Стадии избирательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 10:03, курсовая работа

Описание

В настоящее время каждый человек должен осознавать значимость этих изменений, относится к ним с глубоким пониманием и уважением, подходить с точки зрения значимости происходящих событий для будущего нашей страны. Для чего необходимо мобильно реагировать на такие моменты и постоянно совершенствовать свою политическую грамотность в области избирательного права, ведь именно с помощью выборов мы определяем будущее нашей страны и доверяем свое благополучие, спокойствие, уверенность и даже жизни избранникам.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 62.14 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях стремительного развития экономики, постоянно  меняющейся ситуации на мировых аренах политики, влияющих на остальные сферы  жизнедеятельности людей избирательная  система нашей страны как важнейший  инструмент влияния на все эти  многочисленные процессы претерпевает существенные изменения.

В настоящее  время каждый человек должен осознавать значимость этих изменений, относится  к ним с глубоким пониманием и  уважением, подходить с точки  зрения значимости происходящих событий  для будущего нашей страны. Для  чего необходимо мобильно реагировать  на такие моменты и постоянно  совершенствовать свою политическую грамотность  в области избирательного права, ведь именно с помощью выборов  мы определяем будущее нашей страны и доверяем свое благополучие, спокойствие, уверенность и даже жизни избранникам.

Невозможно  переоценить роли всех органов, задействованных  в различных стадиях избирательного процесса и их ответственности перед  всеми гражданами.

Актуальность  выбора данной темы обусловлена огромной ролью политических деятелей, чиновников в упрочении положения страны, как на внутреннем, так и на мировом  уровне, выбираемых в соответствии с действующим законодательством  в области избирательного права  и их непосредственным влиянием на все сферы жизнедеятельности  людей.

Целью данной работы является изучение избирательного процесса, его  стадий и проблем.

Задачи данной курсовой работы заключаются в правильном изложении  всех нормативно правовых актов соответствующих  выбранной теме, методика изложения  материалов для правильного понятия, раскрытие каждой главы по существу.

 

 

1.ПОНЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Наряду  с общим логическим единством  избирательного процесса необходимо отметить его деление на стадии в соответствие с потребностями, нуждами, целями и  методами осуществления.

Избирательный процесс в Российской Федерации  включает в себя установленную законом  совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий. Стадии избирательного процесса — это этапы  организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются  предусмотренные законами избирательные  действия, а также избирательные  процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица. Только совокупность юридически необходимых  и достаточных процедур и действий, стадий как элементов избирательного процесса может обеспечить конституционно-правовую легитимность выборов1.

Функциональное  назначение стадий избирательного процесса состоит в обеспечении последовательного  во времени и поэтапного по содержанию выполнения разнообразных избирательных  действий и процедур, которые обеспечивают легитимный характер выборов и избрания соответствующих выборных лиц. Ряд  элементов организации избирательного процесса носит обслуживающий, вспомогательный  характер. Так, проведение выборов невозможно без своевременного их финансирования. В этих условиях основные технологические  элементы организации избирательного процесса в

 

 

том или  ином объеме своих функциональных характеристик  обслуживают соответствующие стадии избирательного процесса2.

Время избирательных  действий - это одновременно политическое и юридическое время. Время является неотъемлемым элементом организации выборов и в структуре избирательного процесса имеет самостоятельное технологическое и юридическое значение. С ним связано возникновение, изменение или прекращение соответствующих избирательных правоотношений; оно выступает в качестве юридического факта и предмета правового регулирования, рассматривается в качестве политического ресурса избирательной кампании, ненадлежащее или неэффективное использование которого существенно ограничивает потенциальные возможности конкретных участников избирательного процесса. Избирательными комиссиями с учетом уровня и вида выборов составляется и утверждается основанный на соответствующем законе о выборах календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов. Избирательный календарь фактически и юридически регламентирует сроки осуществления отдельных избирательных действий и процедур на той или иной стадии избирательного процесса.

Наряду  с технологическими компонентами (сроки, финансирование) собственно структурными элементами основных стадий избирательного процесса являются избирательные процедуры  и избирательные действия. Избирательные  процедуры — это конкретный порядок совершения предусмотренных избирательным законодательством совокупности действий, принятия соответствующими избирательными комиссиями решений, которые обеспечивают реализацию избирательных прав участников выборов на соответствующих стадиях избирательного процесса.

Избирательные действия по характеру  своего включения в структуры  избирательной процедуры и стадии избирательного процесса являются их

первичной организационно-правовой клеточкой, обеспечивая в ходе выборов  их динамичное развертывание и завершение3. В избирательном законодательстве в рамках большинства стадий избирательного процесса закрепляются как требования для совершения избирательных действий, так и определенные организационно-правовые гарантии в виде обязательных и факультативных избирательных процедур, которые с учетом соблюдения соответствующих сроков их выполнения в совокупности обеспечивают функциональную завершенность соответствующей стадии избирательного процесса, переход от одной стадии к другой, вплоть до последней - определения и опубликования результатов выборов. Обязательные и (или) факультативные избирательные процедуры, а также их сочетание на различных стадиях избирательного процесса закрепляются по-разному, при этом в случаях, предусмотренных законом, факультативная избирательная процедура может стать обязательной. Требования, предъявляемые к структурным элементам стадии избирательного процесса, выражаются в необходимости соблюдения сроков совершения избирательных действий, выполнения избирательных процедур и продолжительности стадии избирательного процесса и определенных количественных соотношений показателей избирательного процесса. При невыполнении основного процедурного варианта в действие вводится дополнительный процедурный вариант, обеспечивающий выполнение избирательной процедуры в целом в установленные законом сроки.

Избирательное законодательство представляет собой каталог юридически определенных избирательных действий и процедур, гарантий и условий их осуществления, которые с учетом соблюдения сроков их выполнения обеспечивают в совокупности переход от одной стадии избирательного

 

процесса к последующим, вплоть до опубликования официальных результатов выборов в средствах массовой информации.

Юридический режим выполнения избирательных  процедур и действий выражается в  конкретных правах и обязанностях, которыми наделяются участники избирательного процесса на той или иной его стадии и соблюдении предусмотренных законом  сроков и правил их осуществления. Выполненные  с нарушением требований закона избирательные  действия и процедуры являются юридически ничтожными, не имеют юридической  силы и, следовательно, не порождают  позитивных юридических последствий4.

Содержание  стадий избирательного процесса раскрывается в Конституции РФ, Федеральный закон от 10 января 2003г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля 2011 г. № 262-ФЗ), Федеральный закон от 18 мая 2005г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями от 20.10.2011г. № 287-ФЗ)

Федеральный закон от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями от 20.10.2011г. № 287-ФЗ), региональных и муниципальных нормативных актах.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 

ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

 

2.1.Назначение выборов

 

Одной из основных стадий избирательного процесса, обеспечивающей периодичность проведения выборов соответствующего уровня, является порядок назначения выборов уполномоченными  на то органами или должностными лицами, а также порядок ротации состава  депутатов представительных органов  государственной власти. Конституция  Российской Федерации закрепляет порядок  назначения выборов только в федеральные  органы государственной власти, порядок  назначения региональных и муниципальных  выборов закрепляется в конституциях, законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.

Выборы  органов или выборных лиц являются обязательными и проводятся в  сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных  образований. Выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными указанными нормативными правовыми актами.

В целом  в федеральном и региональном избирательном законодательстве закреплено несколько основных моделей регулирования  порядка назначения выборов соответствующего уровня и видов. Так, в рамках одной  из них выборы соответствующего уровня назначаются законодательным органом  либо исполнительным органом государственной  власти, представительным органом местного самоуправления либо выборным должностным  лицом муниципального образования. В рамках других моделей выборы в  случаях, предусмотренных законами, проводятся Центральной избирательной  комиссией Российской Федерации, избирательной  комиссией субъекта Российской Федерации либо дата проведения региональных и муниципальных выборов назначается в судебном порядке и выборы проводит временная избирательная комиссия.

Порядок назначения выборов в федеральные  органы государственной власти включает порядок назначения общих и досрочных  выборов депутатов Государственной  Думы Федерального собрания Российский Федерации и Президента Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "а" ст. 84, ч. 2 ст. 96), ст. 6 Федерального закона от 18 мая 2005г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями от 20.10.2011г. № 287-ФЗ) выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания – день голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "д" ст. 102) и ст. 5 Федерального закона от 10 января 2003г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля 2011 г. № 262-ФЗ) выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации.

Законодательное регулирование порядка назначения и проведения выборов депутатов  законодательных органов, глав исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, хотя и основывается на положениях "рамочного" федерального избирательного законодательства, тем не менее, по ряду своих аспектов отличается; при  этом в некоторых законах содержатся положения о порядке назначения первых и последующих выборов.

 

2.2. Составление списков избирателей

 

При проведении выборов в целях реализации прав избирателей, ознакомления их с данными  о себе, а также в целях проведения голосования соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей.

Порядок составления списков избирателей  устанавливается Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации", федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных  образований.

В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования  активным избирательным правом. На выборах в органы местного самоуправления в списки избирателей в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов  Российской Федерации включаются иностранные  граждане, которые достигли возраста 18 лет, не признаны судом недееспособными, не содержатся в местах лишения свободы  по приговору суда и которые постоянно или преимущественно проживают на территории муниципального образования, где проводятся выборы.

Основанием  для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей  на конкретном избирательном участке  является факт его постоянного или  преимущественного, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством  или законодательством субъектов  Российской Федерации, также временного проживания на территории этого участка5.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву  в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены  на территории соответствующего муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно  или преимущественно не проживали  на территории данного муниципального образования, при проведении выборов  в органы местного самоуправления не включаются в списки избирателей  и не учитываются при определении  числа избирателей на указанных  выборах.

Информация о работе Стадии избирательного процесса