Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:12, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Административное право"".

Работа состоит из  1 файл

административное право.docx

— 93.52 Кб (Скачать документ)

 

7 ВОПРОС

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами  административного права, возникающие  в сфере исполнительной власти (государственного управления). Признаки административных правоотношений:

– являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;

– носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление;

– являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений;

– в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты. Административные правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, административные правоотношения разрешаются внутри самой системы.

Структура административно-правовых отношений:

– объект административных правоотношений – то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений;

– субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган;

– юридические факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;

– содержание, которое включает в себя субъективные права и юридические обязанности;

– метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений;

– способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный). Виды административно-правовых отношений:

1) по характеру правоотношений:

– материальные, основанные на нормах материального права;

– процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:

– горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;

– вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;

– субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);

– координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;

3) по целям:

– регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;

– охранительные – направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.

 

8 ВОПРОС

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ  АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ  ПРАВООТНОШЕНИЯ– это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления). Признаки административных правоотношений:

– являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;

– носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление;

– являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений;

– в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты. Административные правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, административные правоотношения разрешаются внутри самой системы.

Структура административно-правовых отношений:

– объект административных правоотношений – то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений;

– субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган;

– юридические факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;

– содержание, которое включает в себя субъективные права и юридические обязанности;

– метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений;

– способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный). Виды административно-правовых отношений:

1) по характеру правоотношений:

– материальные, основанные на нормах материального права;

– процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:

– горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;

– вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;

– субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);

– координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;

3) по целям:

– регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;

– охранительные – направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.

 

 

 

9 ВОПРОС

Административно-правовой статус граждан РФ

Граждане РФ являются наиболее многочисленной категорией субъектов  административного права. В соответствии с российским законодательством  под гражданством РФ понимается устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и  обязанностей [52]. По своему правовому  положению, в том числе и в  сфере государственного управления, гражданин конкретного государства  отличается от иностранных граждан  и лиц без гражданства, находящихся  на территории данного государства. С учетом этого необходимо различать  административно-правовые статусы  граждан РФ, иностранных граждан  и лиц без гражданства.

Административно-правовой статус гражданина РФ является производным  от его конституционно-правового  статуса и конкретизирован в  многочисленных нормативно-правовых актах  применительно к сфере государственного управления. Конституция РФ закрепляет наиболее важные права и свободы  граждан, устанавливает правовые основы и гарантии их реализации (правам и  свободам человека и гражданина посвящена  гл. 2 Конституции РФ). Однако реальный механизм реализации прав и свобод граждан, исполнения ими своих обязанностей в сфере государственного управления конкретизируется и устанавливается  нормами административного права, лежит в сфере деятельности исполнительной власти.

Для формирования административно-правового  статуса граждан наиболее важными  являются общие конституционные  положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Каждый гражданин  РФ обладает на ее территории всеми  правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 6 Конституции РФ).

18

В России признаются и гарантируются  права и свободы человека и  гражданина согласно общепринятым принципам  и нормам международного права и  в соответствии с Конституцией РФ. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц (ст. 17 Конституции  РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно  действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и  обеспечиваются правосудием 

Граждане РФ имеют право  на участие в государственном  управлении, равный доступ к государственной  службе, свободу передвижения, выбор  места пребывания и жительства, неприкосновенность личности, тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, судебное и административное обжалование действий органов управления, должностных лиц и государственных служащих, образование, охрану здоровья и ряд других.

В то же время граждане России обязаны соблюдать законность и  дисциплину в управлении, соблюдать  специальные запреты (например, на занятие  определенными видами деятельности), получать разрешения от органа управления на совершение определенных действий (например, на приобретение огнестрельного оружия).

Права и свободы человека и гражданина в соответствии с  ч. 3 ст. 55 Конституции РФ могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Например, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 18 июля 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию» (с поел, изм.) право гражданина РФ на выезд из РФ может быть временно ограничено в случаях, если он:

при допуске к сведениям  особой важности или совершенно секретным  сведениям, отнесенным к государственной  тайне, в соответствии с законом  РФ о государственной тайне заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права  на выезд из РФ, при условии, что  срок ограничения не может превышать 5 лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или  совершенно секретными сведениями, –  до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом;

в соответствии с законодательством  РФ призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, – до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;

10 ВОПРОС 

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО  СТАТУСА ИНОСТРАНЦЕВ В РФ

Иностранным гражданином  является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательство наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицом без гражданства  является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств  наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Основания проживания иностранных  граждан и лиц без гражданства  на территории РФ:

– приглашение на въезд в РФ;

– разрешение на временное проживание;

– вид на жительство.

Особенности административной ответственности иностранных граждан  и лиц без гражданства: являясь  субъектами права, иностранные граждане и лица без гражданства подлежат ответственности на тех же основаниях, что и граждане РФ. Однако в отношении  них законодательством предусматриваются  меры, не применяемые к гражданам  РФ:

– административное выдворение – принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через государственную границу РФ либо контролируемый самостоятельный их выезд из РФ;

– депортация – принудительная высылка указанных граждан и лиц в случае утраты или прекращения законных оснований пребывания (проживания) в РФ.

Виды административно-правового  статуса в зависимости от субъекта:

– общий административно-правовой статус – статус, принадлежащий любому лицу независимо от пола, возраста, образования и других признаков;

– особенный – статус, принадлежащий отдельным категориям граждан (например, государственным служащим, военнослужащим и т. д.);

– специальный – статус, принадлежащий лишь некоторым категориям граждан (например, опекунам, попечителям).

 

 

11 ВОПРОС

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

1. Федеральные  министерства (министерства РФ) - основное  звено системы федеральных органов  исполнительной власти (естественно,  после Правительства РФ). 
Федеральные министерства призваны осуществлять следующие функции: вырабатывать и проводить (реализовывать) государственную политику и осуществлять нормативное правовое регулирование в установленной сфере деятельности, координировать и контролировать деятельность в этой сфере находящихся в их ведении федеральных служб и агентств, а также координировать деятельность государственных внебюджетных фондов.

2. Федеральные  службы. Федеральной службой считается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор).

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"