Шпаргалки по Административному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:23, шпаргалка

Описание

1. Исполнительная власть и государственное управление.
В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Лидирующая роль принадлежит представительным органам.

Работа состоит из  1 файл

административное право.docx

— 147.18 Кб (Скачать документ)

2. Субъекты исполнительной  власти и их  полномочия в сфере  внешнеэкономической  деятельности

Общая компетенция

Полномочия Президента, Правительства

Разграничение компетенции (ст. 71, 72)

Смысл гос.управления в сфере ВЭД

Закон “о гос.регулировании  внешнеторговой деятельности” 1995 - механизмы

ФОИВ:

Министерство  торговли

Министерство  по делам СНГ

Служба по валютному  и экспортному коптролю (Положение 1997)

Билет №3

1. Система административного  права.

АП – целостная  система правовых норм и институтов. Их объединяет предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли  существует субординация норм разной юридической силы, общих и специальных. А в целом отрасль создает  специфический – административно-правовой – режим регулирования, который  строится на обязывании как способе  правового регулирования.

Система АП делится  на общую и особенную части. Общая  – нормы, охватывающие управление в  целом, а особенная состоит из норм, действующих в пределах отдельных  сфер деятельности исполнительной власти (образование, охрана общественного  порядка и др.).

В общую часть  входят пять групп институтов (подотраслей):

1) регулирующих  административно-правовые статусы  граждан (индивидуальных субъектов  права);

2) регулирующих  основы организации и деятельности  исполнительной власти (аппарата  государственного управления);

3) регулирующих  административно-правовой статус  негосударственных организаций;

4) обеспечивающих  законность деятельности исполнительной  власти;

5) регулирующих  принуждение по административному  праву.

В особенной  части АП четыре подотрасли, объединяющие нормы:

1) регулирующие  обеспечение безопасности граждан,  общества, государства, административно-политическую  деятельность;

2) регулирующие  организационно-хозяйственную деятельность  государственной администрации;

3) регулирующие  ее социально-культурную деятельность;

4) регулирующие  деятельность государственной администрации  по организации и осуществлению  политических, экономических и иных  связей с другими странами (внешних  связей).

АП – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием  управленческих отношений. АП – самая  массивная отрасль права. Нет  ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная  администрация.

Вокруг АП группируются финансовое, земельное, экологическое  право, т.е. оно стоит во главе  целой семьи отраслей, многие нормы  которых тоже закрепляют управленческие отношения и в которых широко используется административно-правовой метод регулирования.

2. Субъекты исполнительной  власти и их  полномочия в сфере  иностранных дел

Общая компетенция

Полномочия Президента, Правительства

Разграничение компетенции (ст. 71, 72)

Смысл гос.управления в сфере ИД

Положение о  МИД (1995). МИД подчинен непосредственно  Президенту

Положение о  консульском учреждении РФ (утвержденное УПРФ от 05 ноября 1998)

Билет №4

1. Нормы административного  права.

Административно-правовая норма – это правило поведения, устанавливаемое и охраняемое государством и регулирующее отношения, возникающие  в сфере функционирования исполнительной власти по поводу реализации её задач  и функций, а тж. внутриорганизационные  отношения, возникающие в сфере  деятельности других органов.

Норма права, в  т.ч. и административного, – это  сердцевина механизма правового, в  т.ч. и административно-правового, регулирования. Механизм правового регулирования  есть совокупность соответствующих  правовых средств, с помощью которых  государство воздействует на общественно-правовые отношения [кроме норм, к этим средствам  относятся тж. нормативно-правовые акты, индивидуальные акты, правоотношения, правовая культура и правосознание].

Функции административно-правовой нормы [применительно к России –  функции, которые должна выполнять  административно-правовая норма]:

1) А/П-я норма  обеспечивает организацию и упорядоченность  общественно-правовых отношений;

2) А/П-е нормы  определяют вариант должного  поведения субъекта правоотношений;

3) А/П-е нормы  предназначены для эффективного  функционирования органов исполнительной  власти [все нормы, регулирующие  систему и структуру организации  исполнительной власти – А/П-е  нормы; за всё время независимости  России было издано 6 УПРФ О  систематизации организации исполнительной  власти (т.е. почти по штуке  в год) Å с приходом Примакова  – ещё один Þ почти каждый  год структура исполнительной  власти меняется Þ чиновники,  заслышав о грядущих изменениях  в системе и структуре исполнительной  власти, перестают работать, больше  опасаясь за свои задницы, не  желая расставаться с нагретым  местом, или даже надеясь добиться  повышения, а продолжается всё  это в течение нескольких месяцев;  затем полгода уходит на то, чтоб новая система начала  работать, а там появляются слухи  о возможности новой смены  системы Þ эта функция не  выполняется Þ реорганизация  очень вредна для управленческой  деятельности: реформы необходимы  лишь в той мере, в которой  они необходимы, т.е. не надо  сначала разрушать старое, а лишь  потом пытаться построить новое....];

4) А/П-е нормы  обеспечивают прочный правовой  режим в деятельности органов  исполнительной власти и, вообще... [должны, по крайней мере; однако, у нас такого факта не наблюдается  – это из области желаемого; ZB., стремление Лужкова навести  порядок в Москве вместе с  его эвакуацией автомобилей (в  Питере и по сей день можно  на улицах можно встретить  таблички под знаками, запрещающими  остановку, предупреждающие о  возможных последствиях оставления  транспортного средства в неположенном  месте)!... но то – Лужков, однако, ведь и ГДФСРФ может принять  закон, противоречащий К РФ; кроме  того, посчитать, сколько из УПРФ  ей не соответствуют, вообще, не  представляется возможным];

5) А/П-е нормы  несут двойную нагрузку и бывают  правоисполнительными (а) и правоустановительными  (б):

а) устанавливаются  самими субъектами исполнительной власти, а не законодательными органами;

б) устанавливаются  законодательными органами и охраняются своими санкциями – КоАП.

Механизм реализации административно-правовых норм.

[Механизм этот  – забавная игрушка для депутатов, ZB., выступления депутатов о том,  что закон принят, а механизма  его реализации нет! В результате  принимаются законы декларативного  характера, т.е. основная задача  законодателя выполняется лишь  формально, что очень выгодно  чиновникам, пишущим подзаконные  акты, урегулирующие наши права  в их интересах, в то t как  все законы должны быть прямого  действия. ZB., закон о безопасности: даёт и основные принципы безопасности, и др. не менее общие определения,  но ничего не говорит о том,  кто несёт за неё ответственность  Þ появились другие законы  – о безопасности дорожного  движения, о пожарной безопасности  и т.д. – также не менее  общие — а всё по декларативности  характера закона]

Нужно при законодательской деятельности иметь ввиду определённые критерии соотношения законов с  различными подзаконными актами: можно, ZB., правительству делегировать определённый контроль за исполнением законов, но под чётким контролем, чтобы права  частных лиц не нарушались.

Виды административно-правовой нормы.

Существует несколько  классификаций, но всё же стоит выбирать критерии из одной плоскости. Примеры:

1) В зависимости  от их функционального назначения  нормы подразделяются на нормы  материальные и процессуальные (В  административном праве, в отличие  от гражданского, процессуальные  нормы не обособлены, кроме норм  применения взысканий, а значит, они ещё не сформировались  в качестве самостоятельной части,  хотя попытка систематизировать  административно-правовые нормы  ведётся.

2) В зависимости  от содержания их делят на  обязывающие, уполномочивающие, запрещающие,  стимулирующие и рекомендательные.

3) В зависимости  от адресата их делят на  нормы, адресованные гражданам,  органам исполнительной власти, общественным объединениям и  т.д.

4) В зависимости  от территориальной принадлежности  – на федеральные, субъектов  федерации и органов местного  самоуправления. [Здесь возникает  множество проблем: ~70% Конституций  и уставов субъектов федерации  не соответствуют или прямо  противоречат К РФ – и это  проблема сохранения России как  целостного государства!]

5) По характеру  регулирования различают общие,  отраслевые и межотраслевые.

[Можно найти  и другие критерии, но Веремеенко  их не поймёт]

Реализация административно-правовых норм.

Существует 3 её формы: соблюдение (1), исполнение (2) и  применение (3).

1) Для сферы  деятельности исполнительной власти  наиболее удобной является именно  эта форма, т.к. она не требует  вмешательства государства –  соблюдение незаметно. Все граждане, незаметно для себя, их соблюдают,  хотя если бы они об этом  знали, то уж постарались бы  их не соблюсти.

3) Это наиболее  дорогостоящая для государства  и наиболее неприятная для  нарушителя нормы форма её  реализации.

Структура Административно-правовой номы.

В целом нормы  административного права ничем  не отличаются от норм других отраслей права – их структура заключается  в гипотезе, диспозиции и санкции [условие, правило, мера государственного принуждения].

Уровень административно-правового  регулирования с точки зрения структуры норм не всегда отвечает требованиям, потому как интеллект  имеет свои пределы, и лишь глупость безгранична [ZB., в одном из американских штатов была установлена такая норма: если случилось ДТП, в результате которого один из его участников погиб, то другой обязан незамедлительно сообщить первому своё имя, адрес, номер водительского  удостоверения и т.д. (это означает, что не только у нас так всё  прекрасно с глупостью)].

Надо иметь  в виду, что административно-правовая норма – это не есть статья нормативного акта.

Существует 4 формы  изложения норм в статьях нормативных  актов:

1) [наиболее эффективная]  При установлении определённых  норм в одной статье находятся  и гипотеза, и диспозиция, и санкция.

2) Санкция нескольких  правовых норм выделяется в  отдельную часть и относится  не к одной статье, а к нескольким [такой порядок тж. допустим, т.к.  если правила однотипны, то  не имеет смысла загромождать  нормативный акт. Но здесь есть  определённая опасность: правила  поведения обычно устанавливаются  ведомством, а санкции – законодательным  органом (УК): есть правила, за  их нарушение определённые санкции;  но ведомство придумывает новое  правило, хотя это и недопустимо  по логике, но не противоречит  закону – а в 60-е гг. такого  не допускалось....]

3) [смешанно-выборочная] В одном акте устанавливается  несколько правил, за нарушение  которых устанавливается несколько  санкций, ZB., Правила пользования  Метрополитеном (наиб. сложная и  неудачная форма, т.к. требует  от правоприменителя наибольшего  опыта и внимания).

4) Санкция изложена  в другом нормативном акте [отсылочная  форма]: ZB., административно-правовые  нормы часто охраняются дисциплинарными  санкциями.

Кодификация и  систематезация административного  права.

Оптимальный случай – когда законодательство страны в целом представляет собой единую систему, все отрасли увязаны  между собой и друг друга дополняют. У нас же – «законодательная вермишель».

Кодифицировать  административное право в силу его  разнообразия невозможно; ZB, какой смысл  записывать все внутриорганизационные  нормы отдельных учреждений. [ЕБН, имея в виду создание КоАПа, издал  указ кодифицировать АП: его не поняли] Можно лишь систематизировать отдельные  его части, примером чего может явиться  КоАП.

Информация о работе Шпаргалки по Административному праву