Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних в системе права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:33, дипломная работа

Описание

Объектом выпускной квалификационной работы являются правоотношения, которые регулируются нормами уголовного и административного права и охраняются мерами уголовной и административной ответственности.
Предметом выпускной квалификационной работы являются структура и содержание уголовной и административной ответственности несовершеннолетних. Сущность и особенности правового регулирования данной сферы. Проблемы обеспечения законности прав различных субъектов и пути их совершенствования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. Уголовная ответственность несовершеннолетних в рамках уголовного законодательства…………………………………..…………………………….5
1.1. История развития уголовного законодательства ответственности несовершеннолетних………………………………..……………………….….5
1.2. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних………………………………………………………..…..7
1.3 Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности……10
1.4 Особенности наказаний несовершеннолетних…………………………….12
2. Административные правонарушения. Административная ответственность……………………………………………………………...…16
2.1. Понятие и основные признаки административных правонарушений…………………………………………………..…………….16
2.2. Понятие и основные признаки административной ответственности………………………………………………………………... 19
2.3.Административная ответственность несовершеннолетних………………21
2.4 Организация профилактической работы в образовательном учреждении…………………………………..…………………………………26
3. Обучение праву в рамках проекта «Правовое образование в школе» ……………………………………………………………..……..……………..29
3.1. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленное на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних ….…..38
Заключение и выводы ..………………………………..…………..................... 42
Список использованных источников……………………

Работа состоит из  1 файл

УГОЛОВНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СИСТЕМЕ ПРАВА.doc

— 413.00 Кб (Скачать документ)

              Представленные схематично понятия школьники могут перерисовать в тетрадь. Вопросы по схеме, рисунку нужно задавать тогда, когда школьники разобрались в том, что изображено.

На уроках права могут применяться условные знаки, обозначающие то или иное понятие. Их используют при создании таблиц, графиков. При использовании наглядности на уроке права следует помнить о таких правилах:

1. Обилие наглядности вредно для процесса обучения, как и ее отсутствие.

2. Наглядность должна появляться только в тот момент, когда ученики изучают вопрос, который отражен в наглядном средстве обучения.

3. Наглядное средство обучения должно соответствовать возрастным особенностям учеников, быть понятным для них.

4. Оно не может использоваться в отрыве от других приемов, методов обучения.

Методика работы с юридическими документами

В методике права существуют различные подходы к вопросу об использовании в правовом обучении документов. Сторонники практико-ориентированного подхода считают, что изучение права должно основываться именно на практической работе школьников с различными документами, ведь в реальной жизни они будут часто сталкиваться с юридическими документами и должны уметь свободно в них ориентироваться.

На учебных занятиях по праву целесообразно обратить внимание на следующие виды юридических документов:

 источники права, нормативно-правовые акты (закон, указ Президента, постановление правительства, локальные правовые акты);

 правоприменительные акты (приговор суда по конкретному делу, обвинительное заключение и проч.);

 индивидуальные договоры (брачный контракт, договор подряда и т.д.);

 заявления (исковые, о приеме на работу  и т.д.)

Использование документов может осуществляться в процессе изучения темы для подтверждения мысли, показа того, как действует юридическая норма.

У учеников активизируется интерес к теме, если они учатся читать документ, оценивать его значение. Учитель может цитировать документ. Работа с источниками права должна постепенно усложняться.

Обучение работе с документами осуществляется поэтапно. Если школьники еще ни разу не сталкивались с ними, учитель должен подробно объяснить, как можно организовать работу, на что обращают внимание в первую очередь, затем школьники под руководством педагога работают с документом самостоятельно, и, наконец, они приучаются к самостоятельной творческой работе с документами, выполняя задания.

Ученики могут самостоятельно сформулировать вопросы к документу, найти его составляющие части и т. д. Документ, который используется на уроке, должен быть доступен обучаемым по содержанию и объему. Он должен быть интересным с позиции познания права, информативным, а также типичным, распространенным в практике.

Изучая отдельные нормы права отраслевого законодательства, целесообразно использовать  извлечения из законов или подзаконных нормативно-правовых актов. Прочитывать весь закон нет смысла.

В других случаях,  ученикам можно предложить работу по сравнению норм различных законов.

Школьники должны научиться объяснять юридические термины документа, уметь пересказывать его содержание, отрабатывая навыки толкования закона, соотносить нормы источника права с анализируемой жизненной ситуацией.

Необходимые документы можно подобрать в хрестоматиях, методических пособиях, а также воспользоваться документами реальной юридической практики.

              При работе с документами никогда не следует заставлять школьников заучивать нормы действующего законодательства и статьи, в которых они выражены. Это же правило относится и к системе работы с литературой (книгами, статьями и проч.), где представлены различные школы права и позиции юристов по отдельным правовым проблемам.

На уроках права необходимо отработать с учениками навыки конспектирования — так называют письменное краткое изложение основного содержания правового текста. В методике обучения праву выработан алгоритм деятельности ученика по конспектированию:

1. Выпиши название источника, место и год создания.

2. Прочитай текст полностью, выбери основные мысли.

3. Разработай условные знаки сокращения слов.

4. Выпиши главные положения текста.

5. Проанализируй их

В старших классах, при углубленном изучении права, школьники могут знакомиться с позициями юристов по изучаемым вопросам, прочитывая журнальные статьи, юридические книги или отрывки из них. Необходимо приучать детей критически воспринимать информацию, высказывать свою точку зрения по теме, анализировать приводимые в материалах факты

Право живет в действии, в практике его применения, принцип "выучил и запомнил" не удовлетворяет его сущности. Право лежит в принципиально иной плоскости отношений, а значит, и обучение праву должно быть особенным. Главное здесь – не бездумное заучивание норм действующего законодательства, а овладение ими определенными способами деятельности. Таким образом, система практико – ориентированного обучения, применение интерактивных форм и методов, интегрированная структура "Школа – вуз" способствуют социализации обучающихся.

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

                                                                      Выводы

В последние три десятилетия ушедшего столетия идея рассматривать правовое образование в качестве одного из самых необходимых элементов  всей школьной образовательной системы приобретала все больше сторонников в мировом общественном сознании. Более того, именно право в современных теориях рассматриваются как центральное звено системы ценностей современного цивилизованного общества.

              Подобное возрастание значения правового образования в глазах мировой общественности не случайно. Ценностями, которые должны быть реализованы в процессе формирования подрастающего поколения, признаны идеалы  гуманизма, лежащие в основе демократического правового государства, предполагающие равные возможности для всех граждан  в достижении их собственных целей, в реализации возможностей личностного развития.              Все названное подводит к особому пониманию права. Именно право, и только право обеспечивает внутреннюю и внешнюю свободу  отдельного человека, а следовательно, и существование самого правового демократического государства с развитой рыночной экономикой. 

              Эти сложности, с одной стороны, выступают в качестве сущностных элементов собственно учебного процесса, а с другой – в качестве одного из важнейших элементов социальной среды, в которую должен вписаться подрастающий гражданин. Речь идет о стремительном развитии информационных услуг, включении в образовательное пространство виртуальных институтов, невероятно расширивших границы неформального обучения. В этой ситуации человеку необходимо научится грамотно использовать получаемую информацию, и это умение рассматривается как один из критериев образованности и непременное условие превращения имеющихся представлений в знания. Учить учиться – так современные педагоги понимают сегодня свою задачу: учить самостоятельно добывать знания, выбирать необходимое среди громадного потока информации, критически относится к предлагаемой массе сведений и т.д. Но научить учиться можно лишь в том случае, если решение данной задачи соприкасается с другой – задаче формирования мышления.

                            Стоящие перед образованием задачи настолько глобальны, что требуют объединения усилий разных научных школ, интеграция которых в последние годы становится все более активной. Можно констатировать довольно заметные успехи, связанные с поисками путей и способов развития мышления.

В связи с вышесказанным нахождение методов передачи знаний, адекватных процессу развития мыш­ления, является одной из насущных задач современной школы.

Таким образом, эффективное правовое образование, соответствующее зада­чам, поставленным перед школой, требует таких методик, ко­торые помогают не только приобрести знания, но и развить со­циальные и интеллектуальные умения, нужные гражданам демократического общества. Наиболее адекватными данной задаче являются подходы, направленные на вовлечение уча­щихся в активное, основанное на критическом анализе обуче­ние. Такие методы обучения включают в себя совместную групповую работу, дебаты, моделирование, ролевые и учебные игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, встречи с новыми людьми, новаторские подходы к устным и письменным заданиям и т. п. Названные методы не только по­вышают интерес к учению, но и обеспечивают глубокое усвое­ние содержания, выработку активной социальной позиции, приверженность демократическим ценностям. Все это возмож­но при условии, что ученик ставится в центр образовательной среды, а учителя из «передатчиков» знаний превращаются в «дирижеров», организаторов процесса приобретения знаний.

 

 

 

 

                                            Заключение

              Из всех нарушений законности, допускаемых несовершеннолетними, наиболее опасными являются уголовные преступления. Правильная, чётко организованная борьба с преступностью несовершеннолетних является одной из наиболее актуальных задач.

              По сводным статистическим данным Генеральной Прокуратуры России рост преступности среди несовершеннолетних продолжается и в настоящее время. К тому же следует учесть проявление новых, неизвестных ранее черт криминогенного характера, характеризующих преступность среди несовершеннолетних:

      более широкое применение холодного и огнестрельного оружия;

      неоправданная жестокость, даже садизм при совершении преступлений   против личности;

      рост числа заранее организованных, групповых преступлений;

      стремление создать для себя материальные выгоды путём совершения корыстных преступлений.

Во всём этом содержится потенциальная возможность совершения этими лицами в будущем ещё более опасных преступлений, если их преступное поведение не будет своевременно пресечено.

                    В то же время следователи органов внутренних дел, расследующие преступления несовершеннолетних, и прокуроры, осуществляющие надзор за законностью производства расследования, должны учитывать особенности правовой регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних.

Несовершеннолетние не могут быть привлечены к ответственности за некоторые преступления, субъектом которых может быть только лицо, достигшее 18-летнего возраста.

              Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних определяются не только возрастными и социально-психологическими условиями формирования личности, но и криминологическими её предпосылками и оценкой личности несовершеннолетнего как преступника.

              В генезисе преступности несовершеннолетних решающее место занимают недостатки воспитания и влияния среды. Однако это не исключает правомерности возложения на них уголовной ответственности.

              Вместе с тем криминологическая сторона вопроса влияет и не может не влиять на характер и объём уголовной ответственности несовершеннолетних. Поскольку главными детерминантами преступных проявлений несовершеннолетних являются недостатки воспитания и влияние среды, общество вынуждено определённую долю ответственности брать на себя или возлагать её на малые социальные группы и конкретных лиц, не обеспечивающих должное воспитание или оказавших прямое отрицательное влияние, смягчая уголовную ответственность самих правонарушителей.

              Действующее законодательство закрепляет положение о том, что граждане обязаны заботится о воспитании детей, готовить их к общественно-полезному труду, растить достойными членами общества. Забота о воспитании молодёжи, в особенности несовершеннолетних, рассматривается как конституционная обязанность всех граждан, всех государственных органов и общественных организаций. Реализация правовой реформы предполагает улучшение трудового, идейно-политического и нравственного воспитания молодёжи.

              В настоящее время, когда решение социальных проблем по воспитанию молодёжи стало первоочередной задачей государственных и общественных органов, неизмеримо возросли возможности правового воздействия на совершенствование воспитания и образования подрастающего поколения, его гражданское, трудовое и интернациональное становление.

       Задача эта тем более важна, что речь идёт о формировании граждан правового государства, которые сами призваны создавать законы, обеспечивать их исполнение, совершенствовать законодательство, участвовать в управлении делами государства и общества.

              Учебный курс «Основы права»  позволяет выпустить из стен школы человека, правильно социально – ориентированного, достойно себя чувствующего в обществе.

              Знание истории и теории государства и права, конкретных правовых норм, определяющих законные основы жизнедеятельности граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, для современной России имеет особенно важное значение. От понимания происходящих процессов, готовности компетентно участвовать в делах общества, от уровня правосознания и правовой культуры подрастающего поколения зависит будущее нашей страны. Формирование гражданственности становится сегодня условием уверенного и стабильного развития России в третьем тысячелетии.

Информация о работе Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних в системе права