Шпаргалки по Административному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:23, шпаргалка

Описание

1. Исполнительная власть и государственное управление.
В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Лидирующая роль принадлежит представительным органам.

Работа состоит из  1 файл

административное право.docx

— 147.18 Кб (Скачать документ)

По характеру  полномочий президентская власть тяготеет к исполнительной, но есть сферы  деятельности, которыми Президент руководит  непосредственно в силу своих  полномочий. Нельзя  утверждать, что Президент относится  к исп. власти, но на этот счет не существует единого мнения.

Взаимоотношения Президента с исполнительной властью:

1.П. назначает  с согласия ГД председателя  Правительства. 

2.Имеет право  председательствовать на заседаниях  правительства. 

3.Принимает решения  об отставке правительства. 

4. По предложению  председателя Правительства назначает  и снимает с должности заместителей  председателя и федеральных министров. 

Взаимоотношения с законодат властью.

1.П. вносит  законопроекты в ГД.

2.Он имеет  полномочия подписывать и обнародовать  федеральные законы, обращаться  к федеральному собранию с  ежегодным сообщением о положении  в стране, основных направления  внутренней и внешней политики.

Сфера обороны  и безпасности - непосредственное руководство  Президентом:

1.Формирует и  возглавляет Совет Безопасности  РФ.

2.Утверждает  военную доктрину РФ.

3.Является Верховным  Главнокомандующим ВС РФ.

4.В случае  агрессии или непосредственной  угрозы агрессии вводит на  территории РФ или в отдельных  местностях военное положение  с незамедлительным сообщением  об этом в СФ и ГД.

5.Вводит на  территории РФ или в местностях  чрезвычайное положение с сообщением  СФ и ГД.

6.Назначает и  освобождает высшее командование  ВС РФ.

7. Присваивает  высшие воинские звания.

Сфера внешних  сношений (подведомственна непосредственно  президенту):

1.Осуществляет  руководство внешней политикой  РФ.

2.Ведет переговоры  и подписывает международные  договоры РФ.

3.Подписывает  ратификационные грамоты. 

4.Принимает верительные  и отзывные грамоты аккредитуемых  при нем дипломатических представителей.

5.Назначает и  отзывает после консультации  с комиссиями палат ФС дипломатических  представителей РФ в иностранных  государствах и международных  организациях.

Полномочия по формированию аппарата:

1.Назначает и  освобождает полномочных представителей  Президента РФ.

2.Формирует Администрацию  Президента РФ.

Иные полномочия:

1. Представляет  ГД кандидатуру для назначения  на должность председателя ЦБ  РФ. Ставит перед ГД вопрос  об освобождении от должности  председателя ЦБ.

2.Решает вопросы  гражданства, награждает государственными  наградами, осуществляет помилование. 

3.Назначение  выборов, роспуск ГД. Проведение  референдума. 

4. Представление  кандидатуры Ген.прокурора.

Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, которые не должны противоречить  Конституции РФ и федеральным  законам.

2. Понятие и виды  методов управления.

Метод - это средства, способы, приемы достижения цели. В  АП метод управления - это средство практического осуществления функций  государственной управленческой деятельности, достижения ее целей.

Методы управления выступают как особая связь людей, проявляющаяся как способы обеспечения  подчинения воли, как способ организации  и упорядочения происходящих в системе  процессов, как средство достижения цели управления.

Методы условно  можно подразделить на:

демократические - диктаторские;

гибкие - жесткие;

государственные - общественные;

научные - ненаучные;

творческие - шаблонные;

косвенного воздействия - прямого воздействия.

Методы прямого  воздействия. Осуществляется прямое воздействие  на волю управляемого. Имеют директивный  приказной характер. Отсутствует  возможность выбора вариантов решений  для исполнителей. Использование  таких методов влечет создание большого числа нормативных и правоприменительных  актов. Наличие большого аппарата, контролирующего  выполнение команд. Стимулирование используется по усмотрению руководителя за выполнение команды или за послушание. Широко используется внеэкономическое принуждение.

Косвенные методы: воздействие через создание ситуации, через потребности, интересы исполнителей. Ситуация стимулирует нужное направление  деятельности. При этом основной формой становятся управленческие акты, которые  управомачивают на определенные действия. У управляемых существует возможность  выбора одного из нескольких вариантов  поведения. Механизм стимулирования либо закреплен в нормативных актах, либо существует как обычай, но используется для всех одинаково, независимо от усмотрения руководителя. При косвенных методах  воздействия как необходимая  составная часть является наличие  развитой системы правосудия для  решения споров, обеспечивающих защиту законных интересов граждан.

Также выделяют стимулирующий метод (особенно часто  в экономической сфере - это различные  налоговые, таможенные и другие льготы).

Деление на:

а)убеждение - использование  различных разъяснительных, воспитательных и организационных мер. Направлено на то, чтобы подвластные сами поняли выраженную в правовых актах волю законодателя;

б)принуждение - отрицание воли подвластного и внешнее  воздействие на его поведение.

В литературе также  различают :

-административные (приказные) методы;

-экономические  (стимулирующие методы.

В качестве метода деятельности органов исполнительной власти можно выделить регулирование (причём, подзаконное – УПРФ, акты правительства и так дальше, вниз по ступеням иерархической лестницы подзаконных актов).

Сущность этого  метода заключается в подзаконном  регламентировании общественных отношений  в части порядка, процедур, формы  исполнения требований законов.

Форма: акт-регламентатор /правила, положения и т.д. – в  любой сфере/.

Учёт и регистрация

Сущность этого  метода заключается в государственном  учёте и регистрации некоторых  сторон деятельности субъектов административно-правовых отношений, имеющих публичный характер (или государственное значение). Это в первую очередь, регистрация  предприятий: преследуются финансовые цели, налоговые проблемы.

Форма: акты-констаторы /различные отчётности, акты регистрации  и т.д./

Выдача различного рода разрешений

Суть: выдача разрешений на владение, использование, хранение и т.д. различного рода специальных  средств /оружия, наркотических веществ, радиоактивных препаратов и т.д./ при соблюдении определённых условий.

Форма: периодические  инспекции /эффективность этой системы  сейчас сведена к нулю/.

Квотирование (в  хозяйственной сфере – особенно в области внешней торговли).

Сущность: устанавливаются  квоты на ввоз определённой продукции (для поддержки отечественного производителя).

Форма: специальные  акты о квоте.

Лицензирование

Сущность: органы исполнительной власти выдают лицензии – суть разрешения – на занятие  определённым видом деятельности (а  не на использование определённых средств, как в случае с разрешениями), либо на использование определённых особых технологий, либо на подготовку, либо на занятие деятельностью, связанною  с обеспечением общественной безопасности.

Форма: лицензионные акты (о выдаче лицензий).

По прежнему имеют значение методы контроля и  надзора. В действительности в российском законодательстве между надзором и  контролем не проводится различия, хотя (сущность:) контроль предполагает не только наблюдение за соблюдением  законности, но и применение определённых мер взыскания за её нарушение, в  то время как при надзоре отвечающий за это орган не вправе никого ни к чему принудить. Количество контрольных  органов в государстве с рыночной экономикой должно сокращаться, но тем не менее оба этих метода и по сей день используются и, соответственно, имеют определённую форму – акты контроля, надзора.

Естественно, что  в процессе надзора и контроля осуществляется и правоохранительная деятельность. Используются и правоохранные  меры (методы):

-меры пресечения;

-принуждения;

-применения  взыскания (Þ акты пресечения, принуждения и юрисдикционные).

Такой подход к  методам и формам имеет несомненное  преимущество. Особенно важно говорить о конкретных методах, т.к. многие из них впервые используются, скажем, в воздействии на хозяйственную  жизнь страны.

Наконец, они  накрепко увязываются с формами  деятельности органов исполнительной власти. А в этом-то и заключается  суть юридической науки.

Билет №12

1. Система федеральных  органов исполнительной  власти.

Орган исполнительной власти – это организационный  коллектив, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый оперативной  самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся вышестоящим органом, подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу исполнительной власти, образование, структура и порядок деятельности которых регламентируется в основном нормами административного права.

В ст. 110 К РФ прямо  устанавливается, что исполнительную власть РФ осуществляет Правительство  РФ. Кроме того, Президент РФ, формально  не входя ни в одну из трёх властей, по существу, имея ряд конституционных  полномочий в области исполнительной власти, в неё входит. Более того, Президент РФ назначает (с согласия ГДФСРФ) и смещает Председателя Правительства  РФ и руководителей других федеральных  органов государственной власти, напрямую руководит рядом министерств (ZB., силовыми). Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ, его  указы по своей юридической силе выше постановлений Правительства  РФ. Совершенно очевидно, что Правительство  РФ несёт ответственность перед  Президентом РФ, только ему подотчётно и ему подконтрольно. Не признавать это – значит идти вопреки правовой логике и делать Правительство РФ полностью безответственным, поскольку  К РФ не предусмотрена его ответственность  перед Федеральным собранием.

Анализ полномочий Президента РФ и Правительства РФ даёт все основания считать главой исполнительной власти РФ именно Президента РФ, а не Председателя Правительства  РФ или Правительство РФ в целом. Поэтому, когда утверждают, что Правительство  РФ является высшим органом исполнительной власти, то необходимо принимать во внимание известную условность такого утверждения. Оно может рассматриваться  как высший орган исполнительной власти в том смысле, что является единственным коллегиальным органом, имеющим конституционную компетенцию  в сфере исполнительной власти и  право руководить всеми органами исполнительной власти. Но при этом Правительство РФ функционирует, имея над собой Президента РФ, указания которого для Правительства РФ обязательны, и надо отметить, что в Указах Президента РФ весьма часто встречаются  положения, означающие прямое вмешательство  в организацию и деятельность Правительства РФ.

К РФ не устанавливает  критериев, по которым те или иные органы государственной власти относятся  к власти исполнительной. Но к пониманию  этого можно прийти логически, если вычесть из всех федеральных органов  государственной власти законодательные (ФСРФ – СФ и ГД) и судебные (КСРФ, ВСРФ, ВАСРФ, другие федеральные суды – ZB., окружные арбитражные суды), а  также органы с особым статусом (Прокуратура  РФ, Центральный банк РФ, Счётная  палата РФ, Центральная избирательная  комиссия, Уполномоченный по правам человека, Академии наук). Оставшиеся органы и  составляют систему органов исполнительной власти. К этому следует добавить определённые органы исполнительной власти субъектов РФ, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 77 К РФ в пределах ведения  РФ и полномочий РФ по предметам  совместного ведения РФ и субъектов  РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему  исполнительной власти в РФ. Следовательно, в отличие от законодательной  власти исполнительная власть в РФ в значительной мере носит единый характер, что, естественно, предопределяет объём полномочий Правительства  РФ (организует исполнение принимаемых  ФСРФ законов, УПРФ и его распоряжений, международных договоров; осуществляет контроль за исполнением этих актов  органами исполнительной власти РФ и  её субъектов, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства).

К РФ не предусматривает  закрепления системы федеральных  органов исполнительной власти в  федеральном законе, и только в  ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17/12/1997 установил такое правило. Поэтому  система устанавливалась указами  Президента РФ, в частности Указом “о структуре федеральных органов  исполнительной власти” от 22/09/1998 Система  федеральных органов исполнительной власти включает в себя:

Информация о работе Шпаргалки по Административному праву