Стадии избирательного процесса и их содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:44, доклад

Описание

Стадии избирательного процесса — это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица.

Работа состоит из  1 файл

6. Стадии избирательного процесса и их содержание.docx

— 48.89 Кб (Скачать документ)

Стадии избирательного процесса и их содержание

Стадии избирательного процесса — это этапы организации и  проведения выборов, в рамках которых  совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также  избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан  Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность  и легитимность избирательного процесса при формировании представительного  органа, избрании выборного должностного лица.

Функциональное назначение стадий избирательного процесса состоит  в обеспечении последовательного  во времени и поэтапного по содержанию выполнения разнообразных избирательных  действий и процедур, которые обеспечивают легитимный характер выборов и избрания соответствующих выборных лиц.

Содержание стадий избирательного процесса раскрывается в Конституции  РФ, Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", Федеральном законе от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", региональных и муниципальных нормативных актах

Стадия назначения выборов. Одной из основных стадий избирательного процесса, обеспечивающей периодичность проведения выборов соответствующего уровня, является порядок назначения выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами, а также порядок ротации состава депутатов представительных органов государственной власти. Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.

Выборы органов или  выборных лиц являются обязательными  и проводятся в сроки, установленные  Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными указанными нормативными правовыми  актами.

В целом в федеральном  и региональном избирательном законодательстве закреплено несколько основных моделей  регулирования порядка назначения выборов соответствующего уровня и видов. Так, в рамках одной из них выборы соответствующего уровня (или уровней) назначаются законодательным (представительным) органом (одной из его палат) либо исполнительным органом государственной власти, представительным органом местного самоуправления либо выборным должностным лицом муниципального образования. В рамках других моделей выборы в случаях, предусмотренных законами, проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации либо дата проведения региональных и муниципальных выборов назначается в судебном порядке и выборы проводит временная избирательная комиссия (соответственно уровню выборов).

Порядок назначения выборов  в федеральные органы государственной  власти включает порядок назначения общих и досрочных выборов  депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российский Федерации  и Президента Российской Федерации. Решение о назначении выборов  должно быть принято не ранее чем  за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "д" ст. 102) и ст. 5 Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации.

 

 

Стадия составления  списков избирателей. При проведении выборов в целях реализации прав избирателей, ознакомления их с данными о себе, а также в целях проведения голосования соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей.

Порядок составления списков  избирателей устанавливается Федеральным  законом "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации", федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных  образований.

В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом. На выборах  в органы местного самоуправления в  списки избирателей в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов  Российской Федерации включаются иностранные  граждане которые достигли возраста 18 лет, не признаны судом недееспособными, не содержатся в местах лишения свободы по приговору суда и которые постоянно или преимущественно проживают на территории муниципального образования, где проводятся выборы.

Стадия образования  избирательных округов и избирательных  участков. Образование избирательных округов. Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются соответственно уровню выборов исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также командирами воинских частей. Соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за 80 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно – территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (в случае, если избирательный округ включает в себя часть территории административно – территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно – территориальной единицы или муниципального образования, или населенного пункта) номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Образование избирательных  участков. Для проведения голосования  и подсчета голосов избирателей  образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой муниципального образования  по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности  избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета  не более чем 3 тысячи избирателей  на каждом участке не позднее чем за 45 дней до дня голосования на выборах.

Избирательные участки для  граждан Российской Федерации, находящихся  на территориях иностранных государств, образуют руководители дипломатических  представительств или консульских  учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания.

Стадия формирования избирательных комиссий. В основу формирования избирательных комиссий всех уровней положено обеспечение их независимого статуса. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов, из которых: пять членов ЦИК - назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных фракциями в Государственной Думе, иными депутатскими объединениями, а также депутатами Государственной Думы (при этом от одного депутатского объединения в Государственной Думе не может быть назначено более одного представителя); пять членов ЦИК - назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации; пять - Президентом Российской Федерации. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ЦИК) 4 года.

Стадия выдвижения, сбора подписей и регистрации  кандидатов. Выдвижение кандидатов. Реализация пассивного избирательного права, которым обладает согласно закону определенное лицо, начинается с процедуры выдвижения кандидатов.

Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным  правом, могут быть выдвинуты кандидатами  непосредственно либо в составе  списка кандидатов в соответствии с  настоящим Федеральным законом, иным законом.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным  объединением.

Выдвижение кандидатов в  составе списка кандидатов может  быть осуществлено избирательным объединением.

Если конституцией, уставом, законом субъекта Российской Федерации  предусмотрено, что в законодательном (представительном) органе государственной  власти субъекта Российской Федерации, представительном органе муниципального образования все депутатские  мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально числу  голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, законом субъекта Российской Федерации должны быть предусмотрены  гарантии реализации права граждан  Российской Федерации, не являющихся членами  избирательных объединений, быть избранными депутатами соответственно этого законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования.

О выдвижении кандидата, списка кандидатов в соответствующую избирательную  комиссию представляется письменное уведомление  в порядке, установленном законом.

Избирательная комиссия доводит  до сведения избирателей сведения о  кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном  организующей выборы избирательной  комиссией.

Избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений.

Установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку  выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные  органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных  выборах - не менее 30 дней), при выборах  в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления - не менее 20 дней.

Статья 34 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает возможность выдвижения кандидатов в порядке самовыдвижения.

Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления  об этом избирательных комиссий, в  которых будет осуществляться регистрация  кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов или внесением избирательного залога.

После представления списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием (в том числе  исключением) кандидатов.

Сбор подписей. В поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых непосредственно избирателями, избирательными объединениями, избирательными блоками, собираются подписи избирателей.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в  том избирательном округе, в котором  выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем  референдуме. Участие органов государственной  власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций  независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе  подписей, равно как и принуждение  избирателей, участников референдума  в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих  местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной  помощи запрещается. Подписи, собранные  с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.

Право сбора подписей избирателей, участников референдума принадлежит  дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту  сбора подписей возраста 18 лет.

Регистрация кандидатов (списков кандидатов). Регистрацию кандидатов следует рассматривать как протяженный во времени процесс проверки избирательными комиссиями соответствия фактического порядка выдвижения кандидатов тому, который установлен законом.

Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей  избирательной комиссией при  наличии заявления (заявлений) о  согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, сведений о  размере и об источниках доходов  и имуществе, а также при наличии  необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо внесенного избирательного залога, либо решения политической партии, выдвинувшей кандидата.

Подписи, собранные в поддержку  кандидата в обязательном порядке  проверяются на подлинность.

В случае выполнения всех требований статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", кандидат подлежит регистрации соответствующей избирательной комиссией.

Стадия предвыборной агитации. Предвыборная агитация — деятельность граждан Российской федерации, кандидатов, избирательных объединений и  блоков, общественных объединений, имеющая  цель побудить или побуждающая избирателей  к участию в выборах, а также  к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или  против них. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям  при проведении выборов свободное  проведение агитации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Граждане Российской Федерации, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом  формах и законными методами вести  агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного  кандидата (за список кандидатов или  против него). Кандидатам и избирательным  объединениям и блокам гарантируются  равные условия доступа к средствам  массовой информации.

Предвыборная агитация может  осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных  предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска  и распространения агитационных печатных материалов.

Кандидат, избирательное  объединение, избирательный блок имеют  право самостоятельно определять форму  и характер предвыборной агитации через  средства массовой информации. В предвыборной агитации не могут участвовать члены  избирательных комиссий, государственные  органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные  объединения, должностные лица государственных  органов и органов местного самоуправления, военнослужащие при исполнении ими  должностных или служебных обязанностей.

Кандидат, избирательное  объединение, избирательный блок имеют  право на бесплатное предоставление им эфирного времени на каналах государственных  и муниципальных телерадиокомпаний  осуществляющих телевизионное и  радиовещание на территорий соответствующего избирательного округа, на равных основаниях.

Кандидат, избирательное  объединение, избирательный блок имеют  право на основании заключенного с государственной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное  время сверх предоставленного бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам и избирательным объединениям, избирательным блокам должны быть равными.

Распространение анонимных  агитационных материалов запрещается.

При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления  свободой массовой информации; агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к  захвату власти, насильственному  изменению конституционного строя  и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы  злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные законом.

В случае совершения указанных  нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с представлениями  об отмене решения о регистрации  кандидата (списка кандидатов).

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и  прекращается в ноль часов за сутки  до дня голосования. Печатные агитационные материалы, ранее размещенные вне  зданий и помещений избирательных  комиссий, могут сохраняться в  день голосования на прежних местах. В течение трех дней до дня голосования, включая день голосования, опубликование  в средствах массовой информации результатов опросов общественного  мнения, прогнозов результатов выборов  и иных исследований, связанных с  выборами, не допускается.

Стадия голосования, подсчета голосов избирателей, установления результатов выборов и их опубликования. Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов — завершающая стадия избирательного процесса.

Непосредственно голосованию  предшествует утверждение соответствующей  избирательной комиссией текста избирательного бюллетеня, изготовление и снабжение бюллетенями нижестоящих  комиссий.

Голосование на выборах проводится в календарный выходной день. Время  начала и окончания голосования  устанавливается законами, как правило  — с 8 до 22 часов. О времени и  месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом.

Голосование проводится путем  нанесения избирателем в избирательном  бюллетене какого-либо знака в  квадрате (квадратах) относящемся к  кандидату (кандидатам) или списку кандидатов пользу которого (которых) сделан выбор.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей  не допускается. Избирательные бюллетени  выдаются избирателям, включенным в  список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего  их личность. Избирательные бюллетени  заполняются избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие  иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности  самостоятельно заполнить бюллетень  вправе воспользоваться для этого  помощью другого лица, не являющегося  членом участковой избирательной комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения избирательного блока, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения или  блока, наблюдателем. Избирательный  бюллетень должен содержать печать участковой избирательной миссии или  подписи не менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня  избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.

Заполненные избирательные  бюллетени опускаются избирателями в ящики для голосования.

Подсчет голосов избирателей  осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей  участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные  бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также  избирательные бюллетени неустановленной  формы. Члены участковой избирательной  комиссии подсчитывают и заносят  в протоколы результаты подсчетов  бюллетеней.

Чтобы исключить возможность  фальсификации итогов голосования, подсчет голосов избирателей  начинается сразу после окончания  времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной  комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения  и блоки, иностранные (международные) наблюдатели.

После подсчета голосов избирателей  участковая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голосования.

На основании протоколов участковых, территориальных (районных, городских и других) избирательных  комиссий путем суммирования содержащихся в них данных окружная избирательная  комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному окрyry. Об этом составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии.

Порядок подготовки и проведения референдума Российской Федерации

Процесс подготовки и проведения референдума Российской Федерации (референдумный процесс) включает несколько стадий:

1) выдвижение инициативы  проведения референдума и сбор  подписей в ее поддержку; 

2) назначение референдума;

3) образование участков  референдума, формирование комиссий  референдума, составление списков  участников референдума;

4) проведение агитации;

5) голосование и определение  результатов референдума;

6) вступление в силу  решения, принятого на референдуме.  

Субъектами права инициативы проведения референдума Российской Федерации являются:

1) не менее двух миллионов  граждан Российской Федерации,  имеющих право участвовать в  референдуме, при условии, что  на территории одного субъекта  Российской Федерации или в  совокупности за пределами Российской  Федерации проживают не более  10 процентов из них;

2) Конституционное Собрание  в случае, если оно примет решение  вынести разработанный им проект  новой Конституции РФ на всенародное  голосование.

Реализация права инициативы граждан Российской Федерации происходит через образование инициативных  групп  численностью не менее 100 человек. Инициаторами образования инициативной группы могут быть гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме Российской Федерации, а также общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах федеральных  органов государственной власти и зарегистрирован Минюстом Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцы до обращения с инициативой о проведении референдума.

Инициативная группа после  проведения собрания обращается в избирательную  комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого проживает большинство  членов инициативной группы, с ходатайством о регистрации, в котором указывает  формулировку вопроса ( вопросов ), предлагаемого для вынесения на референдум Российской Федерации. Избирательная комиссия в течение 15 дней принимает решение о регистрации инициативной группы и выдачи ей регистрационного свидетельства либо об отказе в регистрации в случае нарушения инициативной группой положений Конституции  РФ и иного законодательства Российской Федерации.

После получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе собирать подписи в поддержку  инициатив проведения референдума. Срок действия регистрационного свидетельства, а следовательно, и срок сбора подписей составляет три месяца. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации.

По окончании сбора  подписей инициативная группа представляет подписные листы, сброшюрованные по субъектам Российской Федерации, в  которых собирались подписи, в соответствующие  избирательные комиссии субъектов  Российской Федерации, которые проверяют  соблюдение требований законодательства при сборе подписей и выносят  по результатам проверки постановление. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в течение 15 дней направляет подписные листы в Центральную  избирательную комиссию Российской Федерации (ЦИК). Подписные листы  с подписями граждан Российской Федерации, проживающих за пределами  Российской Федерации, брошюруются  по каждому иностранному государству, удостоверяются соответствующими консульскими убеждениями Российской Федерации  и представляются непосредственно  в ЦИК.

ЦИК в течение 15 дней со дня  поступления подписных листов проверяет  соответствие документов требованиям  законодательства Российской Федерации  и   направляет  их со своим заключением Президенту РФ либо выносит постановление об отказе в проведении референдума, если число действительных подписей меньше двух миллионов. В случае, если документы оформлены ненадлежащим образом, ЦИК может вернуть их для исправления инициативной группе, при этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен не более чем на 15 дней.

Конституционное Собрание реализует  свое право инициативы проведения референдума  путем принятия большинством голосов  от общего числа его членов решения  о вынесении на референдум Российской Федерации проекта новой Конституции  РФ. Это решение направляется Президенту РФ.

Следующей стадией референдумного   процесса является назначение референдума Российской Федерации. Правом назначения референдума Российской Федерации обладает только Президент РФ. В течение 10 дней после поступления ему из ЦИК Российской Федерации документов Президент РФ направляет их с соответствующим запросом в Конституционный Суд Российской Федерации, который проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, и в течение месяца направляет Президенту РФ соответствующее решение. В случае положительного решения Конституционного Суда Президент РФ назначает референдум в течение 15 дней после поступления к нему решения Конституционного Суда, а в случае отрицательного решения - референдумный процесс прекращается.

Президент РФ издает указ о  назначении референдума, в котором  определяет дату его проведения. Голосование  может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа.

Следующим этапом подготовки референдума является образование  участков референдума, комиссий по проведению референдума Российской Федерации  и составление списков участников референдума. Участки референдума  образуются главами местных администраций  по согласованию с территориальной  комиссией по проведению референдума  из расчета не более 3 тысяч граждан  на каждый участок. Участки должны быть образованы не позднее чем за 45 дней до дня голосования, а перечень их должен быть опубликован не позднее 35 дней до дня голосования.

Территориальные (районные, городские) комиссии референдума образуются не  позднее 10 дней после издания указа о назначении референдума. Участковые избирательные комиссии образуются не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

Списки граждан, имеющих  право участвовать в референдуме, составляются соответствующими участковыми  комиссиями на основании сведений, представляемых главами местных  администраций. Основанием для включения  гражданина в список по конкретному  участку референдума является факт его проживания на территории данного  участка референдума. Гражданин  может быть включен в список только на одном участке референдума. Списки граждан представляются для всеобщего  ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня голосования, после чего граждане могут обращаться с заявлениями о не включении в список, о любой ошибке или неточности в списке.

После принятия решения о  назначении референдума Российской Федерации граждане Российской Федерации, а также общественные объединения  вправе в любых допускаемых законом  формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию:

1) за или против проведения  референдума Российской Федерации;

2) за или против участия  в референдуме Российской Федерации;

3) за или против законопроекта,  действующего закона или иного  вопроса, выносимого на референдум  Российской Федерации.

Агитация заканчивается  в ноль часов по местному времени  накануне дня, предшествующего дню  голосования.

Голосование по законопроекту (закону) или иному вопросу, вынесенному  на референдум Российской Федерации, производится с 8 до 22 часов по местному времени  в помещениях участковых комиссий по проведению референдума. Каждый гражданин  голосует лично. Заполненный бюллетень  для голосования гражданин опускает в ящик для голосования.

По истечении времени  голосования участковая комиссия осуществляет подсчет голосов на участке, о  чем составляется соответствующий  протокол. Протокол направляется участковой комиссией в территориальную  комиссию по проведению референдума  Российской Федерации. Территориальные  комиссии направляют протоколы об итогах голосования на соответствующей  территории в комиссии субъектов  Российской Федерации, а те, в свою очередь, в ЦИК РФ. На основании  протоколов об итогах голосования комиссий субъектов Российской Федерации, протоколов участковых комиссий, образованных за пределами Российской Федерации, ЦИК  РФ путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем  через 10 дней со дня проведения референдума  определяет результаты референдума  Российской Федерации.

Референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие  более половины граждан, обладающих правом на участие в референдуме  Российской Федерации. Решение, которое  выносилось на референдум, считается  принятым, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало  более половины граждан, принявших  участие в голосовании. Если на референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов  не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными.

Принятое на референдуме  решение и итоги голосования  в целом по Российской Федерации  подлежат официальному опубликованию (обнародованию) не позднее трех дней после определения результатов  референдума.

Решение, принятое на общероссийском референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно действует на всей территории Российской Федерации и  может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения  на новом референдуме Российской Федерации.

Если для реализации решения, принятого на референдуме Российской Федерации, требуется издание дополнительного  правового акта, федеральный орган  государственной власти, в чью  компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного  правового акта.


Назначение выборов депутатов  Государственной Думы

 

Выборы депутатов Государственной  Думы нового созыва назначаются Президентом  Российской Федерации. Решение о  назначении выборов должно быть принято  не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. 

 

Если Президент Российской Федерации не назначит выборы депутатов  Государственной Думы в срок, установленный частью 2 настоящей статьи, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и проводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного частью 2настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.  

 

При роспуске Государственной  Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Президент Российской Федерации одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. 

 

Если Президент Российской Федерации, распустив Государственную  Думу, не назначит досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва, выборы назначаются  Центральной избирательной комиссией  Российской Федерации и проводятся в последнее воскресенье перед  днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной  Думы. Решение Центральной избирательной  комиссии Российской Федерации о  назначении досрочных выборов публикуется  не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного частью 4 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении досрочных выборов. 

 

В случаях, предусмотренных частями 3 - 5 настоящей статьи, сроки осуществления избирательных действий, установленные настоящим Федеральным законом, сокращаются на четверть. При этом сроки в днях умножаются на три четвертых и округляются в сторону ближайшего целого числа; если после умножения получается число, дробная часть которого составляет половину целого числа, то оно округляется в большую сторону. 

 

Если воскресенье, на которое  должны быть назначены выборы депутатов  Государственной Думы, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или с нерабочим праздничным днем, или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на следующее воскресенье.

 

Назначение выборов Президента Российской Федерации. 1. Проведение выборов  Президента Российской Федерации в  сроки, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим  Федеральным законом, является обязательным. 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов  должно быть принято не ранее чем  за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. 

Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит выборы Президента Российской Федерации  в соответствии с пунктом 2 настоящей  статьи, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией  Российской Федерации в третье или  четвертое воскресенье месяца, в  котором проводилось голосование  на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации. Решение Центральной  избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов  публикуется не позднее чем через  семь дней со дня истечения установленного пунктом 2 настоящей статьи срока  официального опубликования решения  о назначении выборов. 

В случае прекращения Президентом  Российской Федерации исполнения своих  полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее  чем через 14 дней со дня такого прекращения  полномочий назначает досрочные  выборы Президента Российской Федерации. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед  днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через  пять дней со дня его принятия. 

Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит досрочные выборы Президента Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, выборы Президента Российской Федерации назначаются  и проводятся Центральной избирательной  комиссией Российской Федерации  в первое или во второе воскресенье  по истечении трех месяцев со дня  досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о проведении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 4 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении досрочных выборов. 

В случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи, сроки осуществления  избирательных действий, установленные  настоящим Федеральным законом, сокращаются на четверть. 

Если день голосования на выборах  Президента Российской Федерации, назначаемых  в соответствии с пунктами 2 - 6 настоящей  статьи, совпадает с предпраздничным  или нерабочим праздничным днем либо со днем, следующим после нерабочего праздничного дня, а также с воскресеньем, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем, днем голосования является следующее воскресенье. 

Если в период, когда указанные  в пунктах 2 - 5 настоящей статьи органы должны принять решение о назначении выборов Президента Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации  введено чрезвычайное или военное  положение, днем голосования на выборах  Президента Российской Федерации является первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев после  отмены действия чрезвычайного или  военного положения.

 

 

Статья 23. Назначение референдума:

1. Референдум назначает  Президент РФ. Не позднее чем  через 10 дней со дня поступления  документов, на основании которых  назначается референдум, Президент  РФ направляет их в Конституционный  Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу референдума. КС РФ направляет свое решение Президенту РФ, решение КС подлежит незамедлительному опубликованию.

2. Если КС РФ признал инициативу проведения референдума по предложенному вопросу соответствующей Конституции РФ, Президент не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения КС РФ назначает референдум. В случае, если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции РФ, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения КС РФ.

3. Президент определяет день голосования (только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума; не может быть предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем). Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.

4. При назначении референдума  в соответствии с м/н договором РФ могут быть установлены иные сроки проведения референдума.

5. Если в период реализации  инициативы проведения референдума,  выдвинутой одной инициативной  группой, другая инициативная  группа выдвинула инициативу  проведения референдума по иному  вопросу, голосование по вопросам референдума, инициированного указанными группами, может быть назначено на один день.

6. Не допускается совмещение  дня голосования на референдуме  с днем голосования на выборах  в федеральные органы государственной  власти, проводимых одновременно  на всей территории РФ.

 

Образование избирательных округов — третья стадия избирательного процесса после назначения выборов. Избирательный округ — это территория, от которой избирается депутат (депутаты), выборное должностное лицо (лица). В основе образования лежит территориальный принцип, то есть избиратели распределяются по округам в соответствии с их постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории. Данный принцип соответствует принципам всеобщего и равного избирательного права, так как все избиратели принимают участие в выборах на равных основаниях. Кроме территориального принципа образования избирательных округов возможны производственный, корпоративный, сословный и иные принципы, использовавшиеся в истории института выборов.

По  числу избираемых депутатов (выборных должностных лиц) различаются одномандатные (округ, в котором избирается одно лицо) и многомандатные(округ, в котором избирается несколько (два и более) лиц) округа.

Избирательные округа, образуемые при выборах депутатов представительных органов, в зависимости от разновидности территориального принципа разделяются на округа:

  • образованные на основе единой нормы представительства — избирательные округа являются равными по числу объединяемых в них избирателей. Данное правило исходит из необходимости получения такого результата, когда каждое избранное лицо имело бы одинаковый «удельный вес» народного доверия, а каждый избиратель был бы одинаково представлен в законодательном (представительном) органе государственной власти (МСУ);
  • административно-территориальные округа — в основе образования лежитадминистративно-территориальное деление РФ. Такие округа предполагают в качестве «цены» одного депутатского мандата не равное по сравнению с наполнением другого мандата количество избирателей, а избирательный корпус административно-территориальной единицы (муниципального образования). Административно-территориальные округа традиционно используются для образования в составе представительного органа «верхней» палаты (Совет Федерации) — палаты представителей от каждой обособленной единицы территории. Таким образом, депутаты, избранные по административно-территориальным округам, являются, прежде всего, представителями интересов своих административных (муниципальных) единиц (населения этих единиц).

Информация о работе Стадии избирательного процесса и их содержание