Основные стадии избирательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:01, курсовая работа

Описание

За последние годы выборы прочно вошли в жизнь российского общества в качестве реально функционирующего института формирования представительных основ народовластии. По сути, на наших глазах происходит становление и развитие современной избирательной системы Российской Федерации, сопровождаемые активным поиском и апробацией на практике юридических формул осуществления и защиты конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Понятие и субъекты избирательного процесса..……………………………….5
1.1 Понятие избирательного процесса………………………………………..…..5
1.2 Субъекты избирательного процесса…………………………………….…….6
2 Основные стадии избирательного процесса……………………………………9
2.1 Назначение выборов……………………………………………………………9
2.2 Образование избирательных округов и избирательных участков…………12
2.3 Формирование избирательных комиссий…………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………...19
Глоссарий………………………………………………………………………….21
Список использованных источников…………………………………………….23
Приложения……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 41.24 Кб (Скачать документ)

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Понятие и субъекты  избирательного процесса..……………………………….5

1.1 Понятие избирательного  процесса………………………………………..…..5

1.2 Субъекты избирательного  процесса…………………………………….…….6

2 Основные стадии избирательного  процесса……………………………………9

2.1 Назначение выборов……………………………………………………………9

2.2 Образование избирательных  округов и избирательных участков…………12

2.3 Формирование избирательных  комиссий…………………………………...15

Заключение………………………………………………………………………...19

Глоссарий………………………………………………………………………….21

Список использованных источников…………………………………………….23

Приложения……………………………………………………………………….25

Введение

За последние годы выборы прочно вошли в жизнь российского  общества в качестве реально функционирующего института формирования представительных основ народовластии. По сути, на наших  глазах происходит становление и  развитие современной избирательной  системы Российской Федерации, сопровождаемые активным поиском и апробацией на практике юридических формул осуществления  и защиты конституционного права  граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Процесс  формирования избирательного законодательства охватил все уровни правового  регулирования – федеральный, региональный и муниципальный, в него включены не только законодательные (представительные) органы власти, но и президентские  и правительственные структуры. Избирательные права граждан - одна из основных гарантий реального перехода к системе политической демократии в собственном смысле данного понятия, т.е. к системе организации и функционирования институтов государственной власти и местного самоуправления, основанной на свободном политическом волеизъявлении граждан, периодической сменяемости власти по итогам голосования.

Надо сказать, что избирательное  право Российской Федерации является одним из важнейших институтов российского  права, входит в составную часть  конституционного права Российской Федерации. В связи с активизацией политической жизни страны избираемое право уже во многих высших учебных  заведениях выделяют в самостоятельную  учебную дисциплину. Несомненно, это  решение правильно, поскольку право  избирать и быть избранными, что  изучает данная дисциплина, нам предоставлено  Конституцией Российской Федерации, и  от того, как компетентно и с  должной глубиной знаний мы будем  разбираться в механизме реализации данных прав зависит, каким станет наше государство.

«Избирательные права  граждан - одна из основных гарантий реального перехода к системе политической демократии …, то есть к системе организации и функционирования институтов государственной власти и местного самоуправления, основанной на свободном политическом волеизъявлении граждан, периодической сменяемости власти по итогам голосования».1

Исходя из выше сказанного целью данной работы является рассмотрение избирательного процесса в РФ.

В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи: раскрыть понятие избирательного процесса Российской Федерации; определить субъектов избирательного процесса; рассмотреть назначение и структуру избирательного процесса, раскрыть юридическое содержание различных стадий организации и проведения выборов.

Объектом настоящей  работы является общественные отношения  и интересы, связанные с реализацией  избирательных прав граждан в Российской Федерации. Предметом настоящей работы являются нормы избирательного законодательства, регулирующие порядок избрания в Российской Федерации. Курсовая работа состоит из двух глав, в каждой из которых решаются поставленные вопросы, в заключении подводится общий итог проделанной работы, в котором резюмируются основные положения изученного материала по избранной теме работы, в приложении приводятся схемы иллюстрирующие специфику избирательного процесса в РФ.

Основная  часть

1 Понятие и субъекты избирательного процесса

1.1 Понятие избирательного процесса

Избирательный процесс в Российской Федерации  представляет собой урегулированную в нормативно-правовом порядке деятельность индивидов, их групп, органов и организаций по подготовке и проведению выборов общегосударственного, субъектов федерации, муниципального уровней.

Несмотря на особенности  проведения различных выборов, избирательный процесс состоит из определенных, расположенных в установленной последовательности элементов, которые называются стадиями. Можно назвать следующие общие стадии избирательного процесса: назначение выборов, установление избирательных округов, установление избирательных участков, создание избирательных органов, регистрация избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов, агитационная кампания, голосование, подсчет голосов и подведение итогов голосования, возможный второй тур и (или) новые выборы, подведение итогов выборов, официальное опубликование результатов выборов.

Избирательное право и избирательный  процесс тесно взаимосвязаны  и в совокупности образуют политико-правовой механизм формирования основных институтов представительной и выборной демократии. Избирательное право предметно  регламентирует определенные аспекты  общественно-государственной деятельности, касающиеся приобретения и передачи властных полномочий выборным представителям, а избирательный процесс как  форма реализации субъективного  политического права отражает технологию участия избирателей в осуществлении  власти.

Конституционные принципы организации  избирательного процесса как руководящие  и направляющие начала организации  и проведения выборов в рамках соответствующей избирательной  системы нацелены, в частности, на обеспечение конституционного равноправия  граждан и их права избирать и  быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления, представительного характера законодательного органа государственной власти, проведение выборов на основе закона, обязательность назначения и проведения выборов в порядке и сроки, установленные конституцией и законами Избирательный процесс в России2.

Избирательное право Российской федерации  имеет свои источники, которыми являются нормативные акты, где содержаться  конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу  таких источников относятся:

1 Конституция РФ;

2 Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; Федеральный закон от 10 января 2003г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»; Федеральный закон от 18 мая 2005г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; и другие федеральные законы  а также законы субъектов РФ, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления;

3 указы и распоряжения Президента  РФ, акты глав администрации и  других руководителей исполнительных  органов субъектов РФ по вопросам  организации и проведения выборов.

1.2 Субъекты избирательного  процесса

Субъекты избирательного процесса - это индивидуальные и коллективные (ассоциированные) участники выборов, совершающие действия, направленные на формирование органов публичной власти с результатами, не вызывающими недоверия, поскольку они были получены в соответствии с нормативными правовыми актами3.

Определены  шесть основных групп субъектов  избирательного процесса:

1. В первую входят органы, определяющие  дату выборов.  Их цель и  обязанность - своим решением  определить дату выборов в  соответствии с действующим законодательством.  Достижение цели и исполнение  обязанности призвано обеспечить  реализацию принципа периодических  и обязательных выборов, а соответственно  и формирование органов власти  с результатами, не вызывающими  недоверия. Примечательно, что  законодатель выделяет в качестве  субъектов, входящих в первую  группу, органы, а не коллективы  граждан или отдельных граждан.  Тем самым, подчеркивается публично-правовой  характер выборов.

К субъектам, определяющим дату проведения выборов, можно отнести Президента РФ, высших должностных лиц субъектов  Федерации, глав муниципальных образований.

2. Во вторую группу входят избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные, окружные, участковые комиссии. Система комиссий характеризуется сильной централизацией: нижестоящие комиссии подчиняются вышестоящим, последние имеют право контроля за деятельность первых, в том числе путем рассмотрения жалоб на их действия.

3. Третья группа субъектов избирательного процесса состоит из субъектов, имеющих право избирать (выдвигать кандидатов на выборные должности, участвовать в предвыборной агитации, голосовать) и/или быть избранными. Это самая массовая группа. Основная цель деятельности субъектов данной группы - это реализация избирательных прав, таких как право выдвигать кандидатов на выборные должности, участвовать в предвыборной агитации, материально стимулировать избирательную кампанию кандидата, голосовать, быть избранным. Она может достигаться как индивидуально, например, самовыдвижением, так и посредством ассоциированных форм, например, включение лица в федеральный список кандидатов избирательного объединения.

4. К четвертой группе субъектов  избирательного процесса относятся  средства массовой информации. Они  либо освещают ход проведения  выборов, либо используются как  средство предвыборной агитации. СМИ призваны доводить до населения  информацию о ходе выборов  на всех этапах избирательной  кампании.

Можно выделить три группы средств  массовой информации в зависимости  от круга обязанностей, связанных  с проведением выборов: официальные  печатные издания, СМИ с государственным  или муниципальным участием, иные СМИ. Критерий такой классификации - обязанности по отношению к выборам. Исключительно на первых возлагается  обязанность публиковать решения  о назначении выборов, схему избирательных  округов, результатов выборов. Вторые бесплатно публикуют решения  избирательных комиссий, а также  сведения о размерах избирательных  фондов, обо всех источниках их создания, обо всех произведенных затратах, сообщения о проведении повторных  выборов. Они также обеспечивают зарегистрированным кандидатам, избирательным  объединениям (блокам) равные условия  проведения предвыборной агитации. Эти  СМИ должны предоставлять бесплатное эфирное время и бесплатную печатную площадь, обязаны резервировать  платные эфирное время и печатную площадь для проведения агитации. Третьи не имеют вышеперечисленных  обязанностей.

5. В пятую группу входят субъекты, осуществляющие деятельность, направленную  на предотвращение, пресечение нарушений  правил организации и проведения  выборов. 

К субъектам, осуществляющим государственный  контроль, относятся избирательные  комиссии, представительные органы, суды, органы прокуратуры, правоохранительные органы (органы полиции, органы Федеральной  службы безопасности), иные государственные  органы, осуществляющие правовую охрану при проведении выборов (органы государственной  власти, осуществляющие государственную  политику в области средств массовой информации, налоговые органы). К  субъектам, осуществляющим общественный контроль, относятся кандидаты, доверенные лица, избиратели, избирательные и  иные общественные объединения, избирательные  блоки, осуществляющие контроль, в том  числе посредством своих уполномоченных представителей, члены избирательных  комиссий с правом совещательного голоса, наблюдатели, в том чисел иностранные (международные).

6. Шестая группа состоит из субъектов избирательного процесса, материально обеспечивающих проведение выборов.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией осуществляют регистрацию (учет) избирателей, образуют избирательные округа и избирательные участки, финансируют проведение выборов, формируют избирательные комиссий, оказывают содействие комиссиям в реализации их полномочий, в частности предоставляя необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, предоставляя специалистов для осуществления контроля за финансированием избирательного процесса, оказывая помощь в проведении выборов в «нестандартных» условиях. Они также оказывают содействие в агитации (но не ведут ее), предоставляя помещения, оказывая помощь в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивая безопасность при проведении массовых мероприятий и так далее.

Вполне возможна ситуация, когда  средства на финансирование выборов  не выделяются. Тогда расходы комиссий могут оплачиваться за счет кредитов банков, которые предоставляются  комиссиям на конкурсной основе.

2 Основные стадии избирательного процесса

2.1 Назначение выборов

Назначение выборов как стадия избирательного процесса выражается в установлении даты голосования. Федеральным законом от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 10) установлено, что выборы указанных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.

Информация о работе Основные стадии избирательного процесса