Избирательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 11:03, курсовая работа

Описание

Целью исследования является характеристика норм УК РФ, содержащих составы преступлений, посягающих на данные политические права граждан РФ, обоснование потребности в их усовершенствовании и предложение собственного варианта улучшения их строения и содержания.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
• исследовать средства уголовно-правовой защиты демократического института выборов и референдумов в зарубежных государствах;
• провести юридический анализ объекта и предмета преступлений против избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации на основе УК РФ 1996 г.;
• изучить содержание объективных и субъективных критериев составов исследуемых преступлений с учетом внесенных изменений в статьи 141 - 142.1 УК РФ и пояснить спорные вопросы квалификации;
• разработать предложения по совершенствованию уголовного законодательства об ответственности за посягательства на рассматриваемую группу конституционных прав граждан;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4
1.Правовые основы избирательного процесса в РФ…………………………….5
1.1.Развитие избирательного права в РФ………………………………………...5
1.2.Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан…………………………………………………………………………………...17
2. Объективные и субъективные признаки посягательств на избирательные права граждан Российской Федерации…………………………………………………25
2.1. Объект и предмет преступлений против избирательных прав граждан Российской Федерации………………………………………………………………….25
2.2. Объективная сторона посягательств на избирательные права граждан и права на участие в референдуме……………………………………………………….28
2.3. Субъективные признаки преступлений, связанных с нарушением избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ………………..31
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемых источников……………………………………………..37

Работа состоит из  1 файл

Корбут 9.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

      Фальсификацию избирательных документов, документов референдума следует отличать от иных злоупотреблений при проведении выборов: введение в заблуждение  избирателей, оказание на них давления, обманное заполнение бюллетеней за граждан  и т.п. Следует иметь в виду, что при фальсификации избирательных документов нарушается прежде всего порядок документального оформления, подтверждения результатов выборов (референдума). Иные действия, нарушающие процедуру проведения выборов или референдума, при соответствующих обстоятельствах могут расцениваться как воспрепятствование осуществлению гражданином избирательных прав или воспрепятствование работе избирательных комиссии и квалифицироваться по ст. 141 УК РФ.

      По  своей конструкции состав преступления "фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов" - формальный. Для признания преступления оконченным достаточно совершения одного из перечисленных в диспозиции нормы действия.  
 
 
 
 
 

      2.3. Субъективные признаки преступлений, связанных с нарушением избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ

      Субъективная  сторона анализируемой нормы  предполагает прямой умысел. Виновный сознает, что он препятствует осуществлению  избирательных прав или работе избирательных комиссий и желает этого. Мотивы, которыми он руководствуется, решающего значения не имеют.

      Квалифицирующими  признаками ч. 2 ст. 141 Уголовного кодекса  РФ являются

      подкуп, обман, применение насилия либо угрозы его применения;

      использование липом своего служебного положения;

      совершение  преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

      Подкуп  означает передачу денег, имущества  или иных благ либо обещание имущественных  выгод гражданину, членам избирательной  комиссии за неучастие в выборах, неявку на работу, осуществление иных действий, заключающихся в воспрепятствовании проведения выборов.

      Обман может выражаться и предоставлении ложной информации о месте и времени  проведения выборов, данных кандидатов, их партийной принадлежности и т.д. Обманными являются пассивные действия - умолчание об истинном положении кандидаток, иных существенных обстоятельствах. предопределяющих волю избирателей.

      Насилие предполагает оказание физического  воздействии, выражающегося в нанесении  ударов, удержании, лишении свободы, побоях, истязании, причинении легкого телесного повреждения. В случаях причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью содеянное следует квалифицировать по совокупности со статьями, предусматривающими преступления против личности.

      Угроза  применения насилия заключается  в психологическом воздействии  на человека по изменению его воли путем его запугивания, высказывания готовности применить насилие. Угроза должна быть реальной. Моментом ее реализации может быть как настоящее, так и будущее время.

      Совершение  предусмотренного ч. 1 ст. 141 УК РФ деяния лицом с использованием своего служебного положения образует особый квалифицирующий  признак. В данном случае ответственность  наступает за действия, совершенные  специальным субъектом. Тем, который имеет соответствующие полномочия, возможности, позволяющие ему совершать анализируемые действия. При квалификации обстоятельств использования служебного положения при совершении рассматриваемою преступления следует учитывать положения примечании к ст. 210 и 285 УК РФ.

      В п. "в" ч. 2 ст. 141 УК РФ воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, совершенное группой или по предвари тельному сговору или организованной группой, также отнесено к квалифицирующему признаку данного преступления, поскольку подобные формы соучастия в значительной мере могут повлиять на ход н результаты выборов. В соответствии с ч. 2 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали не менее двух лиц, заранее (т.е. до начала преступной деятельности) договорившихся о совместном совершении преступления. Под организованной группой согласно ч. 3 ст. 35 УК РФ следует понимать устойчивую группу лиц, заранее объединившуюся для совершения одного или нескольких преступлении.

      Действия, препятствующие осуществлению гражданином  Российской Федерации своих избирательных  прав либо права участвовать в  референдуме, в определенных случаях  влекут не уголовную, а административную ответственность. Разграничение административного правонарушения и преступления, предусмотренного статьей 141 УК РФ, следует проводить по степени опасности совершенных деянии с учетом их возможных последствии в каждом конкретном случае.

      В статье 142 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за фальсификацию избирательных документов, документов референдума, заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов, референдума, нарушение тайны голосования, если эти деяния совершены членом избирательной комиссии, инициативной группы или комиссии по проведению референдума.

      С субъективной стороны рассматриваемое  преступление характеризуется только прямым умыслом. Виновный в совершении деяния, предусмотренного ст. 142 УК РФ, сознает общественную опасность своих действий и желает их совершения. При этом не имеют значения для квалификации мотивы и цели преступления.

      Отличительным признаком состава преступления "фальсификация избирательных  документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов" является специальный субъект. Преступление, предусмотренное ст. 142 УК РФ, могут совершить лишь члены избирательной комиссии, инициативной группы или комиссии по проведению референдума. Полагаем, что правовой статус указанных лиц должен найти отражение в соответствующих индивидуальных нормативных актах (решениях, приказах, распоряжениях, постановлениях и др.)

      К числу субъектов рассматриваемого преступления могут бы п. отнесены также  должностные лица, правомочия которых прямо или косвенно связаны с проведением выборов или референдума (например, формирование списков избирателей военнослужащих осуществляют командиры воинских частей, капитаны судов, находящихся в плавании и др.).

      Неоднозначно в теории уголовного права решается вопрос об ответственности соучастников (частных или должностных лиц) и подлог избирательных документов. В свое время Т. Л. Сергеева предлагала привлекать частных лиц, принимающих участие в выборах, к ответственности наряду с членами избирательной комиссии25. По мнению А. В. Кузнецова, Б. И. Пинхасова, соответствующая ответственность наступает только в отношении лиц, указанных в соответствующей норме26. А. Н. Игнатов считает, что иные должностные лица, имеющие прямое или косвенное отношение к проведению выборов или референдумов, должны отвечать по статье за должностное преступление27. Напомним, что последняя редакция ст. 133 УК РСФСР включала должностных лиц в число субъектов данного преступления, а также предусматривала отдельный квалифицированный состав о совершении этого деяния иным лицом.

      Представляется, что в зависимости от субъектного  состава фальсификации избирательных  документов возможны три основные ситуации.

      Рассматриваемое деяние совершено частным или  должностным лицом без признаков соучастия с членами избирательной комиссии или иными уполномоченными иными. Если в этом случае иное должностное лицо не обладает какими-либо полномочиями по проведению выборов пли референдума, то данное лицо, а также частное лицо должны нести ответственнось, по ч. 1 или 2 ст. 327 УК РФ.

      Фальсификация избирательных документов или иные действия по подлогу выборов совершены  в соучастии с частным лицом. В этой ситуации в соответствии с  ч. 4 ст. 34 УК РФ частное лицо несет  ответственность по ст. 143 УК РФ в форме пособничества, подстрекательства или как организатор преступления.

      Деяние  совершено в соучастии с должностным  лицом. Если при зтом полномочия должностною  лица каким-либо образом связаны  с проведением выборов или  референдума (например, глава органа местного самоуправления, назначенный наблюдатель за проведением референдума, командир воинского формирования и т.п.), то указанные лица за участие в фальсификации избирательных документов при соответствующих обстоятельствах должны отвечать по ст. 34, 285 и ст. 143 УК РФ.  
 
 
 
 

      Заключение 

      Наиболее  масштабным явлением гражданской активности являются избирательные кампании и  проведение референдумов, так как  именно электоральные возможности  стали самой доступной " и распространенной формой участия граждан в принятии решений, затрагивающих интересы всего общества.

      Одной из важнейших гарантий свободного демократического порядка осуществления избирательных  процедур и процедур референдумов является их уголовно-правовая защита.

      Рассмотренные объективные и субъективные признаки составов преступлений, посягающих на избирательные права граждан и на право участия в референдуме граждан Российской Федерации только подтвердили имеющуюся уверенность в том, что существующее в УК РФ нормы, изложенные в статьях 141 - 142.1 УК РФ нуждаются в корректировке с позиций соответствия требованиям ясности, точности, доступности.

      Чтобы закон не приводил к ошибкам, а также не требовал много времени на его уяснение и объяснение, он должен быть простым и понятным. Язык закона должен исключать возможность существования в нем недочетов, которые могут сознательно использоваться нечестными кандидатами или должностными лицами.

      Подверженность  частым ревизиям норм права, обеспечивающих защиту избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан РФ, не способствует совершенствованию юридической техники. В виду этого, возможно правы те авторы, которые считают, что для обеспечения стабильности уголовного законодательства полезно ввести норму, запрещающую внесение изменений и дополнений в УК в течение длительного периода времени с момента вступления его в силу, например, десяти лет. Это способствует накоплению практики единообразного понимания и эффективности применения закона.

      Уголовный кодекс РФ 1996 г. включил в свой состав преступления, посягающие на избирательные права граждан и на право участия в референдуме (ст. 141 «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий» и ст. 142 «Фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов» УК РФ). До настоящего времени редакции статей, содержащих данные составы преступлений, уже дважды подвергались ревизии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  используемых источников

    1.Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года // Права человека. Сборник международных договоров. Нью-Йорк, 1989. С. 5 7.

    1. Международный пакт о гражданских и политических правах // Права человека. Сборник международных договоров. Нью-Йорк, 1989. С. 21-43.
    2. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г„ // База данных Консультант Плюс.
    3. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993. - 64с.
    4. Федеральный конституционный закон РФ от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации» // Российская газета. 19 октября 1995 г. № 204.
    5. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.05.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2011)
    6. Автономов A.C. Основные категории и институты избирательного права.-М.: 2005.-354 с.
    7. Ахметшин Х.М., Ахметшин Н.Х., Петухов A.A. Современное уголовное законодательство КНР. -М.: Юрид. лит., 2000. 432 с.
    8. Иванченко A.B. Избирательные комиссии в Российской Федерации: История. Теория. Практика. М.: Весь мир, 2006. - 304 с.
    9. Избирательное право и избирательный процесс в решениях конституционного суда Российской Федерации (1992 1999 гг.) / Отв.ред. A.A. Вешняков. - М.: Норма, 2000. - 716 с.
    10. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов. Отв. ред. A.B. Иванченко. М., НОРМА, 2009.- 856 с.
    11. Избирательная система России: Новейшие законодательные и нормативные документы. Комментарии специалистов / Ред.-сост. И.Н. Денисов. М.: Рос. газ.: ГЭКО «Воскресенье», 2007. - 144 с.
    12. Катков Д.Б. Избирательное право: Учеб. пос. / Под ред. Ю.А. Веденеева. М.: Юриспруденция, 2011. - 288 с.
    13. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под общ. ред. С.И. Никулина. М.: Изд-во «Менеджер» совм. с изд-вом «Юрайт», 2002.-1248с.
    14. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: В 2 т. / Под ред. О.Ф. Шишова. М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2009. -448с.; 576 с. \
    15. Мельниченко А.Б., Радачинский С.Н. Уголовное право. Общая и Особенная части. Учеб' пос. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. -616 с.
    16. Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. А.И. Рарога.- М.: Институт международного права и экономики. Изд-во «Триада, Лтд», 2006. 480 с.
    17. Уголовное право России: Учебник для вузов. В 2 т. Т. 2. Особенная часть / Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА'-М, 2009. - 808 с.
    18. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник / Под ред. Б.В. Здравомыслова. М.: Юристъ, 2010. - 552 с.

Информация о работе Избирательный процесс