Стадии избирательного процесса и их содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:44, доклад

Описание

Стадии избирательного процесса — это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица.

Работа состоит из  1 файл

6. Стадии избирательного процесса и их содержание.docx

— 48.89 Кб (Скачать документ)

Два этих принципа образования  округов для выборов представительных органов могут сочетаться. Так, для  выборов депутатов ГД по мажоритарной избирательной системе образуются округа, основанные на единой норме  представительства, но не  менее одного избирательного округа на субъект РФ.

В случае избрания от всей территории, в рамках которой проводятся выборы, одного лица, а также при использовании  пропорциональной избирательной системы  образуется избирательный округ, включающий в себя всю эту территорию. Так, депутаты ГД, избираемые по пропорциональной системе, избираются от общефедерального многомандатного округа, включающего всю территорию РФ. Также по общефедеральному округу избирается Президент РФ. Аналогичным образом по соответствующим округам избираются главы субъектов РФ, главы муниципальных образований.

 

ФЗ «Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан РФ» от 12.06.2002 (в редакции ФЗ от 24.12.2004) предусматривает образование только «чисто» территориальных округов и предъявляет к ним требования:

 

1) примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях — не более чем на 15%. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях — 15% от средней нормы представительства. Данное требование не применяется при выборах в федеральные органы власти, если федеральным законом установлена обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта РФ;

2) избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий;

3) при соблюдении первых  двух условий учитывается  административно — территориальное устройство (деление) субъекта РФ, территории муниципальных образований.

 

Закон также предъявляет особое требование к многомандатным округам: число мандатов, подлежащих распределению в таком округе не может превышать пяти. Данное требование установлено законодателем с целью исключить возможность того, что в избирательном бюллетене будет содержаться большое количество кандидатов и выбор избирателя между ними будет затруднен. Еще одним недостатком могло бы явиться то, что голоса избирателей будут «распылены» между многочисленными кандидатами и победитель в рамках системы относительного большинства будет избран очень малым количеством голосов. Организационная сторона образования избирательных округов регулируется следующим образом. Соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за 70 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов (улиц, домов), входящих в каждый избирательный округ, номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом округе. Данная схема не позднее чем за 60 дней до дня голосования утверждается соответствующим представительным органом государственной власти (местного самоуправления).

 

 

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Образование избирательных  участков

1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территориях муниципальных образований по состоянию на 1 июля 2007 г. в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

2. Избирательные участки  образуются по согласованию с  соответствующей территориальной  избирательной комиссией главой  местной администрации муниципального  района, городского округа либо  лицами, указанными в пункте 5 настоящей  главы. Избирательные участки  образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосования с учетом местных и иных условий и исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей.

3. Избирательные участки  образуются с соблюдением следующих  требований:

а) на территории каждого  избирательного участка должно быть зарегистрировано не более 3 тыс. избирателей;

б) недопустимо пересечение  границ избирательных округов границами  избирательных участков.

4. В местах временного пребывания избирателей (больницы, санатории, дома отдыха, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и другие места временного пребывания), в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, избирательные участки могут образовываться по согласованию с территориальной избирательной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа либо лицами, указанными в пункте 5 настоящей главы, в срок, установленный пунктом 2 настоящей главы, а в исключительных случаях - по согласованию с временной избирательной комиссией не позднее чем за три дня до дня голосования. Такие избирательные участки входят в одномандатные (многомандатные) избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. Временная избирательная комиссия вправе отнести участки, образованные на судах, находящихся в день голосования в плавании, к иным избирательным округам, образованным на территории Камчатского края. В труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией по согласованию с руководителем объекта, расположенного в труднодоступной или отдаленной местности, капитаном судна или судовладельцем.

5. Военнослужащие голосуют  на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается  образование избирательных участков  на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных  от населенных пунктов местностях. Избирательные участки в этих  случаях образуются в срок, установленный  пунктом 2 настоящей главы, а  в исключительных случаях - не  позднее чем за пять дней до дня голосования командирами воинских частей по решению соответствующей вышестоящей избирательной комиссии.

6. Списки избирательных  участков с указанием их номеров  и границ (если избирательный  участок включает в себя территорию  части населенного пункта) либо  перечня населенных пунктов (если  избирательный участок образован  на территориях нескольких населенных  пунктов), мест нахождения участковых  избирательных комиссий, помещений  для голосования и номеров  телефонов участковых избирательных  комиссий должны быть опубликованы  главой местной администрации  муниципального района, городского  округа не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Информация об избирательных участках, образованных позднее срока, установленного пунктом 2 настоящей главы, должна быть опубликована (обнародована) соответствующей территориальной избирательной комиссией не позднее чем через два дня после их образования.

 

Регистрация (учет) избирателей, участников референдума 

Регистрация (учет) избирателей, составление списков  избирателей, образование избирательных  округов и избирательных участков

Все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным  правом, подлежат регистрации (учету). Основанием для регистрации (учета) избирателей является факт постоянного  или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, который  устанавливается органами регистрационного учета населения согласно федеральному закону, регулирующему порядок реализации права граждан Российской Федерации  на свободу передвижения, выбор места  пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация (учет) избирателей  осуществляется главой муниципального образования (в случае, если уставом  муниципального образования такая  должность не предусмотрена, – лицом, уполномоченным на то органом местного самоуправления), командиром воинской части, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации по состоянию  на 1 января и 1 июля каждого года.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  обязаны оказывать необходимое  содействие органам местного самоуправления и избирательным комиссиям при  регистрации (учете) избирателей и  уточнении сведений о зарегистрированных избирателях. Все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, включаются в списки избирателей, в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления в соответствии с международными договорами Российской Федерации включаются также иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы.

Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой муниципального образования. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой муниципального образования по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Эти сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов.

Основанием для включения  гражданина Российской Федерации в  список избирателей на конкретном избирательном  участке является его проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с федеральным законом, устанавливающим  право граждан Российской Федерации  на свободу передвижения, выбор места  пребывания и жительства на территории Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации  может быть включен в список избирателей  только на одном избирательном участке. Основания и порядок составления  списков избирателей устанавливаются  в соответствующих федеральных  законах и нормативных правовых актах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 20 дней до дня выборов.

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным  правом, вправе заявить в участковую 'избирательную комиссию о не включении  его в список избирателей, а также  о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования  в течение 2 часов с момента  обращения, но не позднее момента  окончания голосования участковая избирательная комиссия . обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов – немедленно.

Вносить изменения в списки избирателей после окончания  голосования и начала подсчета голосов  избирателей запрещается.

Не реже чем один раз  в три месяца органы, осуществляющие воинский учет, сообщают о гражданах  Российской Федерации, призванных (поступивших  по контракту) на военную службу (уволенных  с военной службы), а органы (учреждения) уголовно-исполнительной системы –  о гражданах, содержащихся в местах лишения свободы по приговору  суда, главе местной администрации  муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения, – руководителю территориального органа исполнительной власти города федерального значения по месту жительства гражданина.


Информация о работе Стадии избирательного процесса и их содержание