОЛОВНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СИСТЕМЕ ПРАВА.doc

— 413.00 Кб (Скачать документ)

а) штраф;

б) лишение права заниматься определённой деятельностью; 

в) обязательные работы; 

г)  исправительные работы; 

д) арест;

е) лишение свободы на определённый срок.

                      Из видов наказания, которые суд, в соответствии с законом, может назначить несовершеннолетним,  четыре относятся к основным: обязательные работы, исправительные работы,  арест,  лишение свободы.              В заключение следует подчеркнуть,  что все рассмотренные цели наказания несовершеннолетних, хотя и имеют свои особенности, свой механизм достижения,  однако тесно взаимосвязаны  и  взаимообусловлены.                       

Глава 2. Административное правонарушение. Административная ответственность

2.1. Понятие и основные признаки административного правонарушения

 

Под административным правонарушением (проступком) согласно ст. 2.1 КоАП РФ понимается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

При этом административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Некоторые правонарушения имеют комплексный характер, являясь одновременно дисциплинарным и административным правонарушением. Их иногда называют административно-дисциплинарными правонарушениями.

Исходным в характеристике указанных признаков является понятие "деяние". Деяние - это действие, поступок, свершение[5]. В целом, это акт волевого поведения, который включает в себя два аспекта поведения: действие либо бездействие.

По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Какое деяние в рамках института административной ответственности является антиобщественным, определяется законодательством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние содержит признаки административного правонарушения.

Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только административному, но и ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности[6]. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает возможность привлечения к административной ответственности. Понимание состава административного правонарушения необходимо для отграничения административных правонарушений от смежных (частично совпадающих) с ними преступлений. В законодательстве отграничение их проводится именно по юридическим критериям элементов их составов.

Состав административного правонарушения - это совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность[7].

Элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Объективная сторона заключается в действии или бездействии, запрещенном административным правом.

Как уже отмечалось, действие или бездействие может посягать на конкретные общественные отношения, урегулированные многими отраслями права (гражданского, трудового, финансового и др.). Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель, во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия- неоднократность, повторность (совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения), длящееся нарушение.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица. КоАП РФ выделяет общих, специальных и особых субъектов такого рода.

Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые, достигшие 16-летнего возраста граждане РФ. Специальным субъектом административного проступка выступают должностные лица; родители несовершеннолетних детей; находящиеся на территории нашей страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства.

Обладают определенными особенностями и такие субъекты административных правонарушений, как родители или лица, их заменяющие. Они несут административную ответственность за злостное невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению своих несовершеннолетних детей. В данном случае родители и лица, их заменяющие, несут ответственность не за противоправные действия детей, а за отсутствие надлежащего контроля за их поведением.

Субъективная сторона административного правонарушения — психи­ческое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосто­рожности.

Умышленное действие или бездействие означает, что лицо совершившее его, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Только при наличии состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.

2.2. Понятие и основные черты административной ответственности

В механизме обеспечения правопорядка, дисциплины и законности важную роль играет административная ответственность, которая стимулирует к надлежащему выполнению обязанностей, соблюдению установленных правил, способствует предупреждению правонарушений.

Наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной, административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемых государством путем издания правовых норм, определяющих основание ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнение этих мер.

Нормы административного права предусматривают различные виды юридической ответственности: уголовную, дисциплинарную, административную и материальную. На основе норм административного права могут применяться меры общественного воздействия, когда к нарушителю норм административного права целесообразно применить меры общественного воздействия.

Основанием для привлечения к ответственности является правонарушение, то есть такое деяние (действие или бездействие), которое законодательством признано как вредное или запрещенное.

Все правонарушения делятся на преступления и проступки. Проступки могут быть административные, дисциплинарные и служебные.

При этом административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности - уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается, прежде всего, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию правонарушителей и их профилактике, в принудительном характере мер воздействия на правонарушителей, отрицательной оценке их поведения.

      административную ответственность за совершенные административные проступки устанавливают не только органы законодательной власти, но и органы исполнительной власти.

      наложение административных взысканий осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти, а в некоторых случаях - судами (судьями).

      административная ответственность отличается от других видов юридической ответственности и по субъектам ответственности. К ним относятся не только физические лица - граждане, государственные и муниципальные служащие, должностные лица, но и юридические лица. К ответственности могут привлекаться лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста

      основанием административной ответственности является совершение административного проступка и наличие соответствующей нормы, предусматривающей эту административную ответственность.

      административное правонарушение является деянием, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства, и оно всегда противоправно.

      административная ответственность наступает независимо от того, наступили отрицательные последствия от данного нарушения или нет, - достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами административно-правовых актов.

      за совершение административного проступка налагается административное взыскание, за дисциплинарный проступок - дисциплинарное, а за преступление - уголовное наказание.

      к лицам, совершившим административные правонарушения, применяются специальные меры государственного (административного) принуждения. К ним относятся: административно-предупредительные меры; меры административного пресечения; меры административной ответственности (административные взыскания).

Законодатель определил исчерпывающий перечень правонарушений, за которые каждый орган или должностное лицо правомочны налагать административные взыскания. Определены также характер и размер санкций, которые могут применять конкретные органы и должностные лица.

2.3 Особенности административной ответственности несовершеннолетних.

Для усиления борьбы с правонарушениями среди несовершеннолетних принят Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 г. "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав"[8] и образована Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ. Образованы и структурные подразделения этой службы - центры временной изоляции, подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в составе милиции общественной безопасности, а также специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних.

Административная ответственность несовершеннолетних (как и подобная ответственность родителей) определяется как форма реагирования государства на административные правонарушения, выраженная в применении к этим субъектам административного принуждения в виде конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно как их специфическая обязанность нести неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных мер.

Проблема административной ответственности несовершеннолетних в последнее время приобрела острый характер не только по причине реформирования в нашей стране действующего законодательства, но и по причинам реального увеличения правонарушений, совершенных подростками.

Вопросы административной ответственности несовершеннолетних и родителей должны рассматриваться комплексно, поскольку возникает необходимость определения рамок ответственности каждого из указанных субъектов за нарушения правопорядка несовершеннолетними.

Административная ответственность родителей предусмотрена законодательством в связи с совершением подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности. Поэтому указанные правонарушения подростков являются одновременно и частью основания для применения административной ответственности к родителям, и самостоятельным основанием для применения принудительных средств к ним самим. Административную ответственность родителей (как компонент их правового статуса) нельзя рассматривать в отрыве от правовых обязанностей по воспитанию детей и надзору за ними. Таким образом, когда в создании условий для совершения подростками административных правонарушений окажутся виновными родители, они также должны нести административную ответственность.

В отношении несовершеннолетних действующее законодательство предусматривает общее правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. Именно комиссиям по делам несовершеннолетних и принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Комиссии рассматривают дела в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 КоАП, а также за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных ст. 5.36 КоАП.

К составам, непосредственно направленным на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних, относятся следующие статьи КоАП: ст. 6.7 - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения; ст. 6.10 - вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ; ст. 6.13 - пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров; ст. 20.22 - появление несовершеннолетних в состоянии опьянения, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Информация о работе Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних в системе права