Шпаргалки по Административному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:23, шпаргалка

Описание

1. Исполнительная власть и государственное управление.
В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Лидирующая роль принадлежит представительным органам.

Работа состоит из  1 файл

административное право.docx

— 147.18 Кб (Скачать документ)

-Правительство  РФ;

-министерства  РФ (федеральные министерства) (24);

-государственные  комитеты РФ (13);

-федеральные  комиссии России (2);

-федеральные  службы России (17);

-российские  агентства (3);

-федеральные  надзоры России (2);

-иные федеральные  органы исполнительной власти.

Министерство  Российской федерации – федеральный  орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере  деятельности, а также координирующий в случаях, установленных законами, указами и постановлениями, деятельность в этой сфере иных федеральных  органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства  РФ министр РФ (федеральный министр).

Государственный комитет РФ, федеральная комиссия России – федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной  основе межотраслевую координацию  по вопросам, отнесённым к их ведению, а также функциональное регулирование  в определённой сфере деятельности. Государственный комитет РФ, федеральную  комиссию РФ возглавляют соответственно председатель государственного комитета РФ и председатель федеральной комиссии России.

Федеральная служба России, российское агентство, федеральный  надзор России – федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах. Федеральную службу РФ возглавляет  руководитель (директор) федеральной  службы России, российское агентство  – генеральный директор российского  агентства, федеральный надзор России – начальник федерального надзора  России.

Впредь до внесения изменений и дополнений в соответствующие  федеральные законы конкретные наименования федеральных органов исполнительной власти определяются в соответствии со структурой федеральных органов  исполнительной власти, утверждённой Президентом РФ.

Создание федеральных  органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Положения о  федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним  по вопросам, закреплённым за ним К  РФ и законами, утверждаются Президентом  РФ, а о других федеральных органах  исполнительной власти – Правительством РФ. Предельная численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов  федеральных органов исполнительной власти утверждаются Правительством РФ.

Статусу каждого  органа исполнительной власти соответствует  порядок назначения его руководителей. Так, федеральные министры назначаются  на должность и освобождаются  от должности Президентом РФ по предложению  Председателя Правительства РФ. Заместители  федеральных министров назначаются  на должность и освобождаются  от должности Правительством РФ или  в соответствии с законами. Назначение на должность и освобождение от должности  руководителей федеральных органов  исполнительной власти, кроме федеральных  министров и руководителей органов, подведомственных Президенту РФ, осуществляется Правительством РФ.

Руководители  федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним  К РФ и законами, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом  порядке.  

 В зависимости  от статуса того или иного  органа законодательно определяются  права его руководителей. При  этом не допускается приравнивание  должностных лиц к более высоким  должностям в форме наделения  правами по этим должностям  или присвоения ранга.

2. Требования, предъявляемые  к актам органов  исполнительной власти

Качество административных актов зависит от соблюдения их авторами ряда требований, которым должны соответствовать  издаваемые ими акты.

1)целесообразность  акта. Акт должен быть полезен  с точки зрения общественных, а не личных или аппаратных  интересов, он должен быть научно  обоснован. Нецелесообразность акта  делает его эффективность нулевой,  а исполнение такого акта - принести  огромный вред обществу.

2)законность  акта. Т.е.:

наличие компетенции  у его автора;

соответствие  его закону по существу;

соответствие  цели закона;

принятие его  в установленный законом срок;

соблюдение процессуальных прав издания акта.

В науке АП акты, не соответствующие закону считаются  дефектными. Их делят на оспоримые (незаконность таких актов не очевидна, спорна) и ничтожные (их юридическая несостоятельность  очевидна). Акты признаются незаконными, если:

есть прямое указание закона;

грубо нарушена подведомственность;

нет законного  основания для принятия акта;

нарушен срок давности;

акт предписывает совершение преступления и т.п. 

3)организационно-технические  требования, т.е. требования к  культуре оформления акта. Это:

язык акта;

присвоение ему  номера;

наличие в тексте даты издания;

сведения о  том, где и кем он принят;

подписи;

(в ряде случаев)  специальные бланки, формуляры, четкие  оттиски штампов, печатей и  т.п.

Культурность  предполагает и своевременное доведение  актов до адресатов, правильное ведение  делопроизводства, хранение письменных актов.

Эти требования должны предъявляться к каждому  решению административной власти.

Билет №13

1. Администрация Президента  РФ.

Администрация Президента является государственным  органом, формируемым в соответствии с КРФ (ст.83) в целях обеспечения  деятельности Президента как главы  государства по осуществлению им государственной власти.

Впервые образована на основании Указа Президента РФ “о совершенствовании деятельности Президента” (февраль 1993г.). Концепция  построения структуры Администрации, как она воплощена в Указе  Президента от 29 января 1996 г. №117 “Вопросы администрации Президента РФ“ и Положении об Администрации, утвержденным этим Указом, следует логике КРФ: в ее основу положен принцип создания соответствующего подразделения под конституционное полномочие Президента.

Новое положение  об Администрации Президента РФ. Акты:

-Указ Президента  РФ от 25 июля 1996 года № 1101 (О  мерах по совершенствованию структуры  администрации ПРФ);

-Указ Президента  от 13 августа 1996 № 1164 об образовании  подразделений АП РФ;

-Указ  от 2 октября 1996 г № 1412 Об утверждении положения об АП РФ.

Состав Администрации  Президента РФ:

1.Руководитель;

2.1 заместитель  и заместители; 

3.Помощники Президента  РФ;

4.Пресс-секретарь; 

5.Референты; 

6.Советники Президента  РФ;

7.Полномочные  представители; 

8.Канцелярия;

9.Главные управления (правовое, контрольное, главное  управление казачьих войск);

10.Аппарат СБ  РФ;

11.Аппарат Совета  Обороны РФ;

12.Управления  Президента РФ (Кадровой политики, по вопросам взаимодействия с  политическими партиями, общественными  объединениями и ГД,  по гос. наградам, по координации деятельности полномочных представителей, по связям с общественностью и протоколу);

13.Управления  администрации (Кадров, помилования,  делопроизводства);

14.Совещательные  и консультативные органы при  Президенте РФ.

Функции АП РФ:

1.организует  подготовку законопроектов для  внесения в кач-ве законодательной  инициативы в ГД;

2.Подготовка  проектов заключения на законопроекты; 

3.Подготовка, согласование  и представление Президенту проектов  указов, распоряжений, поручений и  обращений Президента РФ;

4.Выпуск Указов  и распоряжений Президента РФ;

5.Обеспечение  обнародования Федеральных законов; 

6.Подготовка  проектов ежегодных посланий  ФС;

7.АП РФ обеспечивает  деятельность СБ РФ, СО РФ, Совещательных  и консультативных органов при  Президенте РФ, также полномочных  представителей;

8.Контроль и  проверка исполнения законов,  указов, распоряжений и поручений; 

9.Подготовка  проектов обращения Президента  РФ в Конституционный Суд РФ;

10.Обеспечение  взаимодействия Президента РФ  с политическими партиями и  общественными объединениями, с  государственными органами, должностными  лицами иностранных государств, с российскими и зарубежными  деятелями и международными организациями; 

11.Общее руководство  АП РФ осуществляет Президент  РФ. Полномочия принадлежат руководителю  АП РФ, помощникам руководителя  заместителям руководителя.

2. Понятие правового  акта управления.

Правовые акты управления - основная юридическая  форма реализации функций и задач  исполнительной власти. Правовые акты управления - самая большая по объему и разнообразию юридическая база.

Признаки актов  управления:

1.такие акты  принимаются при осуществлении  исполнительной власти и издают  их субъекты исполнительной власти;

2.подзаконность  актов управления - они должны  соответствовать действующим законам,  кроме того каждый акт находится  в иерархии управленческих актов,  т.е. должен соответствовать актам  вышестоящих организаций; 

3.правовой акт  управления определяет правила  должного поведения в сфере  государственного управления;

4.обязателен  для адресатов, т.е. императивен; 

5.правовыми актами  управления устанавливаются, изменяются  и отменяются нормы права либо  правоотношения;

6.акты управления  издаются в форме письменного  документа, принятого с соблюдением  специальных правил и процедур  и оформления актов, регулируется  нормами АП.

Понятие правового  акта управления - основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление  субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственной управленческой деятельности.

Для актов управления характерна особенность: они ограничиваются сферой управления, а в ряде случаев  регулируют общественные отношения, составляющие предмет других отраслей права.

Билет №14

1. Правительство РФ

Правительство - это коллегиальный орган, возглавляющий  систему ИВ государства и издающий правовые акты от своего имени.

Правительство - один из основных институтов управления государством. Прообразом правительства  стал созданный Петром I в 1711 г. Правительствующий  Сенат, который обеспечивал управление государством во время отсутствия Императора. В царствование Александра I появляются первые акты правительства. Появление  института правительства относится  к 1906 году: учреждается высший орган  исполнительной власти, близкий к  современному правительству. СНК - новое  правительство - с 1917 года, появляется раздел о правительстве в конституции. Современное российское правительство  начинает складываться по принятии Конституции 1978 года, (Закон о СовМине 1979, Закон  о СовМине - Правительстве РФ 1992 г.). Т.о. - традиций правового регулирования  правительства у нас не много.

Правительство - сосредоточение всех властных полномочий у главы правительства и узкого круга министров: управленческие полномочия концентрируются у малого, по сравнению  с кол-вом, круга лиц во главе  с премьером.

Информация о работе Шпаргалки по Административному праву