Избирательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 11:03, курсовая работа

Описание

Целью исследования является характеристика норм УК РФ, содержащих составы преступлений, посягающих на данные политические права граждан РФ, обоснование потребности в их усовершенствовании и предложение собственного варианта улучшения их строения и содержания.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
• исследовать средства уголовно-правовой защиты демократического института выборов и референдумов в зарубежных государствах;
• провести юридический анализ объекта и предмета преступлений против избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации на основе УК РФ 1996 г.;
• изучить содержание объективных и субъективных критериев составов исследуемых преступлений с учетом внесенных изменений в статьи 141 - 142.1 УК РФ и пояснить спорные вопросы квалификации;
• разработать предложения по совершенствованию уголовного законодательства об ответственности за посягательства на рассматриваемую группу конституционных прав граждан;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4
1.Правовые основы избирательного процесса в РФ…………………………….5
1.1.Развитие избирательного права в РФ………………………………………...5
1.2.Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан…………………………………………………………………………………...17
2. Объективные и субъективные признаки посягательств на избирательные права граждан Российской Федерации…………………………………………………25
2.1. Объект и предмет преступлений против избирательных прав граждан Российской Федерации………………………………………………………………….25
2.2. Объективная сторона посягательств на избирательные права граждан и права на участие в референдуме……………………………………………………….28
2.3. Субъективные признаки преступлений, связанных с нарушением избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ………………..31
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемых источников……………………………………………..37

Работа состоит из  1 файл

Корбут 9.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

     В федеральный список кандидатов включается не более 500 кандидатов. Федеральный  список кандидатов может содержать  общефедеральную часть, состоящую не более чем из 3 кандидатов, и в обязательном порядке разбивается на региональные группы кандидатов, число которых не может составлять менее 100. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать собой все субъекты РФ.

     Определяются  процедура сбора подписей, проверки подписных листов, регистрации федеральных  списков кандидатов, а также требования, касающиеся избирательного залога.

     Порядок информационного обеспечения выборов  депутатов Государственной Думы, в том числе проведения политическими партиями предвыборной агитации, не претерпел существенных изменений по сравнению с прежним порядком.

     Финансирование  мероприятий, связанных с подготовкой  и проведением выборов, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 400 млн. руб. Кроме того, избирательные фонды могут создаваться региональными отделениями политических партий. Средства избирательных фондов региональных отделений политических партий расходуются в основном на проведение предвыборной агитации.

     По  результатам выборов депутатов Государственной Думы к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Также предусматриваются случаи, когда к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, не преодолевшие 7-процентный барьер. Если ни один из федеральных списков кандидатов не получил 7 и более процентов голосов избирателей либо все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, выборы депутатов Государственной Думы признаются несостоявшимися. Устанавливается новая методика пропорционального распределения депутатских мандатов.5

     «О  порядке формирования Совета Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации”, Совет Федерации РФ формируется  за счет представления каждым субъектом  РФ двух представителей одного от законодательного органа власти и одного от исполнительного.

     Члены Совета Федерации - представители от законодательных (представительных) органов  государственной власти субъектов  РФ избираются этими органами на срок их полномочий, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта РФ путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Представительство от двухпалатного законодательного органа власти субъекта РФ осуществляется поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Решение об избрании представителя принимается тайным голосованием и оформляется постановлением. Оно вступает в силу, если две трети от общего числа депутатов не проголосуют против.

     Члены Совета Федерации представители от исполнительных органов государственной власти субъектов РФ назначаются высшими должностными лицами субъекта на срок их полномочий. Решение оформляется указом (постановлением) и в трехдневный срок направляется в законодательный (исполнительный) орган государственной власти субъекта РФ. Решение вступает в силу, если на заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против.

     Решение должно быть направлено в Совет Федерации не позднее пяти дней после его вступления в силу.

     Досрочное прекращение полномочий представителя  осуществляется в том же порядке, что и его избрание.6

     «О  референдуме Российской Федерации» Устанавливается порядок подготовки и проведения референдума Российской Федерации - всенародного голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

     Расширяется круг субъектов, обладающих правом выдвижения инициативы проведения референдума. Так, наряду с гражданами Российской Федерации, которых должно быть не менее двух миллионов, и Конституционным Собранием, инициировать референдум могут федеральные органы государственной власти, если в соответствии с международным договором Российской Федерации вопрос государственного значения или проект нормативного акта подлежат вынесению на референдум.

     Создаваемая инициативная группа граждан РФ по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, образуемых более чем в половине субъектов РФ. При этом каждая региональная подгруппа должна насчитывать не менее 100 участников, обладающих правом на участие в референдуме и постоянно проживающих на территории того субъекта РФ, где образована данная региональная подгруппа.

     Для решения вопроса о назначении референдума Президент РФ направляет поступившие к нему документы в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (вопросам) Конституции РФ.

     Референдум  признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума. Решение считается принятым, если за вопрос референдума проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в голосовании.7

     «Граждане Российской Федерации имеют право  избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также  участвовать в референдуме”. “Не  имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными; а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда»8. Это единственное ограничение позволяет говорить о всеобщем избирательном праве в Российской Федерации. Всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании закрепляется в ст. 81 Конституции.

     В Российской Федерации активное избирательное  право принадлежит всем гражданам  РФ, достиг 18-летнего возраста, кроме  граждан, признанных судом недееспособными  и граждан, содержащихся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Правом быть избранным в Государственную думу РФ обладают граждане, достигшие 21 года, правом быть избранным президентом — достигшие 35 лет (при условии десятилетнего постоянного проживания на территории РФ). Субъекты Федерации вправе устанавливать ценз местожительства, т. е., условие быть избранным в их представительные (законодательные) органы, для этого необходимо в течение определенного срока постоянно проживать на территории данного субъекта Федерации. Однако в соответствии с Федеральным законом 1994 г. «О гарантиях избирательных прав граждан в Российской Федерации» этот срок не должен превышать одного года.9 Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию страны.

     В Государственную Думу избиралось 450 депутатов, из них 225 — по одномандатным  округам (один округ один депутат) и 225 — по федеральному избирательному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками (до 2007 года). В первом случае избирается скорее личность, во втором — партия, блок партий или иное общественное объединение.10 В Российской Федерации (до 2007 года) действовала смешанная избирательная система. В одномандатных округах выборы осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства. В федеральном округе отбор ведется по пропорциональному принципу, но пропорциональность эта касается только тех партий, блоков и т. п., которые перешагнули семипроцентный барьер, т. е. получили не менее 7% голосов из числа участвовавших в выборах. Те, кто не добрал этой цифры, теряет все свои голоса, а также право на представительство в Думе. Довольно жесткие количественные требования предусматриваются и на этапе предвыборной кампании. Так, кандидат на место в Думу должен со6рать не менее 200 тыс., а на пост президента — не менее 1 млн. подписей своих сторонников, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7% требуемого общего числа подписей. Если же таких «миллионеров» окажется несколько и ни один из них не сумеет привлечь в первом туре выборов более половины участвующих в голосовании избирателей, то не позднее чем через 15 дней после подсчета голосов назначается второй тур, в котором борьба завершается избирательным поединком двух кандидатов, набравших наибольшее количество голосов в первом туре.

     Ещё одним непосредственным выражением народной власти является референдум.

     Референдум - проведение тайного голосования по утверждению или неутверждению, выражению согласия или несогласия с каким-либо важным документом, действиями главы государства, парламента, правительства.

     Инициатива  проведения референдума РФ принадлежит:

     не  менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющим право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ проживает не более 10% из них;

     Конституционному  Собранию в случае вынесения на референдум проекта новой Конституции РФ. Референдум РФ назначает Президент РФ путем издания специального указа.11

     На  референдум не могут выноситься вопросы, касающиеся изменения статуса субъектов  Федерации, досрочного прекращения  или продления срока полномочий Президента РФ и палат Федерального собрания, принятия и изменения федерального бюджета, введения или отмены налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер безопасности; амнистии и помилования, ограничивающие или отменяющие общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

     Основные  нововведения в Федеральный закон  «О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

     Депутаты  Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы;12

     Отменен порог явки.

     Таким образом, на данный момент в РФ действует  пропорциональная избирательная система. В этой системе, как и в любой системе, есть свои плюсы и минусы.

     К достоинствам пропорциональной системы  относится то, что сформировавшихся с ее помощью органах власти представлена реальная картина политической жизни  общества, расстановки политических сил. Она обеспечивает систему обратной связи между государством и организациями гражданского общества, в итоге способствует развитию политического плюрализма и многопартийности.

     Основные  недостатки пропорциональной избирательной  системы:

     возникают сложности в формировании правительства (причины: отсутствие доминирующей партии; создание многопартийных коалиций, включающих партии с разными целями и задачами, и, как следствие, нестабильность правительств);

     весьма  слабая непосредственная связь между  депутатами и избирателями, голосующими не за конкретных кандидатов, а за партии;

     независимость депутатов от своих партий (такая  несвобода парламентариев может  негативно сказаться на процессе обсуждения принятия важных документов).

     Следует сказать, что в Федеральном законе об общественных объединениях установлено, что «общественные объединения являются юридическими лицами и имеют право в выборах и референдумах» (ст.27).

     Сейчас, даже при участии в выборах  нескольких партий, в Госдуме доминирует одна партия. Данный пример свидетельствует  лишь о первых шагах возвращения к печальному периоду господства партийно-политической системы. После перехода к выборам по партийным спискам, по существу, ликвидируются права не только общественных объединений, но также оппозиционных партий по реальному влиянию на социально-политические процессы жизни страны. Поэтому абсолютно правы политики и ученые, по мнению которых полный переход к выборам по партийным спискам (чисто пропорциональной избирательной системе) является серьезной стратегической ошибкой. Исторический опыт позволяет предположить, что преобладающей объективной тенденцией социального процесса в большей мере становится не создание общенациональных политических партий, а развитие общественных объединений разных социальных слоев, вырастающих на базе общности профессиональных, религиозных, этнических, экономических, духовных, политических и иных интересов.13 Такие объединения будут бороться не за власть любыми средствами, а вполне цивилизованно выбирать своих получивших общественное признание представителей в систему народного (а не партийного) представительства. Речь в этом случае должна идти не о борьбе за власть, а об участии во власти при сохранении ее надпартийного характера. Достижение такой цели, прежде всего, предопределяется демократической избирательной системой, которая призвана обеспечить становление и эффективное функционирование правового государства и гражданского общества, а не такой политической системы, доминирующим элементом которой будут одна или не сколько партий.

     Следовательно, центральное место в демократической избирательной системе должны занимать не проблема приоритета политических партий и определение процентов их «проходимости» в парламент, а обеспечение всеобщих и равноправных выборов органа народного представительства. Создатели нового закона о переходе к выборам в Госдуму по партийным спискам не хотят считаться с тем, что навязанная ими обществу партийно-политическая избирательная система не отвечает (противоречит) общепринятым демократическим ценностям и устоям государство. И, в отличие от политических партий, с их вечной борьбой за власть ближе к каждому человеку стоят многочисленные общественные объединения и организации. Поэтому они не могут быть исключены из субъектов демократической избирательной системы и лишены участия в выборах законодательных (представительных) органов власти.

Информация о работе Избирательный процесс