Роль СМИ в избирательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 23:24, реферат

Описание

Сегодня читатель устал от потока негативной информации. Сводки новостей в СМИ ориентируют граждан на тревожные ожидания. Основными темами являются информация в сфере МВД и МЧС. В основном людям свойственно интересоваться ясными и четкими проблемами и вопросами, доступными и понятными каждому: свое здоровье и здоровье близких, а не апокалиптические темы вымирания россиян от поголовного алкоголизма; реальное улучшение окружающей среды, не пустые разговоры по поводу загрязнения воды, воздуха и почвы; борьба с преступностью и добросовестная работа правоохранительных органов, а не имитация их «бурной» деятельности.

Содержание

Содержание
Введение
Использование СМИ в избирательном процессе
Исследование влияния СМИ на избирателей
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Роль СМИ в избирательном процессе.doc

— 62.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Российский  государственный университет нефти  и газа имени И.М. Губкина 

Кафедра проблем развития современного общества 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Роль СМИ  в избирательном процессе» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2010

Содержание 

Введение 

Использование СМИ в избирательном процессе 

Исследование  влияния СМИ на избирателей 

Заключение 

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Сегодня читатель устал от потока негативной информации. Сводки новостей в СМИ ориентируют граждан на тревожные ожидания. Основными темами являются информация в сфере МВД и МЧС. В основном людям свойственно интересоваться ясными и четкими проблемами и вопросами, доступными и понятными каждому: свое здоровье и здоровье близких, а не апокалиптические темы вымирания россиян от поголовного алкоголизма; реальное улучшение окружающей среды, не пустые разговоры по поводу загрязнения воды, воздуха и почвы; борьба с преступностью и добросовестная работа правоохранительных органов, а не имитация их «бурной» деятельности.  

Понятие свободы  –  каждый воспринимает по-своему:

Для журналистов  – это право писать в таком  контексте и так освещать события, как они считают нужным.

Для владельцев СМИ – это право печатать такие газеты, которые будут поднимать им тиражи в силу интереса читателей к освещенным темам.

Для читателя свобода  слова – это получение достоверной  информации из первых источников, а  не искаженные факты, как это по большей  части и бывает. 

Власть должна поддерживать демократию. Полный контроль издательств СМИ, а тем более их подчинение интересам государства может повлечь за собой серьезные проблемы: недоверие людей властям. Власть - это гарант, а не диктатор.

Поэтому, на мой взгляд, тема роли СМИ в избирательном процессе очень актуальна на сегодняшний день.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Использование СМИ в избирательном  процессе 

Вопросы участия  СМИ  в формировании представительных и других выборных органов имеют  большое практическое и теоретическое  значение. Это весьма специфическая сфера деятельности средств массовой информации, где они выполняют одновременно несколько функций. Они служат каналом информирования избирателей (например, о назначении дня выборов, об образовании  избирательных  участков, о регистрации кандидатов и т.д.), средством предвыборной агитации и, наконец, инструментом гражданского контроля. 

Общие правила, касающиеся  роли   СМИ  в  организации и проведении выборов, определены в Федеральном законе "Об основных гарантиях  избирательных  прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 г.). Обратим внимание на то, что данный акт по сравнению с другими законами имеет более высокую юридическую силу. В случае противоречия с нормами других законов, кроме, разумеется, конституционных, применению подлежат нормы Федерального закона "Об основных гарантиях…" (пункт седьмой статьи 1).  

Согласно Закону (статья 2) информационное обеспечение  составляет одну из важнейших гарантий  избирательных  прав.  Роль   СМИ  состоит в том, чтобы помочь гражданам интегрироваться в  процесс  формирования органов власти, обрести и реализовать навыки открытой политической борьбы. В то же время, освещение  избирательной  кампании, в частности, по телевидению, не только приближает массы к политике, но и низводит предвыборную борьбу до уровня спортивного состязания, возбуждая не только гражданственность, но и азарт. 

Следует отметить, что  избирательные  кампании в  целом оказывают стимулирующее воздействие на функционирование всей системы непосредственной демократии и отдельных ее институтов, инициируя проведение митингов, демонстраций, сбор подписей и т.д. В свою очередь, эффективная самореализация институтов непосредственной демократии в период подготовки и проведения выборов составляет важное средство достижения целей  избирательных  кампаний.  

Анализ новейшего  избирательного  законодательства позволяет различать использование  СМИ   в   избирательной  кампании и их участие. В первом случае  СМИ  выступают преимущественно как производитель массово-информационных услуг, во втором - как самостоятельный институт демократии. Причем, обе указанные ипостаси  СМИ  взаимосвязаны и неразделимы: с одной стороны, использование  СМИ  субъектами политических отношений, как правило, означает вовлечение печатной и электронной прессы в политический  процесс; с другой – ее участие в политическом  процессе,  в конечном счете, является результатом ее использования теми или иными субъектами политических отношений.  

Использование  СМИ   в   избирательной  кампании принимает различные формы, которые  можно классифицировать как по субъектам, так и по содержанию. Что касается первого из числа названных признаков, то он позволяет выделить формы использования  СМИ : а)  избирательными  комиссиями, б) органами местного самоуправления, в) кандидатами,  избирательными  объединениями и блоками, и т.д. 

По содержанию формы использования  СМИ  можно  подразделить на следующие группы: а) информирование, б) предоставление (платное или бесплатное) печатных площадей и эфира для агитации. В свою очередь, информирование реализуется в формах опубликования и оповещения. 
 

В своих публикациях, репортажах и комментариях СМИ не редко проливают свет на скрытые  пружины политики власть имущих, обращают внимание общественности на самые одиозные стороны их деятельности и тем самым играют немаловажную роль в деле ограничения и оздоровления власти. 

Не случайно многие участники предвыборного  марафона уповают на СМИ как на гарантирующее победу чудодейственное средство и используют все мыслимые средства, чтобы сделать СМИ послушным инструментом политиков. К сожалению, и сами российские СМИ успели выработать традицию тесных, доходящих до уровня идеального симбиоза связей с политиками и их окружением. Несмотря на то, что при поверхностном взгляде журналисты и политики выглядят как естественные противники, схватившиеся в нескончаемой борьбе, на деле они нуждаются друг в друге. Политикам нужна аудитория, журналистам – ньюсмейкеры. Политики хорошо понимают, что журналисты слетятся на любое мероприятие, которое может стать предметом обывательского интереса, сколь бы тривиальным оно ни было. 

Работа со средствами массовой информации должна начинаться задолго до избирательной кампании. В основных направлениях составления паспорта избирательного округа говорится о необходимости сбора информации о СМИ. Но мало собрать всю имеющуюся о СМИ информацию, необходимо заранее установить добрые, деловые отношения с руководителями теле- и радиокомпаний, редакторами газет, ведущими и влиятельными журналистами и обозревателями. 

Тот факт, что  средства массовой информации способны оказывать влияние на политическое сознание и поведение вообще и  электоральное сознание и поведение  в частности, аккумулирующиеся в политические предпочтения, уже практически ни у кого не вызывает сомнений. Однако характер этого влияния в нашей стране, а особенно на уровне регионов и муниципальных образований, на наш взгляд, изучен недостаточно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исследование  влияния СМИ на избирателей 
 

Согласно исследованиям  группы «ЦИРКОН» Национального института  прессы совместно с Агентством региональных политических исследований в ноябре–декабре 1999 года. Мы имеем результаты этого  исследования по Воронежской области. 

Было выявлено три модели информационной чувствительности избирателей: 

1. Повышенная  информационная чувствительность, при которой положительная информационная  направленность влечет за собой  повышение рейтинга и наоборот. 

2. Пониженная  информационная чувствительность, когда информационная направленность  никак не сказывается на рейтингах. 

3. Обратная информационная  чувствительность (особенно характерна  для протестного электората), которая  характеризуется тем, что при  положительной информационной направленности рейтинг определенных людей или партий снижается, при отрицательной – повышается. 
 

Была выявлена корреляция между этим фактором и  такими социально-демографическими характеристиками как возраст и образование. У  людей с высшим и начальным образованием преобладает пониженная информационная чувствительность. Людей со средним и средним специальным образованием чаще всего можно охарактеризовать повышенной информационной чувствительностью, причем более высокой чувствительностью обладают лица младшего и среднего возраста. Эта модель, по результатам исследования, является наиболее распространенной среди российских избирателей. 

Кроме этого, исследование показало, что влияние средств  массовой информации имеет кумулятивный характер, т. е. его эффект накапливается, респонденты изменяют свое мнение не сразу после получения информационного сообщения, а по мере накопления определенного количества информации. 

Результаты исследования подтвердили тезис о том, что  информационная чувствительность возрастает по мере приближения даты выборов. В этот период эффективность информационного воздействия возрастает в 1,3 раза. 

Одним из важнейших  каналов воздействия на население  является телевидение. Этот факт констатируется практически всеми исследователями в таких областях знания, как социология, политология, журналистика, PR. Особенно значительным это влияние становится в предвыборный период. Такое положение базируется на двух факторах. 

Во-первых, воздействие  телевидения на массовое сознание обусловлено одной из своих главных особенностей, так называемым эффектом присутствия. Все то, что телезритель видит на экране, воспринимается им как увиденное в реальности, он чувствует себя не просто зрителем, а соучастником происходящих на экране событий. 

Во-вторых, спецификой телевидения обусловлен процесс персонификации политики. Оно многократно усиливает роль тех черт характера кандидата, его способностей, даже внешности, которые могут привлечь симпатии потенциального избирателя, и в то же время снимает, сглаживает роль его партийной принадлежности. Телевидение стало «острием» политической рекламы потому, что оно обладает неограниченными возможностями для создания имиджа. 

С целью изучения влияния телевидения на электоральное  сознание и поведение было проведено большое количество исследований, результаты которых подчас являются крайне противоречивыми. Приведем некоторые из них. 

Так, результаты опроса, проведенного в 2002 году. Информационно- аналитическим центром ПАГС им. П.А. Столыпина относительно доступности для населения различных источников информации, показали, что у 97,5 % опрошенных в семье имеется телевизор, радио имеют 79,5 % жителей г. Саратова, 31,5 % респондентов выписывают какие-либо периодические печатные издания, 50,8 % покупают такие издания, 4,9 % опрошенных ответили, что они хотя бы изредка покупают издания, выпускаемые политическими партиями, движениями. 

Самым распространенным источником получения информации о  программах политических деятелей и  партий оказалось телевидение (на этот информационный канал указали 81,4 % опрошенных). Второе место занимают публикации в прессе (36,3 % респондентов). На третьем – информация, полученная от друзей, знакомых, родственников (28,3 %). Далее следуют такие источники информации, как предвыборные листовки, плакаты (22,1 % опрошенных), радиосообщения (16,8 %), личные встречи с кандидатами или их представителями (9,7 %). 

На вопрос о  том, что оказывает самое сильное  влияние на окончательное решение, за кого готов отдать свой голос  избиратель, ответы респондентов распределились следующим образом: 

Репортажи в  теленовостях - 47,9 %

Публикации нерекламного характера в газетах, журналах - 28,1 %

Радиорепортажи - 11,6 %

Рекламные видеоролики  на ТВ - 4,1 %

Предвыборные  листовки, плакаты - 2,5 %

Информация о работе Роль СМИ в избирательном процессе