Шпаргалка по "Административное право"

Автор работы: s*******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 19:54, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Административное право".

Работа состоит из  1 файл

Билеты Адм право.docx

— 116.09 Кб (Скачать документ)

Государственное управление – разновидность социального управления, субъектом которого выступает государство в целом.

Отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе формирования и осуществления  государственного управления составляют предмет отрасли административного  права. Между тем предмет административного  права сопряжен не с государственным  управлением вообще, а с его  определенной концепцией, утвердившейся  в основном в науке административного  права.

С позиций  науки административного права  государственное управление рассматривается  в широком и узком смысле слова[1].

В широком смысле государственное управление — вид социального управления, субъектом которого выступает государство в целом. В этом смысле данное управление в самом общем виде может быть определено как целенаправленное организующее воздействие государства в лице всех его органов на развитие общества. Разумеется, что государственные органы (законодательной властиисполнительной власти, судебной власти и др.) влияют на общественные процессы в соответствии с возложенными на них задачами и функциями, свойственными методами и в присущих им формах. Но независимо от этого все они причастны, хотя и в разной степени, к осуществлению государственной власти, которая не может функционировать вне рамок общественных отношений и не влиять на них. Подобным вариантом широкого понимания государственного управления является сведение его к управлению делами государства, организующей и распорядительной деятельностигосударственных органов. Третий вариант расширительной трактовки государственного управления заключается в признании им организующей деятельности государства, содержанием которой не охватывается непосредственное выполнение конституционных функций законотворчества, отправление правосудия, прокурорского надзора.

В узком смысле государственное управление — это организующая деятельность органов исполнительной власти. Им следует признать также аналогичную деятельность как органов исполнительной власти, так и других исполнительных государственных органов, т. е. всех органов государственного управления. В таком понимании государственное управление представляет собой самостоятельный вид государственной деятельности.

Разумеется, что его основу составляет организующая деятельность органов исполнительной власти, которая использует в своем механизме управляющего воздействия и другие исполнительные органы, как обладающие властными полномочиями, так и совещательные, консультативные, координационные органы. Поскольку сущность государственного управления в узком смысле обусловлена исполнительной властью, то с допуском малой погрешности его следует определять как организующую деятельность по практическому осуществлению задач и функций этой власти. Именно данный вид государственного управления является основным объектом административного права. 

. Управление в области  юстиции  

    Государственную политику в сфере юстиции обеспечивает Министерство юстиции РФ (Минюст России).

    Минюст  призван юридически обеспечивать нормотворческую  деятельность Президента РФ, Правительства  РФ и федеральных органов исполнительной власти, а также организацию и  развитие системы юридических услуг  осуществлять государственную регистрацию нормативных правовых актов органов исполнительной власти, а также уставов общественных и религиозных организаций; проводить юридическую экспертизу правовых актов органов государственной власти субъектов РФ; координировать нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти; проводить работы по систематизации действующего законодательства и по его совершенствованию.

    В настоящее время к ведению  Минюста отнесены: осуществление контроля за соблюдением законодательства об общественных объединениях; направление Президенту РФ и Правительству РФ представлений о привлечении к ответственности должностных лиц, не исполняющих или исполняющих ненадлежащим образом требования Конституции РФ и федеральных законов; организация и проведение государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней; руководство уголовно-исполнительной системой, которая выведена из ведения МВД РФ; организационное и методическое руководство службой судебных приставов; осуществление правовой информации органов государственной власти и судов; руководство нотариатом и учреждениями судебной экспертизы; контроль за соблюдением организациями адвокатов действующего законодательства.

    Минюст  теперь не осуществляет функции судебного  управления, связанные с организационным, кадровым и иным обеспечением судопроизводства. При Верховном Суде РФ образован Судебный департамент, который организационно обеспечивает судебную деятельность судов общей юрисдикции и финансирование мировых судей, определяет потребность судебных органов в кадрах (отбор и подготовка кандидатов на должности судей), ведет судебную статистику, т.е. решает вопросы, ранее входящие в компетенцию Минюста России и его органов.

    Что касается регистрации прав на недвижимость, то с 1997 г. она осуществляется учреждениями юстиции – регистрационными палатами (например, такая палата уже действует в Московской области), которые фактически проверяют законность прав на недвижимое имущество (правовая экспертиза представленных на регистрацию документов и законности сделок) и могут отказать в их регистрации.

    Минюст  России также осуществляет правовое регулирование деятельности учреждений, регистрирующих акты гражданского состояния (рождение, смерть, брачные отношения, усыновление, изменение инициалов, установление отцовства и т.п.). Каждый юридический факт удостоверяется выдачей  соответствующего документа (свидетельства).

    Минюст  и его органы руководят организацией и деятельностью нотариальных учреждений, удостоверяющих завещания, подлинность копий официальных документов и т.д., открывает и упраздняет нотариальные конторы, контролирует деятельность государственных и частных нотариусов по соблюдению правил нотариального производства, финансирует деятельность нотариальных контор. Органы Минюста России выдают лицензии на осуществление частной нотариальной практики.

    На  Минюст России возлагается методическое руководство юридическими службами в сфере коммерческой и некоммерческой деятельности.

    Относительно  службы судебных приставов, обеспечивающей соблюдение порядка ведения судебных заседаний, производство по исполнению судебных решений, а также охрану судов, Минюст России выступает в  роли управляющего федерального центра. В частности, Главный судебный пристав  является заместителем министра юстиции  РФ.

Предмет административного  права (области отношений  административно-правового  регулирования)

1. Предмет, область,  сфера административно-правового  регулирования (взаимосвязь  и соотношение)

  Предмет административного права, как и  любой другой отрасли, — это круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права. Поскольку круг этот весьма широк, труднообозрим и чрезвычайно подвижен, возникают большие сложности в определении и описании предмета административного права, тем более, что легального определения предмета административно-правового регулирования (как, скажем, гражданско-правового регулирования — ст. 2 ГК РФ) нет и, видимо, не может быть в принципе.

  Сфера административно-правового регулирования  представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный сегмент  общественных отношений на правовом поле жизнедеятельности гражданского общества.

  Административно-правовые отношения как очень большая  часть (сегмент) общего правового поля являются объектом и весьма объемной, сложной и неоднородной областью административно-правового регулирования  общественных отношений, которые делятся  на специализированные группы — административно-правовые институты.

  Предметно-родовой  характеристикой административно-правового  регулирования (предметно-родовой подход к определению предмета административного  права) является то обстоятельство, что оно имеет своим предметом вполне определенный род общественных отношений — организационные отношения, которые, однако, имеют несколько предметных разновидностей как в сфере собственно государственного управления — исполнительно-распорядительной деятельности, так и за его пределами, в других видах государственной деятельности.

  Существуют  четыре области общественных отношений, где действуют единые по своей  предметно-родовой сущности, но различные  по своей видовой характеристике разновидности организационных  отношений, являющихся предметом административно-правового  регулирования: 1) организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления); 2) внутриорганизационные  отношения во всех звеньях системы  публичного управления и сферах государственной  деятельности;

  3) общегосударственные контрольно-организационные  отношения;

  4) административно-юстиционные организационно-охранительные отношения.

2. Организационные  управленческие отношения  в сфере реализации  исполнительной власти (государственного  управления)

  Организационные управленческие отношения в сфере  реализации исполнительной власти (государственного управления) составляют основной массив регулируемых нормами административного  права и являющихся его предметом  общественных организационных отношений. Они возникают в процессе и  в результате реализации субъектом  исполнительной власти и осуществления  им в пределах предоставленных полномочий регулирующих управленческих функций  в отношении руководимых подведомственных ему сфер и подчиненных объектов. Своим служебным предназначением и последствиями эти отношения выходят за пределы аппарата органа исполнительной власти, направлены вовне, к объектам управления и административно-правового регулирования, поэтому их иногда совершенно обоснованно именуют внешнеуправленческими (в отличие от внутриаппаратных) организационными отношениями.

  Внешнеуправленческие организационные административно-правовые отношения складываются главным образом между различными звеньями государственного аппарата в процессе и по поводу реализации многочисленных и разнообразных функций управления органами исполнительной власти и их должностными лицами, а также между ними и физическими и юридическими лицами.

3. Внутриорганизационные  отношения во всех  сферах государственной  деятельности

  Внутриорганизационные отношения опосредуют внутриаппаратную деятельность по внутренней организации работы любых органов системы публичного управления во всех сферах государственной деятельности, поэтому их нередко именуют внутриаппаратными административно-правовыми отношениями, в отличие от внешнеуправленческих отношений. Внутриаппаратная внутриорганизационная деятельность является обязательным атрибутом осуществления любого вида государственной деятельности, будь то собственно управленческая исполнительно-распорядительная деятельность, или законодательная, судебная, прокурорская, или другого вида.

  Содержание  внутриорганизационной деятельности в аппарате того или иного органа всех ветвей власти и видов государственной  деятельности включает в себя следующие  элементы: внутреннее распределение  компетенции органа и обязанностей по руководству между руководителем, его заместителями, помощниками, а  также различными структурными подразделениями  аппарата органа; внутриаппаратные перемещения служащих, утверждение и изменение штатных расписаний; установление внутреннего трудового распорядка и поддержание необходимого уровня организованности и дисциплины; применение мер поощрения и ответственности к служащим; установление и изменение порядка и правил внутреннего документооборота и режима работы со служебными документами; информационное, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение и обслуживание служебной деятельности работников данного органа и т.д.

4. Общегосударственные  контрольно-организационные  отношения

  Общегосударственные контрольно-организационные отношения  возникают в процессе и в результате осуществления контрольной общегосударственной  деятельности, т.е. общегосударственного контроля, который в отличие от обычного функционального контроля, являющегося всеобщей управленческой функцией, отличается рядом особенностей: он осуществляется в масштабах всего  государства, от имени верховных  государственных органов и держит в поле зрения деятельность исполнительной власти и других властей по определенным вопросам. Общегосударственная контрольная деятельность по определенным вопросам в настоящее время осуществляется Главным контрольным управлением Президента РФ, Счетной палатой Федерального собрания, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и некоторыми другими органами.

Информация о работе Шпаргалка по "Административное право"