Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних в системе права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:33, дипломная работа

Описание

Объектом выпускной квалификационной работы являются правоотношения, которые регулируются нормами уголовного и административного права и охраняются мерами уголовной и административной ответственности.
Предметом выпускной квалификационной работы являются структура и содержание уголовной и административной ответственности несовершеннолетних. Сущность и особенности правового регулирования данной сферы. Проблемы обеспечения законности прав различных субъектов и пути их совершенствования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. Уголовная ответственность несовершеннолетних в рамках уголовного законодательства…………………………………..…………………………….5
1.1. История развития уголовного законодательства ответственности несовершеннолетних………………………………..……………………….….5
1.2. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних………………………………………………………..…..7
1.3 Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности……10
1.4 Особенности наказаний несовершеннолетних…………………………….12
2. Административные правонарушения. Административная ответственность……………………………………………………………...…16
2.1. Понятие и основные признаки административных правонарушений…………………………………………………..…………….16
2.2. Понятие и основные признаки административной ответственности………………………………………………………………... 19
2.3.Административная ответственность несовершеннолетних………………21
2.4 Организация профилактической работы в образовательном учреждении…………………………………..…………………………………26
3. Обучение праву в рамках проекта «Правовое образование в школе» ……………………………………………………………..……..……………..29
3.1. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленное на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних ….…..38
Заключение и выводы ..………………………………..…………..................... 42
Список использованных источников……………………

Работа состоит из  1 файл

УГОЛОВНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СИСТЕМЕ ПРАВА.doc

— 413.00 Кб (Скачать документ)

              Практико – ориентированный подход в системе правового образования требует и определенных технологий обучения:

- обучение в сотрудничестве;

- метод анализа конкретных ситуаций;

- "портфолио" ученика;

- разноуровневое обучение;

- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;

- формирование критического мышления;

- метод проектов;

- возможности рефлексии, которые используются во всех технологиях.

              Правовая компетентность вырабатывается в социальной практике путем действия в реальной обстановке или в смоделированных учебных ситуациях.

3.3 Организационно-деятельностные игры

Реализацию практико – ориентированного обучения можно увидеть в играх. Наиболее эффективным является обучение, при котором ученик погружен в реальную или правдиво смоделированную жизненную ситуацию и принимает самостоятельные решения, что позволяет ему увидеть поле собственных действий по ее преобразованию, обеспечивает  переход от правовых знаний к гражданской позиции. "Игра, - замечает С.А. Шмаков, - выверенный веками, народным опытом, социально – культурными нормами общества фактор социализации личности. Детская игра – гарантия и условие свободного развития культуры всего общества".

              Организационно – деятельностные игры (ОДИ) – одна из форм организации коллективной мыслительной деятельности, средство обучения. Это особая форма осмысления общественно – исторической практики, площадка для создания социального опыта обучающихся в атмосфере психологически благоприятной  как для учеников так и для педагогов.

              Ценность ОДИ в том, что в ней, как правило, используется комбинация имитационных и эвристических методов, позволяющих решить комплексные задачи по формированию умений и навыков, применению их в нестандартной ситуации, т. е. тогда, когда требуется самостоятельность, творчество. Посредством проведения ОДИ могут быть реализованы следующие развивающие цели:

- развитие умений анализировать информацию;

- повышение коммуникативной культуры;

- формирование умений делать выводы;

- поиск ошибок и упущений в логике рассуждений;

- проявление готовности к пересмотру своих суждений и изменению образа действий при наличии убедительных аргументов.

              В процессе ОДИ бесспорна социализация обучающихся в групповой форме. Само формирование групп обеспечивает самоопределение участников в предмете деятельности, их самообъединение в общность людей, заинтересованных в развитии индивидуальных и коллективных навыков общественно – исторической практики решения различных проблем. Работа в группе позволяет анализировать ситуацию с разных позиций, выявляет проблему, вырабатывает пути ее решения. В результате обсуждения проблемы у группы появляются собственные идеи, требующие коллективного обсуждения.

              ОДИ способствуют применению знаний, умений и навыков в решении жизненно важных ситуаций, некоторых профессиональных проблем, что обеспечивает социально – трудовую ключевую компетенцию учащихся. Возможность гласно, через эмоциональные переживания и сылительсность осознать достижения индивидуальных и коолективных результатов, рефлексивное отношение к происходящему посредством ответов на вопросы:

- Что я делаю? (анализ предметного содержания);

- Как я делаю? (анализ способов деятельности);

- С какой целью я это делаю? (осознание своих ценностных ориентаций) – обеспечивает ценностно – смысловую компетентность и личное самосовершенствование. В процессе ОДИ формируется ггтовность обучающихся к самореализации в "пространстве собственной индивидуальности", усиливается учебно – познавательный интерес,  мотивация достижения, стремление к самостоятельному "добыванию" новых для себя знаний и умений, обеспечивается взаимодействие всех участников игры с ориентациой на результат. Организуя коммуникации, используя конфликты, разногласия, отсекая второстепенное, учитель в ОДИ обеспечивает движение групп по заданной теме, сам занимая рефлексивную позицию по отношению к участникам. Насыщенная информационная среда ОДИ обеспечивает связи и взаимоотношения между субъектами, свободе ученика противопоставляется граница в коллективном интересе, а форма ее то, что называется воспитанностью.

В правовом обучении используются различные виды игры:

1. Дидактические игры.

2. Имитационные игры.

3. Сюжетно-ролевые игры.

4. Деловые игры.

5. Иллюстративные игры.

Игры  становятся элементом урока (речь идет об игровых ситуациях) либо его формой (урок-игра). Дидактическая игра —это творческая деятельность детей, которая имеет педагогическую направленность и взаимосвязь с другими видами учебной работы школьников.

Дидактические игры в обучении праву представляют собой искусственное моделирование определенных жизненных ситуаций, которое носит интеллектуальный, познавательный характер.

В основе сюжетно-ролевой игры может быть любая жизненная ситуация, которая носит правовой характер. Ее ведущим компонентом специалисты называют сюжет. Он может быть вымышленным или реальным. Участники игры распределяют между собой роли, исполнение которых предполагается в ее процессе.

Основная цель деловой игры заключается в том, чтобы обучить школьников умению применять правовые знания при решении важных, глобальных проблем жизни, где взаимодействуют различные субъекты права, разрабатываются нестандартные выходы из сложившихся противоречий, возникают новые идеи и проекты. Здесь нет заранее прогнозируемого результата, требуется творческое и многоаспектное поведение участников.

В школьном правовом образовании уже есть примеры использования деловых игр. Вот некоторые их примеры:

Выборы местной власти. Игра призвана показать механизм формирования местной власти - органов местного самоуправления. Основой для ее построения будет служить текст Закона о выборах, можно провести игровое моделирование местного референдума по какой-либо реально существующей в городе проблеме и в строгом соответствии с Законом.

Иллюстративные игры применяются в обучении с целью детального разъяснения правовых явлений, понятий. Каждая такая игра создается для иллюстрации определенного конкретного юридического понятия, явления, мысли.             

Основными характеристиками процесса игры выступают:

1. Выделение продукта деятельности как особого состояния процесса.

2. Представление этого состояния как формы рефлексивного понимания субъектом.

3. Выделение игры как результата рефлексии.

4. Получение личностного самоопределения как основного результата ОДИ.

              Процессуальные особенности деятельности в игре:

1. Выделение продукта деятельности и соотнесение его соответствия  поставленным целям.

2. Построение этапов и процесса деятельности, их организация в единую структурную целостность.

3. Возвращение к продукту как основному рабочему результату (для всех).

На фоне этого (игры и деятельности) и строятся процессы исследования, проблематизации, рефлексии, понимания ОДИ.

              ОДИ не может быть неуправляемой. Одним из способов задания  направления движения игры является установление определенных рамок, в которых идет игра. За счет групповой работы формируются следующие способности участников игры:

1. Осознавать и осмысленно занимать ту или иную позицию, говорить и действовать именно с этой позиции (прокурора, адвоката, следователя, эксперта, журналиста);

2. Осознанно менять позицию в зависимости  от процесса расследования;

3. Анализировать ту или иную ситуацию в процессе расследования с разных позиций;

4. Организовывать (простраивать) коммуникации или вступать в коммуникацию;

5. Различать мысль и действие, мысль и личность;

6. Переводить мысль в действие.

              Таким образом, ОДИ соответствуют всем ключевым компетентностям образовательного процесса, следовательно, могут быть одной из составляющих профильного обучения старшеклассников.

В современном правовом обучении необходимо обратить внимание на организацию самостоятельной деятельности школьников. Это может осуществляться при: решении практических задач, работе с юридическими документами и проч.; проведении специального исследования по определенной теме под руководством учителя права. Важным методом закрепления знаний, выработки умений, навыков являются упражнения.

Для закрепления материала можно использовать методы сообщения новых знаний: объяснение, рассказ, лекция; методы приобретения новых знаний: экскурсия, самостоятельна. Словесные методы обучения праву связаны с устным изложением материала или печатным способом передачи информации (в этом случае в обучении используют тексты нормативно-правовых актов; газетный материал по правовым вопросам и т. д.).

Работая вместе, учитель и ученик постоянно общаются друг с другом именно с помощью слова, устного изложения материала. Методисты выделяют такие его виды: сюжетный или описательный рассказ, характеристика правового явления; конспективное (краткое) изложение; обобщение правовой информации.

Классификация методов по источникам получения учебной информации позволяет обратить внимание педагога на словесные, наглядные и практические методы.

Учителю права следует уметь приводить в пример различные казусы, правовые ситуации из реальной жизни. Они должны носить обобщенно-типичный характер, но в тоже время яркий и производящий определенное впечатление на слушателей. Разъяснение правовых конструкций только на теоретическом уровне не целесообразно хотя бы и потому, что их запоминание будет усложнено.

Словесное объяснение отдельных положений темы урока лучше строить из простых, хорошо продуманных фраз. Эффективность восприятия правового материала будет выше, если в начале изложения высказать мысли, созвучные настроениям ребят. Вот наиболее типичные способы начала выступления учителя на первом уроке по праву:

1. Сегодня мы начинаем изучать одну из самых таинственных и загадочных наук, история, которой весьма интересна и необычна. Древние называли ее «искусством добра и справедливости», а ее знатоков наделяли ореолом святости. Речь идет о великой силе Юриспруденции, которая помогает нам сегодня познакомиться и понять некоторые общественные правила поведении.

2. Можно начать разговор с цитаты. Она должна быть глубокой по содержанию, интересной и авторитетной для аудитории. В других случаях мотивирует на дальнейший процесс обучения рассказ определенного случая, исторического события.

К некоторым методам сообщения новых знаний относят рассказ. Это повествовательная форма раскрытия нового материала. Важно, чтобы рассказ был ярким, логичным, с особым подчеркиванием главных мыслей, выводов. Большую роль в этом методе обучения играет убедительность слов, выражений, эмоциональность.

              Особого внимания заслуживает наглядный метод обучения праву, который используется учителями в практике. Он позволяет конкретизировать учебный материал. Указанный метод может выражаться в работе с таблицами, схемами, демонстрации транспарантов по праву с использованием эпидиаскопа, применением мультимедийных программ, классной доски, мела, фломастеров и проч. Специалисты справедливо считают, что наглядность играет большую роль и в словесном общении (нет ничего в мышлении, чего бы не было прежде в ощущении; чувства — это свидетели достоверности и вернейшие руководители памяти). Применение такого метода требует тщательной подготовки учителя (разрабатывается система вопросов, заданий к наглядным материалам, дети учатся анализировать содержание проблемы, выраженной в таком виде, и проч.).

Выделяют образные и условные наглядные пособия по праву. К первым относят картины на правовые темы, фотографии и т. д. Ко вторым — графики, таблицы, диаграммы и проч.

Практические методы заключаются в совершении определенных действий с учебными предметами. Это может быть создание схематических рисунков, мультипликационных вариантов правового содержания (такой опыт работы успешно осуществляется в Новосибирске) и проч. Ученики работают самостоятельно с литературой, участвуют в научно-исследовательской деятельности.  Что же оказывает влияние на выбор методов правового обучения? Во-первых, цели, задачи, которые учитель формулирует перед каждым учебным занятием, и особенности правового материала. Сложный юридический материал трудно изучать поисковым методом. Запутавшись в проблеме, школьники могут потерять интерес к дальнейшей деятельности. Здесь требуется объяснительно-иллюстративный метод, объяснение учителя, рассказ. Во-вторых, необходимо иметь в виду способности, уровень подготовленности класса. В классе с низким уровнем обученности детей учитель сам объяснит правовые понятия, окажет помощь ученикам при выполнении ими самостоятельной работы. Задания могут носить репродуктивный характер, требующий воспроизведение материала. При высоком уровне подготовленности школьников увеличивается объем их самостоятельной творческой работы. В-третьих, на выбор методов оказывает влияние наличие времени для изучения правовой темы. Способности педагога играют немаловажную роль при выборе тех или иных методов обучения.

Необходимо оптимальное сочетание на практике традиционных, репродуктивно-воспроизводящих и инновационных, проблемно-творческих методов. Практика показывает, что доминирование исключительно одних методов в ущерб другим крайне негативно сказывается на результативности правового обучения.

Методические приемы правового обучения.

Используя различные методы обучения, мы совершаем определенные действия, которые направлены на то, чтобы решить поставленные задачи. Они-то и составляют понятие «методические приемы». Дидакт М.И. Махмутов называет их «составной частью методов».

Методический прием — это частное средство, с помощью которого в совокупности с другими средствами реализуется тот или иной способ познания правовой действительности и приобретения навыков в области права. Так, учитель формулирует  определенную проблему, предлагает подумать над рядом проблемных вопросов и т. д.

Многие юридические дефиниции (право, правонарушение, ответственность и др.) учитель раскрывает путем объяснения. Этим понятием называют важный прием изложения правовой теории. Объясняя материал, учитель права показывает смысл изучаемых правовых явлений, взаимосвязь его составляющих, представляет оценки, выводы.

Информация о работе Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних в системе права