Шпаргалки по Административному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:23, шпаргалка

Описание

1. Исполнительная власть и государственное управление.
В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Лидирующая роль принадлежит представительным органам.

Работа состоит из  1 файл

административное право.docx

— 147.18 Кб (Скачать документ)

Во-вторых, по сфере  действия их подразделяют на внутри- и  внешнеорганизационные отношения.

Кроме того, по выполняемым  функциям эти отношения могут  быть классифицированы на материальные и процессуальные.

А также, исходя из положения субъектов правоотношений выделяют вертикальные и горизонтальные [примером последних может являться административно-правовой договор].

Основаниями возникновения  административных правоотношений являются юридические факты – действия [результат нашего волеизъявления] и события [независимо от нашей воли].

Состав административно-правовых правоотношений.

Обычно говорят  о трёх элементах административных правоотношений:

1) субъектах  (сторонах) [государственных органах,  коммерческих структурах, органах  местного самоуправления; тж., к субъектам  относятся и физические лица, граждане, чей правовой статус  определяется, прежде всего, К  РФ, и, само собой разумеется, что  их администативно-правовой статус  неодинаков – граждане РФ, иностранные  граждане и, тем более, лица  без гражданства (ZB., избирательное  право); кроме того статус физических  лиц определяется Всемирной Декларацией  прав и свобод человека 1948 и  Конвенцией по правам и свободам  человека 1956 г.];

2) содержании [правах  и обязанностях сторон];

3) и объектах [право не воздействует на вещи, а может влиять лишь на наше  сознание и через сознание  – на поведение Þ единственным  объектом административно-правовых  отношений является поведение  людей].

2. Понятие и виды  государственных  служащих.

Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий  в порядке, установленном законом, обязанности по государственной  должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое  за счет средств федерального бюджета  или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Признаки госслужащего:

1.гражданин РФ;

2.замещает государственную  должность в государственном  органе (служба в гос. предприятиях  не является государственной);

3.замещает в  таком органе должность государственной  службы;

4.выполняет обязанности,  определяемые данной должностью;

5.получает за  их выполнение денежное вознаграждение  за счет средств бюджета.

Существует несколько  классификаций государственных  служащих. Ключевым является деление  в зависимости от характера полномочий.

1. Должностные  лица - государственные служащие, имеющие  право совершать в пределах  своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия  (например, издавать правовые акты  управления, подписывать денежные  документы, совершать регистрационные  действия, регистрацию предприятий  и т.д.). К ним относятся также  служащие, которые не совершают  таких действий, но руководят  деятельностью подчиненных им  работников и уполномочены предъявлять  к ним обязательные к исполнению  требования (например, руководители  многих структурных подразделений  органов управления).

Должностные лица совершают юридические действия властного характера, связанные  с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему и  характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Руководители принимают решения по различным  вопросам их деятельности, а также  меры поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным  им работникам. 

а) Представители  административной власти - должностные  лица, имеющие право предъявлять  юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять  меры административного воздействия  к органам и лицам, не находящимся  в их подчинении (например,, главные  санитарные врачи, работники милиции  и др.). 

б) Особую группу должностных лиц составляют граждане, не состоящие на государственной  службе, но уполномоченные совершать  действия, влекущие юридические последствия. Согласно Основам законодательства РФ о нотариате, нотариальной деятельностью  может заниматься гражданин Российской Федерации, получивший на ее осуществление  лицензию. При осуществлении нотариальных действий нотариусы обладают равными  правами независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной  практикой. Обязательным для последних  является то, что они должны быть членами нотариальной палаты.

2. Оперативный  состав (функциональные работники) -  это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов. Сюда входят специалисты, государственных органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически-властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы служащих позволяют им успешно выполнять работу, которая связана с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных знаний, опыта. К ним относятся экономисты, юрисконсульты и др.

К должностным  лицам по рассматриваемому признаку относятся государственные служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие  государственные должности, а также  руководители предприятий, учреждений, организаций и др.; к оперативному составу - младшие государственные  должности (референты 1,2 и 3 класса) и  т.д.

Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся (врачей, преподавателей и др.). Отдельные служащие этой категории  уполномочены на основе специальных  знаний совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи, поскольку они имеют право  выдавать листки нетрудоспособности, в установленных случаях рецепты  на бесплатное получение лекарств). Действия таких служащих, влекущие юридические последствия, имеют  значение не только для их оценки с  точки зрения юридической ответственности, но и оказывают управляющее воздействие  на общественные отношения.

3. Вспомогательный  состав - государственные служащие, служебная деятельность которых  не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия,  влияющих на содержание решений  данного органа. Их обязанности  и права определяются задачами  обеспечения служебной деятельности  должностных лиц, оперативного  состава путем создания условий,  необходимых для выполнения ими  служебных функций (технические  секретари и т.д.). В обязанности  служащих данной группы может  входить совершение действий, имеющих  юридическое значение. Например, регистрация  поступающих жалоб, ибо со дня  совершения этого действия исчисляется  срок рассмотрения жалобы.

Билет №6

1. Источники административного  права.

Источники АП –  акты государственных органов, в  которых содержатся административно-правовые нормы. Существует значительное количество чисто административно-правовых источников. Но много и смешанных, многоотраслевых  актов, которые одновременно содержат нормы разных отраслей права (например, административного и уголовного, административного и гражданского).

Источники административного  права можно поделить на несколько  типов:

I. Российские  акты.

А. Акты федеральных  органов:

Законы PФ:

1. Конституция  (Основной закон) РФ - Определяет  основы формирования и дает  понятие об административно-правовом  законодательстве и формировании  административных органов (ст. 71, 73, 77, 110, 117);

2. Акты ФС (Верховного  Совета) РФ:

а) федеральные  конституционные законы;

б) федеральные  законы (Основы законодательства, кодексы  и др, «Об основах государственной  службы РФ» 12 Авг. 1995 г.);

Å) декларации, положения, постановления и другие акты Федерального Собрания (Съезда Советов народных депутатов Верховного Совета) РФ.

Подзаконные федеральные  акты:

1. Указы, распоряжения  Президента РФ. В частности, современными  указами сформирована исполнительная  власть (“Указ о системе федеральных  органах исполнительной власти”;  “Указ о структуре органов  исполнительной власти”. Указами  президента утверждаются положения  о министерствах №1039 “О МВД” 18 июля;

2. Постановления,  распоряжения Правительства РФ. Нормативные постановления правительства.  – ключевой вид источников  административного права. “О  лицензировании отдельных видов  деятельности” – постановление  от 24 дек 1994 г. Постановлениями  утверждаются положения о министерствах,  подчиняющихся правительству (13 января 1996 г “положения о Госкомитете  по вопросам развития севера”;13 августа 1996  №994 “ о федеральной авиационной службе России”), утверждаются правила и положения, являющиеся административными источниками (Положение от 22 марта 1995 г. “О воинском учете” № 292; ПДД установлены 23 октября 1993 № 1090);

3. Приказы, постановления  министерств и других центральных  федеральных органов.

4. Приказы, постановления,  инструкции иных федеральных  органов исполнительной власти  и руководителей федеральных  предприятий, учреждений.

Б. Акты субъектов  Федерации.

Законы субъектов  Федерации:

1. Конституции,  уставы субъектов Федерации;

2. Законы.

Подзаконные акты субъектов Федерации:

1. Указы, распоряжения  Президентов (губернаторов);

2. Постановления,  распоряжения правительств субъектов  Федерации;

3. Приказы, постановления  министерств субъектов Федерации;

4. Приказы, постановления  иных органов субъектов Федерации,  руководителей предприятий, учреждений  субъектов Федерации, действие  которых ограничено рамками формирования.

В. Акты местного самоуправления.

II. Союзные акты (акты органов бывшего СССР):

1.  Законы СССР (Воздушный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и др.);

2. Указы Президиума  Верховного Совета СССР («О порядке  рассмотрения предложений, заявлений  и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 г.; «Об утверждении Положения  об административном надзоре  органов милиции за лицами, освобожденными  из мест лишения свободы» от 26 июля1966 г. и др.);

3.  Постановления и распоряжения Совета Министров СССР;

4. Приказы, постановления,  инструкции министерств, государственных  комитетов и других центральных  органов СССР.

III. Международные  акты: в соответствии со ст. 15 К  РФ «Общепризнанные принципы  и нормы международного права  и международные договоры Российской  Федерации являются составной  частью ее правовой системы». Международными актами регулируются, ZB., некоторые вопросы безвизового  пересечения границ, таможенного  контроля, дорожного движения.

2. Понятие государственной  службы (?).

Государственная служба - центровой для административного  права институт. Государственная  служба - профессиональная деятельность государственных служащих по обеспечению  исполнения  полномочий государственных органов.

В РФ правовой основой  государственной службы является:

1.Указ Президента  РФ от 22 дек 1993г. №2267 “Об утверждении  положения о федеральной государственной  службе”. 

2.Фед закон  “Об основах государственной  службы РФ” от 5 июля 1995г. 

3.Указ ПРФ  “ О государственных должностях  в РФ” 11 января 1995 г № 32.

4.Указ Президента  РФ № 33 “О реестре государственных  должностей федеральных государственных  служащих”. 5.Конституция РФ.

6.КЗоТ.

7.Закон от 11 февраля  1993г “ О воинской обязанности”.

8.Закон РФ  от 22 января 1993г  “О статусе военнослужащих”.

9. Закон РФ  от 24 июня 1994г  “О федеральных органах налоговой полиции”.

Виды государственной  службы (в зависимости от нескольких критериев):

1.принцип федерализма  - вся государственная служба  делится на:

-а) федеральную  государственную  службу  (КРФ ст. 71);

Информация о работе Шпаргалки по Административному праву