Избирательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 11:03, курсовая работа

Описание

Целью исследования является характеристика норм УК РФ, содержащих составы преступлений, посягающих на данные политические права граждан РФ, обоснование потребности в их усовершенствовании и предложение собственного варианта улучшения их строения и содержания.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
• исследовать средства уголовно-правовой защиты демократического института выборов и референдумов в зарубежных государствах;
• провести юридический анализ объекта и предмета преступлений против избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации на основе УК РФ 1996 г.;
• изучить содержание объективных и субъективных критериев составов исследуемых преступлений с учетом внесенных изменений в статьи 141 - 142.1 УК РФ и пояснить спорные вопросы квалификации;
• разработать предложения по совершенствованию уголовного законодательства об ответственности за посягательства на рассматриваемую группу конституционных прав граждан;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4
1.Правовые основы избирательного процесса в РФ…………………………….5
1.1.Развитие избирательного права в РФ………………………………………...5
1.2.Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан…………………………………………………………………………………...17
2. Объективные и субъективные признаки посягательств на избирательные права граждан Российской Федерации…………………………………………………25
2.1. Объект и предмет преступлений против избирательных прав граждан Российской Федерации………………………………………………………………….25
2.2. Объективная сторона посягательств на избирательные права граждан и права на участие в референдуме……………………………………………………….28
2.3. Субъективные признаки преступлений, связанных с нарушением избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ………………..31
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемых источников……………………………………………..37

Работа состоит из  1 файл

Корбут 9.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

     - незаконное внесение в протокол  об итогах голосования изменений после его заполнения;

     - заведомо неправильное установление  итогов голосования, определение  результатов выборов, референдума.

     Субъективная  сторона данного преступления характеризуется  прямым умыслом. Субъект этого преступления специальный - лицо, отвечающее в силу возложенных на него полномочий за подведение итогов выборов и референдума.

     Уголовная ответственность наступает за совершение общественно опасных нарушений  законодательства о выборах, причиняющих  существенный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательных прав. Уголовная ответственность регламентируется в Уголовном кодексе РФ (далее - УК РФ), который насчитывает две статьи, посвященных посягательствам на избирательные права граждан. Это - ст. 141 («Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий») и ст. 142 (»Фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов»).

     В соответствии с ч. 1 ст. 141 УК РФ уголовно наказуемым является воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий. Данное преступление наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

     Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах является публично-правовым средством обеспечения общественного интереса при реализации гражданами избирательных прав и права на участие в референдуме.

     Под юридической ответственностью в  публично-правовой сфере понимается применение к нарушителю правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя определенные правоограничения личного или имущественного характера. Мерами юридической ответственности являются регламентированные в законодательстве наказательные санкции, которые традиционно именуются в научной литературе карательными или штрафными.

     При этом необходимо учитывать, что юридическая  ответственность (в том числе  и за нарушения законодательства о выборах): 1) наступает за совершение правонарушения; 2) устанавливается государством и всегда связана с применением к правонарушителям санкций правовых норм уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами; 3) связана с причинением правонарушителю определенных негативных (отрицательных) последствий; 4) реализуется в определенной процессуальной форме.

     За  нарушения законодательства о выборах  федеральными законами предусмотрено  несколько видов юридической  ответственности.

     В зависимости от отраслевой принадлежности нормативно-правовой основы различаются три вида ответственности за нарушения законодательства о выборах: 1) конституционно-правовая ответственность (ответственность по избирательному праву); 2) административная ответственность; 3) уголовная ответственность. Каждый из указанных видов ответственности отличается друг от друга основаниями (правовыми и фактическими), санкциями, субъектным составом, процессуальной формой реализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Объективные и субъективные признаки посягательств на избирательные права граждан Российской Федерации

      2.1. Объект и предмет преступлений против избирательных прав граждан Российской Федерации

      Одним из важнейших институтов конституционного права является избирательное право. Порядок формирования органов государственной власти и местного самоуправления, другие ключевые вопросы государственного устройства и общественной жизни закреплены в ст. 3, 32 Конституции РФ, иных законах и правовых актах22. Ввиду предстоящей предвыборной кампании по выборам в Государственную Думу Российской Федерации, а также предстоящих выборов президента Российской Федерации особо важными становятся вопросы уголовной и иной ответственности за действия, связанные с нарушениями в области избирательного права.

      Избирательная система государства предполагает создание целого комплекса правовых гарантий порядка осуществления  выборов установления результатов  голосования, избирательных прав всех субъектов избирательного процесса2. Определенное немаловажное место среди указанных гарантий принадлежит уголовно-правовым нормам, устанавливающим ответственность за незаконные действия лиц при осуществлении выборов в органы государственной власти.

      Уголовным законом предусматриваются две  нормы, устанавливающие ответственность  за нарушения избирательного права. В новом УК законодатель исключил статью, предусматривающую уголовное наказание за нарушение избирательного законодательства лицом, подвергавшимся административному взысканию за эти же нарушения (ст. 1331 УК РСФСР). Вместе с тем в УК РФ 1996 г. в целом усилена ответственность за действия, нарушающие право избирать и быть избранным в Российской Федерации.

      По  данным статистики число совершаемых  преступлений, предусмотренных ст. 141, 142 УК РФ сравнительно не велико. Существование данных норм является необходимым условием надежного правового механизма реализации гражданами своих избирательных прав. Неслучайно поэтому, вопреки отсутствию каких-либо существенных проблем их применения, конструкция данных уголовно-правовых деликтов с момента их введения в Уголовный кодекс постоянно корректируется с учетом изменений избирательной системы российского государства23.

      Статья 141 Уголовного кодекса Российской Федерации  предусматривает ответственность  за воспрепятствование осуществлению  избирательных прав или работе избирательных комиссий. По смыслу ст. 32 Конституции РФ употребленное в статье 141 УК РФ понятие "избирательные права" следует понимать как право избирать и право быть избранным.

      Непосредственным  объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан, их право участвовать в референдуме, а также установленный законом порядок работы избирательных комиссий. Когда указанное деяние сопряжено с применением насилия или угрозой его применения, то оно посягает на дополнительный объект. При насилии им являются здоровье, телесная неприкосновенность, а при угрозе применения насилия - личная безопасность. Объективную сторону преступления составляют действия или бездействие, которые образуют:

      воспрепятствование  осуществлению гражданином своих  избирательных прав;

      воспрепятствование  осуществлению гражданином права  участвовать в референдуме;

      воспрепятствование  работе избирательных комиссий пли  комиссии по проведению референдума.

      В конкретных ситуациях важно установить какому из элементов избирательной системы создавались препятствия.

      Воспрепятствование  может состоять в прямом отказе или  противодействии свободному и всестороннему  обсуждению кандидатов в народные депутаты или в президенты Российской Федерации, создании препятствии в ведении предвыборной агитации, блокировании работы доверенных лиц кандидатов в депутаты, устранении возможности ознакомления со списками избирателей, отказе в подаче заявлений о включении в список избирателей и пр.

      Воспрепятствование  осуществлению гражданином права  участвовать в референдуме может  выражаться в необоснованном отказе в регистрации инициативной группы, противодействии ее деятельности, незаконном отказе гражданам в участии в  референдуме, в получении открепительного удостоверения при изменении места нахождения в день выборов, ином противодействии волеизъявлению избирателей.

      Воспрепятствование  работе избирательных комиссий может  состоять:

      в лишении членов избирательных комиссии возможности работать на участке голосования;

      незаконном  изменении ее состава;

      игнорировании законных требований комиссии;

      лишении возможности присутствовать при  голосовании наблюдателей;

      организации нарушении общественного порядка, создании обстоятельств, дезорганизующих деятельность избирательных комиссии.

      Состав  преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 141 УК РФ, - формальный. Оно считается  оконченным с момента совершения любого из указанных действий. В  данном случае не имеет значения удалось  ли субъекту фактически пометить реализации прав или полномочии по проведению выборов либо референдума. Способ совершения деяния, закрепленного ч. 1 ст. 141 УК РФ, также не имеет значения для квалификации. Оно может быть совершено любым способом.  
 
 
 
 
 
 

      2.2. Объективная сторона посягательств на избирательные права граждан и права на участие в референдуме

      Непосредственный  объект данного преступления - общественные отношения, обеспечивающие политические права граждан на свободное волеизъявление на выборах или референдуме, тайну  голосования, реализацию их воли в итоговом решении голосования.

      Объективная сторона характеризуется активными  действиями, заключающимися в следующем.

      Фальсификация избирательных документов, документов референдума представляет собой  умышленное изменение содержания данных подлинных документов путем подделки, подчистки, дописки, пометки другим числом, иным способом, а также изготовление (создание) другого документа с ложным содержанием.

      Заведомо  неправильный подсчет голосов состоит  в умышленном искажении сведений, отражающих количество голосов, поданных за кандидата или в пользу вынесенного на референдум вопроса. Подобное искажение количественных сведений может осуществляться как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения фактического числа голосов.

      Заведомо неправильное установление результатов выборов или референдума означает объявление ложных результатов, в частности объявление кандидата избранным (или неизбранным) вопреки действительному положению вещей, объявление в нарушение закона недействительности референдума и т.п.

      Нарушение тайны голосования заключается  в нарушении условий, обеспечивающих негласность волеизъявления голосующих, либо совершении различных действии (бездействия), дающих возможность контролировать волеизъявление голосующих. Такими действиями могут, в частности, быть: ненадлежащее оборудование избирательного участка, воспрепятствование голосованию в кабинах, допуск посторонних в кабины, установка в кабинах специальной видеоаппаратуры, пометки бюллетеней и т.п.

      Прямые  выборы предполагают, что избиратель голосует на выборах в Российской Федерации за или против кандидатов или списков кандидатов непосредственно. Каждый гражданин должен проголосовать лично, голосование за других лиц запрещается. Если гражданин не может присутствовать на избирательном участке, он имеет возможность проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении окружной избирательной комиссии (за 4-15 дней до выборов) или в участковой избирательной комиссии (за 1-3 дня до выборов). В случае невозможности голосования на избирательном участке участковая избирательная комиссия должна организовать голосование по месту нахождения гражданина (по его заявлению). Член избирательной комиссии и наблюдатель (если он присутствует на участке) выезжают к избирателю и доставляют специальный переносной ящик и избирательные бюллетени.

      Законодательный порядок проведения выборов предусматривает, что в списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Списки избирателей составляются участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведении, предоставленных главой местной администрации. Запрещается вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей24. Во всех избирательных округах установлены единые формы избирательных бюллетеней для голосования по общефедеральному избирательному округу, по одномандатным и многомандатным округам, которые удостоверяются (на обороте) печатью участковой избирательной комиссии или двумя подписями ее членов.

      Любой подлог избирательных документов, документов референдума, любое нарушение тайны  голосования в этой процедуре  влечет уголовную ответственность  по ст. 142 УК РФ.

      Фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов (ст. 142 УК РФ) по ряду действий объективной стороны относится к разновидности служебного подлога. В отличие от служебного подлога, предметом которого являются различные официальные документы, предметом ст. 142 УК РФ могут считаться только определенные документы. В соответствии с законодательством о выборах избирательными документами являются: списки избирателей или участников референдума, подписные листы, избирательные бюллетени, удостоверения на право голосования, открепительные талоны, протоколы по подсчету голосов, счетные листы и т.п. Очевидно, к избирательным документам следует относить все документы, на основании которых осуществляется фиксация избирательных голосов, подведение итогов выборов или референдума.

Информация о работе Избирательный процесс