Шпаргалки по Административному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:23, шпаргалка

Описание

1. Исполнительная власть и государственное управление.
В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Лидирующая роль принадлежит представительным органам.

Работа состоит из  1 файл

административное право.docx

— 147.18 Кб (Скачать документ)
p>ограниченная;

повышенная;

полная.

Билет №10

1. Понятие и виды  органов исполнительной  власти.

Органы исполнительной власти:

1) осуществляют  исполнительно-распорядительную деятельность;

2) наделены оперативной  самостоятельностью;

3) как правило  имеют постоянные штаты;

4) образуются  вышестоящими органами;

5) подотчётны  и подконтрольны вышестоящим  органам исполнительной власти;

6) их образование,  структура, порядок деятельности  в основном регламентируются  нормами административного права.

Орган исполнительной власти – это организационный  коллектив, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый оперативной  самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся вышестоящим органом, подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу исполнительной власти, образование, структура и порядок деятельности которых регламентируется в основном нормами административного права.

[Отличие органов  исполнительной власти от предприятий  (учреждений). У органа может быть  довольно большой по численности  обслуживающий аппарат. Но он  существует для того, чтобы орган  мог своевременно и качественно  выполнять свои функции, аппарат  работает на орган, обслуживает  его, создаёт ему условия для  нормального функционирования. А, ZB., на предприятии мы видим иную  картину: производственные подразделения  производят необходимые для общества  материальные блага, а администрация  создаёт условия для их нормального  функционирования. Предприятие (учреждение) в целом не выполняет управленческих  функций, ими занята специально  организованная группа людей  – администрация. Её нужно  рассматривать как субъект управления, как орган предприятия (учреждения), который изнутри руководит им, но не как орган государства.  Þ Всегда нужно различать два  вида управления: управление вышестоящими  органами (внешнее) и внутреннее  управление, осуществляемое администрацией  органа, предприятия, учреждения, т.е.  его самоуправление]

Административно-правовой статус органа исполнительной власти как статус коллективного субъекта состоит из трёх блоков:

1) Целевого, включающего  нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности. Являясь  инструментом, средством осуществления  публичных дел, орган исполнительной  власти всегда должен действовать  ради системы, элементом которой  он является, в «чужих» интересах.

2) Организационно-структурного, включающего в себя правовые  предписания, регламентирующие:

а) порядок образования, реорганизации, ликвидации органа;

б) его структуру;

в) его линейную и функциональную подчинённость.

3) Компетенции  как совокупности властных полномочий  и подведомственности. Её можно  рассматривать в функциональном  разрезе (компетенция в области  планирования, контроля и т.д.), применительно  к определённым субъектам (иным  государственным органам, предприятиям  и учреждениям, общественным объединениям, гражданам).

Виды органов  исполнительной власти (по различным  критериям):

I В зависимости  от того, из какого бюджета  финансируются органы исполнительной  власти (а это совпадает с их  подчинённостью), различают:

1) Федеральные  органы исполнительной власти.

2) Органы исполнительной  власти субъектов федерации.

3) Местные органы  исполнительной власти.

II По организационно-правовому  принципу организации и деятельности  различают:

1) правительство;

2) министерства;

3) комитеты;

4) надзоры и  т. д.

III По характеру  компетенции различают:

1) Общей компетенции  (Правительство РФ, Правительства  других субъектов РФ – не  только правительства!).

2) Отраслевой  компетенции (Министерства).

3) Межотраслевой  компетенции (Комитеты).

Å /дополнительно/ Специальной компетенции (Инспекции, службы).

IV По порядку  разрешения дел различают:

1) Коллегиальные  (Правительство).

2) Единоличные  (Министр).

[Правительство  решает вопросы коллегиально  и принимает постановления; распоряжения  же являются единоличными актами (на уровне председателя или  заместителя председателя Правительства)  – индивидуальные акты разового  пользования Þ принципиален перечень  вопросов, рассматриваемых коллегиально  и единолично]

2. Прохождение государственной  службы.

В прохождении  службы можно выделить обязательные и факультативные стадии.

Обязательные:  

I.Поступление  (прием) на государственную службу:

а)появление  вакансии, информирование о ней;

б)подбор кандидатов;

в)решение о  приеме;

г)вступление в  должность. Правом обладают граждане не моложе 18 лет, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям.

Претендующим  надо иметь:

1)для высших  и главных - высшее  профессиональное образование по специализации или равноценное с дополнительным образованием по специализации;

2)для ведущих  и старших - высшее по специальности  «государственное  управление» либо по специализации государственных должностей или образование, считающееся равноценным;

3)для младших  - среднее профессиональное по  специализации гос. должностей  или равноценное.

При поступлении  гражданин представляет:

1)личное заявление; 

2)документ, удостоверяющий  личность;

3)трудовую книжку;

4)документы,  подтверждающие профессиональное  образование; 

5)справку из  органов налоговой службы о  предоставлении сведений об имущественном  положении; 

6)медицинское  заключение о состоянии здоровья.

Гражданин не может  быть принят:

1)недееспособным  или ограниченно дееспособным:

2)если он лишен  права занимать гос. должности;

3)при наличии  заболевания, препятствующего исполнению  обязанностей;

4)при отказе  от оформления допуска к тайне;

5)в случае  близкого родства с гос. служащим, если их служба связана с  подчиненностью или подконтрольностью;

6)при наличии  гражданства иностранного государства; 

7)при отказе  от представления сведений об  имущественном положении.

Назначение на должность производится на неопределенное время или на определенный - не более  пяти лет - срок. Служба на должностях «Б»  ограничена сроком,  на который назначаются лица, замещающие должности «А». Для гражданина, впервые принятого на государственную должность, устанавливается испытание от трех до шести месяцев.

II. Аттестация  и повышение квалификации служащих. В целях определения служебного  соответствия действует система  аттестаций.

Общие аттестации проводятся через определенные промежутки времени.

Персональные  аттестации - где сотрудники имеют  звания, классные чины, связаны с  представлением к присвоению звания, с назначением на иную должность,  увольнением. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Руководителям рекомендовано установление соответствующего денежного содержания увязывать с результатами  обучения и практического использования полученных знаний.

III. Присвоение  квалификационных разрядов - указывает  на соответствие требованиям.  Присваиваются по результатам  гос. квалификационного экзамена  или аттестации.

Служащим могут  быть присвоены следующие (15) разряды:

1.действительный  государственный советник 1, 2, 3 класса (для высших государственных служащих);

2.государственный  советник РФ 1, 2, 3, класса (для государственных  служащих замещающих главные  должности);

3.советник РФ 1,2,3 класса (для служащих, замещающих  ведущие должности);

4.советник государственной  службы 1, 2, 3, класса (для служащих  старших государственных должностей);

5.референт 1, 2, 3, класса  (для младших государственных должностей).

IV.Прекращение  государственной службы:

а)по личному  заявлению государственного служащего;

б)по инициативе руководителя, по решению коллегиального органа (правительства и др.);

в)по иным, установленным  законом, основаниям.

Например, служащим на должностях категории «Б» в  связи с прекращением государственной  службы лицами, замещающими государственные  должности категории «А». Предельный возраст - 60 лет. Допускается продление  занимающих высшие, главные и ведущие  государственные должности.

Увольнение может  быть осуществлено  по инициативе руководителя в случаях:

1)достижения  им предельного возраста;

2)прекращения  гражданства; 

3)несоблюдения  обязанностей и ограничений; 

4)разглашения  сведений;

5)возникновения  других обстоятельств (совместная  служба родственников).

Факультативные:  

I.Перевод государственного  служащего на другую должность  допускается только с его согласия. Варианты переводов: 

а)на вышестоящую  должность;

б)на равнозначную должность в другом структурном  подразделении  органа или даже в другом органе, ведомстве;

в)в другую местность  в связи с передислокацией  органа;

г)на нижестоящую  должность - в порядке взыскания  работник без его согласия.

II.Поощрение  - за успешное и добросовестное  исполнение обязанностей,  продолжительную и безупречную службу, выполнение  заданий особой важности и сложности - различные поощрения. Виды устанавливаются ФЗ и законами субъектов. Поощрение должно быть обоснованным, своевременным, разнообразным, гласным. Поощрение может быть коллективным и индивидуальным, а по содержанию моральным, материальным и смешанным.

III.Ответственность  государственных служащих. За невыполнение  могут привлекаться к ответственности  - дисциплинарной, административной,  материальной, уголовной. Дисциплинарные  взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение  о неполном служебном соответствии; увольнение. Может быть временно (но не более, чем на месяц), до решения  вопроса отстранен.

Уголовная ответственность - за совершение преступлений.  В УК особо выделены должностные преступления: злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки,  должностной подлог.

Материальная  ответственность наступает за служебный  поступок, причинивший  материальный ущерб организации, и выражается в возмещении виновным служащим причиненного им вреда.

Билет №11

1. Полномочия Президента  Российской Федерации  в сфере исполнительной  власти.

Статус Президента определяется Конституцией          РФ (она такова, что Президент иногда выступает не только как глава государства, но и как глава исполнительной власти [ZB., когда он председательствует на заседаниях Правительства]), все его полномочия вытекают из нее. Президент:

- представляет  РФ внутри страны и в международных  отношениях;

- определяет  основные направления внутренней  и внешней политики;

- обеспечивает  согласованное функционирование  и взаимодействие органов гос.  власти.

Информация о работе Шпаргалки по Административному праву