Шпаргалка по "Административное право"

Автор работы: s*******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 19:54, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Административное право".

Работа состоит из  1 файл

Билеты Адм право.docx

— 116.09 Кб (Скачать документ)

  Местное самоуправление представляет собой  систему форм организации и деятельности жителей соответствующих территорий с целью самостоятельного и под  свою ответственность решения непосредственно  или через избираемые и иные органы вопросов местного значения для обеспечения  жизнедеятельности населения, проживающего на соответствующей территории муниципального образования, — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория. Вопросы местного значения — это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ и другим федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации.

  В систему органов местного самоуправления входят как представительные, так  и исполнительные органы местного самоуправления: советы, собрания, комитеты, главы муниципальных  образований, администрации. Глава  муниципального образования всегда является выборным должностным лицом, олицетворяет собой и реализует  представительную муниципальную власть, осуществляет как стратегическое руководство  развитием муниципального образования, так и вместе со своим административным аппаратом и через него реализует  исполнительную власть в муниципальном  образовании, осуществляя весь комплекс функций оперативного управления всеми  сторонами жизнедеятельности его  населения.

2. Взаимоотношения  муниципальных образований  и их органов  с государственными  органами исполнительной  власти

  По  действующему законодательству любые  муниципальные образования и  возглавляющие их органы местного самоуправления в пределах своих законом предоставленных  полномочий действуют самостоятельно и не имеют над собой никаких  вышестоящих органов. Но это конституционное  положение не означает самоустранения государства от государственного руководства  многообразными сложными процессами организации  и деятельности всех звеньев местного самоуправления в России.

  Государство на федеральном уровне и уровне субъектов  Федерации определяет, создает и  постоянно совершенствует законодательную  базу различных аспектов организации  и деятельности всех звеньев системы  местного самоуправления, ставя его  в определенные рамки, позволяющие  упорядочить его. С одной стороны, федеральное и законодательство субъектов Федерации регламентирует и точно перечисляет предметы ведения местного самоуправления, а  с другой — устанавливает полномочия органов федеральной и субъектов Федерации государственной власти в области местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут наделяться федеральными и субъектов Федерации законами отдельными государственными полномочиями, реализация которых становится подконтрольной государству. Отдельными государственными полномочиями может наделяться вся система органов местного самоуправления области, либо исполнительные органы местного самоуправления всех муниципальных образований, либо исполнительные органы местного самоуправления конкретного муниципального образования. Органы государственной власти, полномочия которых были переданы органам местного самоуправления, обязаны контролировать их реализацию, и потому они вправе: координировать действия органов местного самоуправления; давать указания органам местного самоуправления по вопросам реализации переданных полномочий, согласовывать решения по вопросам осуществления соответствующих полномочий; назначать уполномоченных для наблюдения за осуществлением переданных полномочий; запрашивать и получать документы и иную информацию по вопросам реализации переданных полномочий; заслушивать отчеты органов местного самоуправления; давать оценку решениям, принимаемым органами местного самоуправления, с точки зрения законности и целесообразности; отменять (приостанавливать) решения органов местного самоуправления по вопросам переданных полномочий. Споры, возникающие по поводу осуществления контрольных полномочий, разрешаются путем согласительных процедур либо в судебном порядке.

2.

Государственное регулирование в отраслях культуры
Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612–1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» связывают понятие культурыи творчества с различными видами культурной деятельности – деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоениюкультурных ценностей. Под культурными ценностями понимаются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, художественные промыслы и ремесла, произведения культурыи искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Культурная деятельность создаеткультурные блага – условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Творческая  деятельность – это создание культурных ценностей и их интерпретация. Неразрывную связь с культурной деятельностью имеет человек, который создает или интерпретирует эти ценности.

В культуре большая роль принадлежит  профессионально-творческим организациям (союзам писателей, театральных деятелей, кинематографистов и др.), которые объединяют и направляют творческую деятельность многочисленных некоммерческих организаций культурыи искусства.

Учредитель  организации культуры утверждает его  устав и изменения к нему, назначает на должность и освобождает от должностируководителя, заключает, изменяет и расторгает контракты с руководителем в порядке, установленном законом. Поскольку организации культуры могут быть учреждениями федерального, субъектов Федерации или муниципального значения, уставы и положения организации культуры утверждаются актами Правительства РФ, Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации или муниципальными органами местного самоуправления.

Деятельность, направленная на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению в различных формах и видах, является основной деятельностью организаций культуры. Организации культуры могут осуществлять иную, не противоречащую законодательству деятельность, предусмотренную их уставом (положением), в том числе предпринимательскую, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и которая соответствует этим целям.

Государственные органы, органы местного самоуправления не вмешиваются в профессионально-творческую деятельность организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности.

Министерство  культуры и массовых коммуникаций является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследияи кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела и по вопросам межнациональных отношений.Оно осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по контролю за соблюдениемзаконодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федерального архивного агентства, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Согласно  Положению о Министерстве культуры и массовых коммуникациях Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 289, Минкультуры России осуществляет следующие функции и полномочия: вносит в ПравительствоРФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства и др.

Структурными  подразделениями Минкультуры России являются департаменты по основным направлениям деятельности министерства,в состав которых включаются отделы. В ведении этого министерства и непосредственном подчинении ему находится Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по культуре и кинематографии и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а такжеразрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФи Правительства РФ по вопросам:

1) культуры, искусства, историко-культурного наследия (за исключением сферы охраны культурного наследия), кинематографии, издательской, полиграфической деятельности, архивного дела, авторского права и смежных прав (за исключением проектов нормативных правовых актов по осуществлению контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав);

2) международного культурного и информационного сотрудничества.

Билет 10.

1. Административно-правовой статус предприятий и социально-культурных учреждений

1. Понятие и виды  предприятия, социально-культурного  учреждения. Административно-правовой  статус предприятий  и учреждений

  Под предприятием по действующему законодательству понимается коммерческая организация, действующая как самостоятельный  хозяйствующий субъект, созданный  в установленном законом порядке  для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях  удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

  Учреждением признается организация, созданная  собственником (учредителем) для осуществления  управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого  характера и финансируемая им полностью или частично. В отличие  от предприятий, учреждения как некоммерческие организации, во-первых, призваны осуществлять не экономическую (производственно-хозяйственную) деятельность, а различные виды социально-культурной деятельности (образовательной, лечебно-оздоровительной, культурно-зрелищной и т.д.), во-вторых, они не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Будучи некоммерческими организациями, учреждения могут осуществлять и направленную на получение прибыли предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

  Существует  много разновидностей предприятий  и учреждений в зависимости от форм собственности и хозяйствующего субъекта, подчиненности, производственно-хозяйственного (социально-культурного) профиля деятельности и некоторых других классификационных оснований.

  Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются по решению уполномоченного  на то государственного органа или  органа местного самоуправления. Учредительными документами предприятий и учреждений, основанных на праве хозяйственного ведения, являются их уставы, утверждаемые уполномоченными на то государственными органами или органами местного самоуправления (см.: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (в редакции от 1 декабря 2007 г.).

  Имущественный комплекс унитарных предприятий  всегда составляет федеральную собственность, собственность субъектов Федерации  или муниципальную собственность (по крайней мере в большей своей части, 50% и более), и они находятся в ведении и непосредственном подчинении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации или муниципальных органов исполнительной власти соответственно, которые и утверждают их уставы.

  Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью составляют сейчас большинство  предприятий негосударственных  форм собственности или, по крайней  мере, с преобладанием таковых. Акционерным  обществом признается любая коммерческая организация, уставной капитал которой  разделен на определенное число акций. Акционерное общество, участники  которого могут отчуждать принадлежащие  им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Акционерное же общество, акции которого распределяются только среди его  учредителей или иного, заранее  определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Правовое положение акционерного общества определяется Гражданским кодексом (ст. 96-104) и Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах» (в редакции от 13 октября 2008 г.), учредительным документом конкретного акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями. Специфика правового статуса акционерных обществ работников предприятия отражена и закреплена в специальном Федеральном законе от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (в редакции от 21 марта 2002 г.).

  Обществами  с ограниченной ответственностью признаются учрежденные одним или несколькими  лицами общества, уставной капитал  которых разделен на доли, определенные учредительными документами, а правовой статус этой разновидности предприятий  индивидуальной и коллективной форм частной собственности регламентируется ГК РФ (ст. 87-94) и Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в редакции от 29 апреля 2008 г.).

  Специфической разновидностью предприятий как  коммерческих организаций являются также производственные кооперативы. Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение  граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной  деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении  его членами (участниками) имущественных  паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного  кооператива может быть предусмотрено  участие в его деятельности юридических  лиц. Число членов кооператива не должно быть менее пяти. Учредительным  документом производственного кооператива  является его устав, утверждаемый общим  собранием его членов, а общая  правосубъектность определяется нормами ГК РФ (ст. 107-112) и Федеральным законом от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (в редакции от 18 декабря 2006 г.).

  Административно-правовой статус всех видов предприятий и  учреждений включает в себя совокупность всех их прав и обязанностей, реализуемых  ими в управленческих административно-правовых отношениях, которые складываются прежде всего во взаимоотношениях предприятий и учреждений с государственными и муниципальными органами исполнительной власти.

  Административно-правовые отношения опосредуют прежде всего процесс принятия управленческих решений о создании, реорганизации, ликвидации предприятий и учреждений, определении предмета и целей их деятельности, соответствующей целям государства или общественного самоуправления; отношения в связи и по поводу утверждения уставов предприятий и учреждений исполнительными органами власти и местного самоуправления, а также ведения учета, государственного кадастра зарегистрированных и действующих предприятий и учреждений — юридических лиц; отношения по заключению исполнительными органами государственной и муниципальной власти различного рода административных соглашений и договоров с подведомственными предприятиями и учреждениями, выдаче им государственных и муниципальных заказов на производство определенной продукции, выполнение работ или оказание услуг; отношения, связанные с государственной регистрацией и лицензированием осуществляемой предприятиями и учреждениями деятельности; отношения по согласованию предложений по распоряжению государственным и муниципальным имуществом и реализации иных решений в соответствии с полномочиями собственника; многочисленные отношения, порождаемые осуществлением государственного контроля и надзора за соблюдением всеми предприятиями и учреждения ми установленных правил хозяйствования, осуществления ими различных видов деятельности и многих других правил охраны государственного, общественного порядка и общественной безопасности во всех ее разновидностях. Все эти взаимоотношения, складывающиеся между органами исполнительной власти и подведомственными им в отраслевом, функциональном или территориальном отношении унитарными предприятиями и учреждениями, составляют основы содержательной характеристики их административно-правового статуса.

2. Органы внутреннего  управления предприятием (учреждением), порядок их формирования  и основы взаимоотношений  со своими учредителями  и работниками

  Органы  внутреннего управления предприятиями  и учреждениями в процессе и в  результате своей руководящей деятельности также вступают во многих случаях  в организационные административно-правовые корпоративные отношения с подчиненными им работниками в порядке осуществления  внутреннего локального административно-правового  регулирования на основе норм действующего законодательства и устава конкретного  предприятия (учреждения).

Информация о работе Шпаргалка по "Административное право"