Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних в системе права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:33, дипломная работа

Описание

Объектом выпускной квалификационной работы являются правоотношения, которые регулируются нормами уголовного и административного права и охраняются мерами уголовной и административной ответственности.
Предметом выпускной квалификационной работы являются структура и содержание уголовной и административной ответственности несовершеннолетних. Сущность и особенности правового регулирования данной сферы. Проблемы обеспечения законности прав различных субъектов и пути их совершенствования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. Уголовная ответственность несовершеннолетних в рамках уголовного законодательства…………………………………..…………………………….5
1.1. История развития уголовного законодательства ответственности несовершеннолетних………………………………..……………………….….5
1.2. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних………………………………………………………..…..7
1.3 Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности……10
1.4 Особенности наказаний несовершеннолетних…………………………….12
2. Административные правонарушения. Административная ответственность……………………………………………………………...…16
2.1. Понятие и основные признаки административных правонарушений…………………………………………………..…………….16
2.2. Понятие и основные признаки административной ответственности………………………………………………………………... 19
2.3.Административная ответственность несовершеннолетних………………21
2.4 Организация профилактической работы в образовательном учреждении…………………………………..…………………………………26
3. Обучение праву в рамках проекта «Правовое образование в школе» ……………………………………………………………..……..……………..29
3.1. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленное на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних ….…..38
Заключение и выводы ..………………………………..…………..................... 42
Список использованных источников……………………

Работа состоит из  1 файл

УГОЛОВНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СИСТЕМЕ ПРАВА.doc

— 413.00 Кб (Скачать документ)

              Далее рассмотрим несколько типовых планов  так называемых классических уроков по учебному курсу «Основы государства и права». Здесь пойдет речь о типовых планах уроков, а не о планах уроков по конкретным темам, предусмотренным программой учебного курса. Преподавание и вся работа учителя – это в высшей мере  творческий труд. Учитель имеет дело с учениками, личностные качества которых весьма разнятся. И то, что хорошо для одного ученического коллектива, может совсем не годится для другого.

Первый вариант (тип) урока. Может использоваться для работы с сильной аудиторией, с контингентом учеников, имеющих большой интерес к изучаемой дисциплине, с учащимися, по отношению к которым жесткий контроль неуместен.

1. Наименование темы урока.

2. Цели и задачи данного урока (что сегодня учащиеся могут узнать на уроке, чему должны научится).

3. Изложение теоретического материала по теме урока с преломлением его (насколько это возможно) через призму современной социальной действительности.

4. Ответы на вопросы учащихся (если они будут заданы).

5. Запись в тетрадь по праву основных положений данной темы под диктовку учителя (либо по ходу объяснения теоретического материала,  либо после).

6. Решение одной – двух задач по рассмотренной теме.

7. Домашнее задание: - повторение по учебнику материала изученной темы с проверкой своих знаний по контрольным вопросам; - письменное решение одной – двух задач с необходимой аргументацией и ссылкой на законодательство; - ведение словаря: запись определений нескольких терминов по пройденной теме; - составление правового документа (может практиковаться лишь изредка, причем при наличии возможности дать учащимся образец или типовую форму такого документа).

Второй вариант  (тип) урока. Подходит для учащихся среднего уровня, по отношению к которым контроль за усвоением знаний должен быть достаточным, но все же не очень жестким.

1. Опрос учеников по теме, пройденной на прошлом уроке (по контрольным вопросам).

2. Интеллектуальный тренинг – раскрытие сути юридической пословицы, или латинского изречения, или афоризма.

3. Объявление новой темы и акцентирование внимания на целях и задачах, преследуемых при ее изучении.

4. Объяснение материала по новой теме.

5. Ведение словаря (запись в тетрадь под диктовку учителя нескольких юридических терминов и их определений). Решение одной задачи в качестве примера того, как нужно анализировать подобные задачи дома.

6. Домашнее задание: - прочитать соответствующий параграф учебника; - записать в тетрадь основные положения темы учебника; - решить письменно в тетрадке одну-две задачи (с обоснованием того или иного решения и со ссылкой на закон).

Третий вариант (тип) урока. Подходит для учащихся, которые нуждаются в жестком контроле, не схватывают материал быстро и не умеют производительно работать. Им дается более объемное домашнее задание, в основном письменное. На учителя ложится дополнительная нагрузка по проверке письменных домашних заданий.

1. Опрос рассмотренный на прошлом уроке темы по контрольным вопросам.

2. Сбор листков с письменными домашними заданиями.

3. Интеллектуальный тренинг – раскрытие сути юридической пословицы, или латинского изречения, или афоризма.

4. Объяснение новой темы с конспектированием учащимися отдельных ее положений по ходу изложения.

5. Запись в тетрадь основных положений темы (по учебнику).

6. Ответы учителя на вопросы по рассмотренной теме.

7. Домашнее задание: - прочитать параграф в учебнике и ответить на все контрольные вопросы; - письменно на отдельном листке решить задачу (причем задачи даются разные по вариантам или букве алфавита, с которой начинается фамилия ученика); - там же записать определения изученных по теме юридических терминов.

Самостоятельная работа на уроке

В последние годы особую популярность приобрели различные методы правового образования, активизирующие именно самостоятельную работу учащихся на уроках и во внеурочное время. Самостоятельная работа представляет собой познавательную деятельность самих учеников, имеющую цель, форму выражения, которая заканчивается проверкой результата. Такая работа выполняется по заданиям и направлена на достижение определенного результата

Выделяют два этапа самостоятельной деятельности школьников при правовом обучении.

1. На первом этапе учитель должен «научить» своих воспитанников элементарным приемам самостоятельной работы. Он должен показать, каким образом можно добывать знания из разных источников, анализировать их, обобщать и делать выводы. При этом педагог выступает в роли консультанта, организатора самостоятельной работы детей.

2. Приобретая навыки самостоятельной работы, ученик подготавливается к исследовательской деятельности. У него появляется своя точка зрения на определенные понятия. Ученик становится способным решить сложные нестандартные задачи.

На уроках права результаты самостоятельной работы школьников могут быть представлены в форме докладов, рефератов или небольших сообщений.

Во многих школах большое значение приобрели научные общества ребят, в рамках которых и осуществляется самостоятельная деятельность обучаемых. Ребята объединяются в творческие группы и проводят совместно или индивидуально исследовательскую работу по конкретной теме.

Исследовательский самостоятельный подход в правовом обучении опирается на непосредственный опыт самих ребят. Важно ставить ученика в позицию исследователя, «первооткрывателя». В самостоятельной работе он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, однако его деятельность осуществляется под контролем со стороны учителя права. Стоит согласиться с мнением коллег, которые пришли к выводу, что задача современного правового обучения состоит не просто в сообщении знаний, но в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира.

На протяжении последних десятилетий современные дидакты придерживаются представления о трех уровнях исследовательского обучения. На первом уровне преподаватель ставит проблему и намечает метод ее решения. Решение ученику предстоит осуществить самостоятельно. На втором уровне преподаватель только ставит проблему, но метод ее решения ученик ищет самостоятельно (здесь возможен коллективный поиск). На высшем, третьем уровне постановка проблемы, выбор метода и разработка самого решения осуществляются учениками самостоятельно.

Творческое мышление является общепризнанной ценностью нашей культуры, и его формирование в области правового обучения очень важно.

Самостоятельные рассуждения по правовой проблеме могут быть оформлены в виде эссе — небольшого сочинения.

              Темы рефератов могут быть связаны с местным материалом и носить своего рода краеведческий характер.

В процессе исследовательской работы учитель права может организовывать специальные консультации, оказывая помощь своим обучаемым в выборе литературы, составлении плана исследования, грамотном оформлении текста, в подготовке выступления на защите рефератов. Ученики  должны грамотно выражать свои мысли в устной форме, уметь отвечать четко на вопросы в рамках темы исследования. Одноклассники могут участвовать в оценивании работ, заполняя «судейские» карточки по нескольким заранее определенным критериям.

Таким образом, самостоятельная работа в процессе обучения праву оказывает большое влияние на формирование юридических знаний и умений обучаемых. Доказано, что знания, самостоятельно добытые учеником, более прочно закрепляются в его памяти. Процесс обучения превращается в творческую интересную деятельность. Учитель права должен активизировать самостоятельную работу учеников на уроке и во внеурочное время.

Являясь одним из основных институтов социализации личности, школа играет особую роль и в процессе правовой социализации, целенаправленно формируя полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным сознанием ответственности за свои решения и действия. Усвоение правовых знаний становится эффективнее, если они изучаются вместе с реалиями жизни. Сейчас, когда общество захлестнула волна преступности, особенного важно своевременное приведение в действие такого средства профилактики правонарушений и преступлений, как формирование законопослушных граждан, уделение особого внимания умению добывать правовую информацию и пользоваться ею, а это значит мыслить, принимать решения, результативно и бесконфликтно решать жизненные проблемы, что приспосабливает учащегося к самостоятельному и автономному существованию после школы.

Цели, форма, содержание и планируемые результаты современного правового образования, определяются широким кругом факторов, к которым относятся: общее изменение целей образования в условиях информационного общества; возрастание гуманитарной составляющей образования; содержание социального и государственного заказа на правовое образование и др. Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные возможности  для решения современных педагогических задач, позволяет ученику не только приобрести знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и практические навыки социального действия. Под правовым образованием в школе мы понимаем систему воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование у обучающихся уважения к праву; собственных установок и представлений, опирающихся на современные правовые ценности общества; правовой культуры, основанной на фундаментальной правовой грамотности; компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и интересов личности; позитивного опыта деятельности в социально – правовой сфере. Правовое образование – это условие формирования индивидуальных способностей, получения навыков социального функционирования. Эти элементы правового образования реализуются и приобретают различное значение на каждой ступени образования.

Система образовательных компонентов предполагает:

- изучение основ правовых знаний с раннего возраста;

- тренинг социальных навыков обучающихся основной школы;

- изучение курса "Право и экономика" в старшей школе;

- тренинг личностного роста и профессионального самоопределения в 9-11 классах;

- факультативный курс "Теория государства и права" в 11 классе;

- интеграцию базового и дополнительного образования;

- взаимодействие школы и ВУЗа в практико – ориентированном гражданско – правовом обучении;

- преподавание специальных дисциплин преподавателями – специалистами;

- реализацию межпредметных связей.

              Правовое обучение включает в себя такие компоненты, как учебно – методическое, информационное и психологическое сопровождение. Вовлечение обучающегося в научно – исследовательскую деятельность повышает его познавательный интерес, учит прогнозировать успех, анализировать свои действия и поступки. Информационное спровождение позволяет искать резервы повышения успеваемости, уровня знаний, заставляет пересмотреть свои жизненные позиции. Психологическое сопровождение позволяет диагностировать изменение личностных особенностей обучающегося, оценивать их эмоциональное состояние, что, безусловно, помогает использованию ситуации успеха современно и продуктивно.

              Задача учебно – методического сопровождения – обеспечение обучающихся информацией о начальном уровне правовых знаний, об усвоении и навыках практического применения правовых знаний, о творческих способностях и возможностях.

              Задачей информационного сопровождения является получение сведений разнопланового характера6 профессиональные предпочтения, мотивы учебной деятельности, обеспеченность семьи и т.д, позволяющие устанавливать более тесный контакт с обучающимися, видеть их проблемы, формировать творческие группы для проектной деятельности.

              Задачи психологического сопровождения: оценка эмоционального состояния обучающихся при реализации практико – ориентированного обучения, диагностика готовности к творческой  деятельности.

              Приобретение учащимися более глубоких представлений о системе права, юриспруденции, отраслях права, основных юридических профессиях, а также способы познавательной деятельности, освоение которых является условием дальнейшего обучения и профессионального становления, изучения права на профильном уровне позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя и т. д.; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа использования правовой информации; формирует умение сравнительного анализа и использования правовой информации;  позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству, выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. В результате практико – ориентированного обучения, основанного на усилении деятельностного подхода через ситуационное моделирование, конструирование некой экономической, политической или любой другой жизненной ситуации, школьник приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач, осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях, ведении дискуссий. В результате практико – ориентированного обучения выпускники смогут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов, анализировать собственные профессиональные  склонности, способы их развития и реализации. Системный подход в практико – ориентированном обучении обеспечивает координацию со смежными предметами: обществознанием, экономикой, политологией, социологией, историей за счет вычленения правового контекста отношений человека в обществе, сопоставления правовых норм с иными социальными нормами, правовой интерпретации социальных и экономических явлений. Правовая компетентность человека является комплексной характеристикой социального действия, в которой проявляются знания, навыки, ценности, личностные установки и способы поведения. Развитие базовых коммуникативных компетенций учащихся, умения работать с информацией, умения анализировать ситуацию на основе уже имеющегося жизненного опыта формирует культуру мышления, столь необходимую в повседневной жизни.

Информация о работе Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних в системе права