Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:12, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Административное право"".

Работа состоит из  1 файл

административное право.docx

— 93.52 Кб (Скачать документ)

1-21   2-22   3-23   4-24   5-25   6-26   7-27   8-28   9-29   10-30   11-31   12-32   13-33   14-34   15-35   16-36   17-37   18-38   19-39   20-40

Вопросыкзачету:

  1. Предметадминистративногоправа…………………………………………………………………………..……..2
  2. Методадминистративногоправа…………………………………………………………………………….………2
  3. Целиадминистративногоправа………………………………………………………………………………….…..2
  4. Принципыадминистративногоправа…………………………………………………………………………….....3
  5. Источникиадминистративногоправа…………………………………………………………………………….…3
  6. Нормыадминистративногоправа……………………………………………………………………………………4
  7. Понятиеивидыадминистративныхправоотношений……………………………………………………………4
  8. Характерныечертыадминистративныхправоотношений………………………………………………………5
  9. Административно-правовойстатусгражданинаРФ…………………………………………………………..….6
  10. Особенностиадминистративно-правовогостатусаиностранцеввРФ……………………………………….7
  11. Федеральныеорганыисполнительнойвласти, каксубъектыадминистративногоправа…………………………………………………………………………………………………………………..…8
  12. ОрганыисполнительнойвластисубъектовФедерации, каксубъектыадминистративногоправа……………………………………………………………………………………………………………………..8
  13. ГосударственнаяслужбавРФ, понятиеивиды……………………………………………………………….…9
  14. Категорииигруппыдолжностейгосударственнойслужбы…………………………………………………….9
  15. Классныечиныгосударственнойслужбы…………………………………………………………………….…..10
  16. Правагосударственногослужащего……………………………………………………………………………….10
  17. Обязанностигосударственногослужащего………………………………………………………………………10
  18. Ограниченияизапретыдлягосударственныхслужащих………………………………………………….…..11
  19. Особенностипрохождениягосударственнойслужбывтаможенныхорганах……………………………...12
  20. Формыгосударственногоуправления………………………………………………………………………….….13
  21. Актыгосударственногоуправления……………………………………………………………………………..…13
  22. Методыгосударственногоуправления……………………………………………………………………….……14
  23. Понятие, назначениеиклассификациямерадминистративногопринуждения…………………….………15
  24. Понятиеипризнакиадминистративногоправонарушения…………………………………………………….16.
  25. Административнаяответственность, какправовоепоследствиеадминистративногопроступкаиееособенности……………………………………………………………………………………………………………17
  26. Составадминистративногопроступка…………………………………………………………………………….17
  27. Административныеправонарушениявсферетаможенногодела…………………………………………..18
  28. Административныенаказания, назначенныезаадминистративныеправонарушения…………………………………………………………………………………………….………..19
  29. АдминистративныйпроцессвРФ…………………………………………………………………………….……19
  30. Стадиипроизводстваподеламобадминистративныхпроступках………………………………………….20
  31. Возбуждениеделаобадминистративномправонарушении…………………………………………….……20
  32. Обстоятельстваисключающиепроизводствоподелу………………………………………………….……..21
  33. Мерыобеспеченияпроизводстваподеламобадминистративныхправонарушениях…………………………………………………………………………………………………..…22
  34. Рассмотрениеделаобадминистративномправонарушении…………………………………………….…..22
  35. Пересмотрпостановленияподелуобадминистративномправонарушении……………………………………………………………………………………………..……….23
  36. Исполнениепостановленияподелуобадминистративномправонарушении……………………………………………………………………………………………………...23
  37. Понятиеиспособыобеспечениязаконностивсфереисполнительнойвласти…………………………..24
  38. Государственныйконтрольиеговиды………………………………………………………………………..…24
  39. Прокурорскийнадзор…………………………………………………………………………………………….…..25
  40. Административныйнадзор…………………………………………………………………………………….…..26

 

 

 

1 вопрос

 ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВА

Предмет административного  права – общественные отношения, которые урегулированы нормами  административного права.

В предмет административного  права входят 3 области правоотношений, а именно:

1) управленческие правоотношения – представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти;

2) организационные правоотношения – вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления;

3) контрольные правоотношения – как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

 

2 ВОПРОС

МЕТОДЫ 

Выделяют  следующие методы административного  права:

1) метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;

2) метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации;

3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;

4) метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования, особенностью которого является то, что данный метод применяется лишь между равноправными лицами;

5) метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;

6) метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

 

3 ВОПРОС

ЦЕЛИ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВА

Цели административного  права непосредственно связаны  с целями государства в целом  и определяются задачами соответствующего этапа развития государственно-организованного  общества.

1. Административное  право обеспечивает рамки правовых  стандартов, внутри которых должно  осуществляться управление государством  и обществом.

2. Административное  право важно также для обеспечения  оптимального («хорошего») уровня управления  государственно-организованным обществом  с использованием административных  институтов государственной власти.

3. Управление  и администрирование связано  не только с эффективным достижением  обозначенных законом действий, но и с тем, как обращаются  с людьми. Эта цель может быть  определена как обеспечение справедливых  условий реализации прав личности  в управлении государственно-организованным  обществом.

4. Каждая из  этих трех целей административного  права может рассматриваться  как элемент в более общей  цели обеспечения законного управления. Законность — это комплексное  понятие, но здесь мы имеем  в виду, что управление и администрирование  совершаются таким образом, который рассматривается в обществе как эффективный и правильный.

 

 

 

4 ВОПРОС 

ПРИНЦИПЫ  АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Основополагающие идеи, руководящие  начала, лежащие в основе административного  права и выражающие его сущность, составляют принципы административного права, которые:

• определяют юридическую природу  административного права;

• закрепляются в административно-правовых нормах;

• являются ориентиром для законодателя при создании новых норм административного  права;

• выступают средством ликвидации пробелов в административном праве;

• обусловлены уровнем развития общества и государства.

К принципам административного  права относятся следующие.

1. Принцип демократии (народовластия). Он находит свое проявление в сфере правотворчества и правореализации. В правотворческой деятельности он проявляется в широкой возможности участия населения, общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании норм административного права. В правореализационной деятельности он проявляется в степени подконтрольности и подчиненности, а также открытости правоприменительных органов для общественного контроля.

2. Принцип законности. Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.

3. Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности.

4. Принцип федерализма. Проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в установлении предмета совместного ведения.

5. Принцип гуманизма. Заключается в юридическом признании приоритета общественных ценностей. Права и свободы человека, степень их закрепления и обеспечения являются критерием оценки качества управленческих отношений.

6. Принцип справедливости. Требование соответствия между поведением субъекта управленческих отношений и последствиями, которые за это наступают.

7. Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

 

5 ВОПРОС

ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВА

Источники административного  права — это нормативные правовые акты, содержащие нормы административного права.

К источникам административного  права относятся:

  • Конституция РФ;
  • федеральные законы;
  • кодексы (КоАП РФ, Таможенный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ и т. д.);
  • законы субъектов РФ;
  • Указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • международные договоры, межгосударственные соглашения.

 

 

 

 

6 ВОПРОС

НОРМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВА

Под административно-правовой нормой понимают установленное государством, обеспеченное возможностью применения административного принуждения  и закрепленное в источниках административного  права правило поведения, регулирующее отношение в сфере государственного управления.

Структура административно-правовой нормы:

– гипотеза – указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права;

– диспозиция – основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;

– санкция – всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений.

Виды административно-правовых норм:

1) по предмету:

а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов административных правоотношений;

б) процессуальные – нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности, закрепленной в нормах материального права;

2) по содержанию:

а) обязывающие – предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия;

б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;

в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;

г) рекомендательные – нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения;

д) поощрительные – нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно-правовыхотношений;

3) по юридической силе:

а) законодательные;

б) подзаконные;

4) по территориальному действию:

а) федеральные;

б) субъектов РФ;

в) муниципальные.

Признаки  норм административного права:

1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом административного права;

2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юридической силе;

3) большинство норм административного права носят императивный (обязывающий) характер;

4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответственности: административной и дисциплинарной;

5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.

Реализация  административно-правовых норм означает проведение в жизнь содержащихся в административно-правовых нормах волеизъявлений (правил поведения).

Источники административного права – это  внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные  по юридической силе нормативные  правовые акты.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"