Шпаргалки по Административному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:23, шпаргалка

Описание

1. Исполнительная власть и государственное управление.
В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Лидирующая роль принадлежит представительным органам.

Работа состоит из  1 файл

административное право.docx

— 147.18 Кб (Скачать документ)

1. Исполнительная власть  и государственное  управление.

В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные  ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах  сдержек и противовесов, осуществляя  постоянно действующий контроль друг за другом. Однако среди них  должен быть лидирующий орган, иначе  между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную  власть в целом. Лидирующая роль принадлежит  представительным органам.

Исполнительная  власть должна быть подзаконной. Её главное  предназначение – исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила –  чиновничий аппарат, силовые министерства и ведомства. [Всё это составляет объективную основу для возможной  узурпации всей полноты государственной  власти как раз органами исполнительной власти] Поэтому в демократическом  государстве формирование и порядок  деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы юридическими нормами. Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой  большой, самой активной,  самой мощной подсистемы государственного аппарата – исполнительной власти.

В законодательстве и юридической литературе как  очень близкие используются понятия: исполнительная власть, государственное  управление, государственная администрация, административная власть. Эти понятия  связаны с властной деятельностью, которая осуществляется под руководством более высокой власти (парламента, монарха и т.д.). Но их смысл не совпадает полностью. Управление –  это деятельность, администрация  – основной субъект этой деятельности, власть – главный способ её (деятельности) осуществления. Понятие «государственное управление» прежде всего раскрывает содержание властной деятельности, понятие  «государственная администрация» связано  с её субъектом. Понятия «административная  власть» и «исполнительная власть»  не идентичны, но оба соединяют субъектов, деятельность и методы воздействия, часто под ними понимают только власть. Все эти названия связаны с  понятием, которое включает в себя три основных признака: управленческий (исполнительный, административный) аппарат (совокупность служащих, органов), выполняемую  им деятельность (управленческую, исполнительную, административную) и используемую им при этом управленческую (исполнительно-распорядительную, административную) власть.

2. Стадии производства  по делам об  административных  правонарушениях

Под стадией  следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи, документы и другие особенности.

Производство  состоит из 4 частей (стадий), а на каждой стадии существуют этапы - группы взаимосвязанных действий:

1)Административное  расследование: (формальные моменты  продцедуры)

возбуждение дела;

установление  фактических обстоятельств;

процессуальное  оформление результатов расследования;

направление материалов для рассмотрения по подведомственности.

2)Рассмотрение  дела: (сбор и анализ информации)

подготовка дела к рассмотрению и слушанию;

анализ собранных  материалов, обстоятельств дела;

принятие постановления;

доведение постановления  до сведения.

3)Пересмотр постановления: (проделанная работа фиксируется  в документе)

обжалование, опротестовывание решения;

проверка законности постановления;

вынесение решения;

реализация решения.

4)Исполнение  постановления: (материалам дается  ход)

обращение постановления  к исполнению;

фактическое исполнение;

окончание исполнения (дела).

Билет №2

1. Предмет и метод  административного  права.

АП – самостоятельная  отрасль правовой системы России, которая опутывает человека с  момента его рождения (необходимо зарегистрировать – приятная сторона) вплоть до его смерти (опять же необходимо зарегистрировать – неприятная сторона) на протяжении всей жизни (ZB., каждый день по дороге в институт переходя улицу  в неположенном месте мы вступаем в А.П/о). Известно, что отрасли  права определённым образом отличаются друг от друга.

В советское  время право систематизировалось  по предмету и методу, в то время  как на Западе в развитых странах  первоначальное деление права имело  иной характер (от римских юристов  – на частное и публичное). В  СССР отрицалась возможность подобного  деления, т.к. отрицалась частная собственность  и возможность конфликта между  частным лицом и обществом  Þ всё право считалось публичным. Сейчас нами оказался перенят западный способ деления права, и АП в соответствии с ним относится к публичному.

Следующая ступень  деления права – уже внутри самой подсистемы публичного права  на отрасли – по предмету и методу.

Предмет данной отрасли права – это совокупность однородных общественных отношений. Þ  Предмет АП: т.к. в самом общем  виде можно сказать, что АП – это  управленческое право, то регулирует оно  отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной  администрации, обслуживает сферу  государственного управления, т.е. регулирует управленческие отн-я.

Признаки управленческих отношений:

1) Управление  рассматривается как функция  всех систем, в т.ч. и социальных.

2) Управление  обеспечивает взаимодействие элементов  в системе. [Управление оказывает  упорядочивающее воздействие на  эти элементы]

3) Наличие 2-х  элементов – субъекта и объекта  управления.

4) Управление  может быть как внутрисистемным,  так и внешнесистемным Þ различают  (1) внутри- и (2) внешнеорганизационные  отношения в АП и, соответственно, в управлении. [2) – основные отношения,  т.к. любой субъект управления  существует не для самосовершенствования,  а для воздействия на другие  элементы] В социальном управлении  объект воздействия – поведение  людей.

5) Властные полномочия  субъекта управления. [В советской  науке они считались необязательными,  т.к. считалось, что к административным  отношениям относятся также отношения  между подвыпившим человеком,  чинящим безобразия на коммунальной  кухне, и законопослушным гражданином,  имеющим право вынудить этого  человека такого рода бесчинства  прекратить (т.е. законопослушный  гражданин, не имея власти над  подвыпившим человеком по должности,  всё же вынуждает его прекратить); однако на это можно возразить,  что тот же самый подвыпивший  человек при определённых обстоятельствах  на одном из иностранных языков, обычно используемых на коммунальной  кухне, может предложить законопослушному  гражданину покинуть кухню Þ  А.П/о должны всё-таки быть вертикальными.  Хотя в определённых случаях  они могут быть и горизонтальными, ZB.: президент своим указом поручает  различным ведомствам заняться  одной и той же проблемой  (Полисинодизм – по М. А.  Исаеву) ® тогда эти ведомства  работают над ней на равных  условиях; но даже при таких  условиях для того, чтобы результаты  этой их совместной работы  были положительными, её необходимо  опр. образом организовать и  упорядочить, и организационные  ф-и должно взять на себя  определённое ведомство – обычно  первое в общем их списке, –  которое и осуществляет мягкое  неформальное руководство]

6) Наличие специального  субъекта – органа государства,  осуществляющего управленческую  деятельность.

Однако при  определении предмета АП мало просто сказать, что оно регулирует управленческую деятельность, как это было принято  в советское t. Важно тж. учитывать:

1) Новую организацию  власти в РФ.

2) Новые отношения  государства и граждан (охраняемые  приоритеты).

3) Новые экономические  основы государства.

1) В СССР государство  вмешивалось во все стороны  жизни общества, и не было органов  власти – только органы управления. В РФ нет органов государственного  управления, есть 3 ветви власти, хотя  все они занимаются управлением.

2) Изменились  отношения между властью и  гражданами (если в советское  время основным приоритетом была  действующая идеология и её  институты, то сейчас, по крайней  мере, продекларировано, что основной  охраняемый приоритет – наши  права, и гражданин даже вправе  предъявить иск государству в  случае ущемления его прав) Þ  появилась новая группа отношений  – отношения между государством  и частным лицом и защита  частных лиц от государства  [Хотя для защиты этих отношений  мало просто это продекларировать; важно установить институт защиты  граждан от произвола публичной  власти – от уровня этой  защиты зависит, можно ли охарактеризовать  это гос-во демократическим или  нет Þ важно, чтобы законы  исполнялись точно. В связи  с этим возникает вопрос о  регулировании другой сферы –  сферы подготовки нормативных  актов: без жёстких процедур  принятия нормативных актов фавориты, ZB., президента могут подавать  ему на подписание указы –  а уж он их, несомненно, подпишет, и даже не глядя, – защищающие  непосредственно их интересы, а  не интересы народа, если даже  последним они и не противоречат (Наш президент ближе к Богу, чем к народу. (И не по состоянию здоровья!))] – и именно эти отношения в развитых западных странах являются предметом АП.

3) Изменились  экономические отношения, появились  различные формы собственности. [В СССР все хозяйствующие субъекты  находились в собственности государства,  которое и регулировало создание  предприятий, назначение их руководителей,  определяло характер производства, поставщиков продукции, круг покупателей,  цены. Сейчас предприятия выведены  из-под такого контроля государства  [результатом чего явилось снижение  качества продукции – не выполняются  стандарты и т. д.] Þ сфера  управления значительно сокращена  (за государством остались лишь  функции контроля и т.д. –  регистрация, лицензирование...) [хотя  аппарат государства, наоборот, только  вырос – в два раза по  сравнению с СССР]. Те же тенденции  и в социально-культурной сфере  – нет больше цензуры (которая  поддерживала нравственность [хотя  и с идеологической окраской])

Т.о., поменялся  субъект управления, сократилась  сфера управления, поменялось содержание управления и появились новые  правовые отношения. А, значит, определения  предмета АП на сегодня нуждается  в значительной корректировке и  должно выглядеть приблизительно следующим  образом:

АП – отрасль  права, регулирующая отношения, возникающие  в сфере деятельности органов  исполнительной власти по поводу реализации их задач и функций, а также  внутриорганизационные управленческие отношения, возникающие в остальных  органах государства.

Предмет правового  воздействия (что, какие отношения?) определяет специфику метода регулирования (как, каким образом регулируются общественные отношения?).

Человек – существо общественное. Совместная деятельность предполагает управление. Управленческие отношения существуют постольку, поскольку  существует человеческое общество. Они  появились намного раньше, чем  юридические нормы. Последние не создают управленческих отношений, а используются для того, чтобы  их формализовать, упорядочить, развить, охранить.

Управление предполагает доминирование, преобладание одной  воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому, юридически оформляется  неравенство, этим объясняются особенности  административно-правового метода.

Главные признаки метода  АП:

- юридическое  положение сторон: юридическое неравенство,  асимметрия субъектов управленческих  отношений, что связано с подчинением  одной стороны другой, которое  может быть а) линейным («начальник  – подчиненный»), б) функциональным («инспектор – контролируемый»);

- юридические  факты: АП отношения чаще всего  возникают в связи с событиями,  односторонними волеизъявлениями;

- права и обязанности  субъектов административных правоотношений: нормами точно определяются права  и обязанности сторон;

- защита прав  и интересов субъектов правоотношений: в основном права участников, споры между ними решаются  в административном порядке: субъектом  управления, который был (является) стороной административного правоотношения, вышестоящим или иным органом  исполнительной власти, права и  интересы могут также защищаться  в судебном порядке.

В АП возникает  административно-правовой режим регулирования. Правовой режим ориентирован на способы  правового регулирования: дозволение (гражданское право), запрещение (уголовное  право), обязывание (АП строится на нём).

Информация о работе Шпаргалки по Административному праву