Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка

Описание

1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Работа состоит из  1 файл

Ответы на вопросы по АП.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

Результаты рассмотрения заявления: удовлетворение или отказ в удовлетворении заявления.

При удовлетворении заявления оно признается обоснованным и устанавливается обязанность соответствующего органа должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Данное решение суда направляется для устранения допущенного нарушения руководителю органа, должностному лицу, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения  суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

 

 

 

13. Понятие и правовой статус  органов исполнительной власти.

Понятие органа государства. Понятие «орган» - часть другого более широкого понятия «организация», то есть социальная система определенного уровня, совокупность людей, определенным образом структурированных, организованных, и действующих для достижения единой цели. В литературе часто используется термин «коллектив».

Орган - это конкретная разновидность организации, а именно та ячейка (элемент) организации, которая выступает вовне от имени всей организации и образуется для осуществления самоуправления, внутреннего упорядочения данной организации. Таким образом, орган в терминах теории систем - это субъект управления.

Само слово орган - от греческого «organon», что означает орудие, инструмент чего-либо. Следовательно, каждый орган государства - это не просто его часть, а орудие, инструмент. Орган исполнительной власти - это вид органа государства, инструмент, созданный с определенной целью – осуществлять государственное управление.

Как орган государства  он обладает всеми его характерными чертами.

Признаки  органа государства:

1. Часть госаппарата.

2. Наделенность государственно-властными  полномочиями и, следовательно, собственной компетенцией.

3. Наличие организационной структуры.

4. Участие в реализации  задач и функций государства.

5. Присущие данному  виду органа методы и формы  деятельности.

6-7. В качестве факультативных  признаков в литературе 70-х годов  указывались - территориальный масштаб деятельности, закрепление в нормах права (конституционных нормах).

Особенности правового  режима деятельности органов государства. Действует принцип «запрещено все, что не разрешено».

В законодательстве нет официального определения органа исполнительной власти.

Учебник Габричидзе Б.Н., Чернявскиого А.Г.: «Орган исполнительной власти – составная часть механизма (системы) исполнительной власти; действует в сфере исполнительной власти; выступает по поручению и от имени государства (Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации); осуществляет деятельность исполнительного и распорядительного характера; обладает собственной компетенцией; имеет свою структуру, применяет присущие ему формы и методы деятельности».

Характерные черты (признаки) органа исполнительной власти:

а) общие для всех органов государства;

б) специальные признаки, присущие органам исполнительной власти.

Общие признаки: организационно обособленная часть (организация, институция, образование), часть государственного аппарата, действует от имени и по поручению государства, имеет государственно-властные полномочия, наличие внутренней структуры, своих форм и методов деятельности.

Специальные признаки:

- институциональный  или статусный признак-  органы самостоятельной ветви государственной власти – исполнительной власти,

- функциональный признак – это содержание деятельности, которое образует организационная (управленческая) деятельность,

- значение (характер) деятельности - исполнительно-распорядительная деятельность,

- цели деятельности – реализация (организация исполнения) законов и иных нормативных актов.

Остальные признаки можно  определить, выделив особенности  проявления общих признаков органов государства.

Органы исполнительной власти образуются в установленном законодательством порядке - путем избрания или назначения, имеют подзаконный характер деятельности, обладают правом распорядительства (государственно-властными полномочиями), имеют право издавать подзаконные юридические акты, в том числе, акты нормативного характера, и юрисдикционные акты, образуют иерархичную систему органов (подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим в той или иной системе управления), обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих, оперативная самостоятельность органов в пределах компетенции.

Наличие государственно-властных полномочий - основной, сущностный признак, позволяющий отличить государственные органы от любых иных образований. Эти полномочия составляют стержень (центральное звено) компетенции. Компетенция - одно из основных понятий в теории государственного органа.

Формула государственно-властных полномочий:

- издают акты, обязательные  для адресатов (акты подзаконные),

- обеспечивают их реализацию  путем применения различных мер, 

- осуществляют наблюдение  за исполнением требований этих актов,

- защищают акты от  нарушения путем применения мер  государственного принуждения.

Административная  реформа предусматривает перенос центра внимания от статуса органа и его полномочий к деятельности и ее результатам. Это означает переход от статусной модели управления к функциональной. В компетенционных актах (положениях об органах) термин «компетенция» заменяется на термины «функции и полномочия». Функции – основные направления деятельности (крупные комплексы однонаправленных действий), направленные на достижение определенного результата.

Такой подход имеет принципиальное значение для понимания государственного управления и статуса органов исполнительной власти. Из этого вытекает, что не все функции органов нуждаются в оформлении властными полномочиями. Позитивное управление может осуществляться без властного (обязывающего или принуждающего) воздействия.

2. Административно-правовой  статус органов исполнительной  власти

 

Правовой  статус органов (правовое положение).

Следует различать общий  правовой статус и административно-правовой статус.

Схема общего правового статуса:

- органом какого государства  является,

- к какому виду органов  относится по основному содержанию  своей деятельности,

- кто его учреждает,  образует, формирует личный состав,

- кому орган подчинен (подотчетен, подконтролен), кто может отменять, изменять, приостанавливать его акты,

- кто ему подчинен,

- какова юридическая  сила его актов, их официальное  наименование,

- какими государственными  символами орган может пользоваться,

- каковы источники финансирования,

- обладает ли орган  правами юридического лица.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти характеризует их положение в системе исполнительной власти при осуществлении государственного управления. Статус органа исполнительной власти определяется его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

Административно-правовой статус закреплен в Конституции  РФ, законах и в нормативных актах (как правило, положениях об органах).

Органы обладают административной правосубъектностью (правоспособность и дееспособность у органов сливается). Правосубъектность частично совпадает с компетенцией, частично выходит за ее пределы, поскольку, во-первых, орган в административных правоотношениях может выступать как субъект или как объект государственного управления, во-вторых, не все функции реализуются через государственно-властные полномочия (например, через предоставление услуг).

Правовое регулирование  не завершено. Отсутствует федеральный  закон о системе органов исполнительной власти, о федеральных органах исполнительной власти.

 

 

14. Виды и система органов исполнительной  власти.

Виды  органов исполнительной власти (классификация). Различные критерии классификации:

- территориальный масштаб деятельности – федеральные, краевые, областные, республиканские (ранее - центральные и местные) – это территориальные органы. Межтерриториальные органы органы военного управления, по федеральным округам, по отдельным проблемам,

- в зависимости от порядка образования - избираемые, назначаемые, формируемые,

- в зависимости от правового регулирования порядка образования – образуемые в соответствии с Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ, или в соответствии с текущим законодательством (имеет значение для категорий должностей государственной службы),

- в зависимости от объема и характера компетенции - традиционно по этим критериям разграничивали министерства, иные органы (госкомитеты, комитеты и т.д.). В настоящее время это осталось в теории, на практике нормативно-правовым регулированием занимаются министерства, контролем и надзором – службы, предоставлением публичных услуг – агентства, всеми этими функциями по узкому вопросу - комитеты. В теории – органы общей, отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции.

- По предметной (отраслевой) направленности компетенции – органы в области экономики, социально—культурной  и  административной сфере,

- по порядку разрешения подведомственных вопросов выделяют коллегиальные и единоначальные (сочетание),

- по источнику финансирования (федеральный, краевой бюджет). Это существенно для практики.

Система органов исполнительной власти. Соотношение понятий - система и классификация органов.

Различный смысл терминов «система» и «структура» в  литературе и в законодательстве.

Интегративные свойства системы - появление новых организационных взаимосвязей между органами.

Формы связей: распорядительство  одного органа в отношении другого (акты могут быть обязательны для  другого органа и при отсутствии подчиненности, обязательность актов может дополняться подотчетностью) подчиненность - субъект образует (назначает) объект, формирует состав, утверждает структуру и штатное расписание, утверждает положение о нем, поощряет, наказывает, отменяет, изменяет акты, реорганизует, упраздняет (увольняет). Таким образом, можно по элементам определить полную организационную подчиненность и можно выяснить подлинный характер взаимоотношений при завуалированном правовом регулировании.

- подконтрольность - возможность осуществлять проверки и вмешиваться в оперативную деятельность,

- подчиненность,

- координация - 2 вида – властная (согласование действий других) и горизонтальная – (согласование действий своих и других).

 



- подотчетность – обязанность представлять отчеты. Но возникают вопросы на практике, в теории нет специальных исследований, есть также термины «подведомственность» и «курирование».

Факторы, влияющие на построение системы органов:

1. Федеративное устройство  РФ: федеральные органы и органы  субъектов. Элементы проявления принципа федерализма: 1) соотношение полномочий и предметов ведения; 2) соотношение актов; 3) договор как форма отношений.

2. Административно-территориальное  устройство.

3. Технико-экономические  факторы, например, структура экономики,  социальной сферы. Деление на  отрасли, влияет непосредственно и опосредованно (министерства и службы)

4. Социально-политические  факторы.

5. Сочетание централизации  и децентрализации. Децентрализация - закрепление за органом полномочий, осуществляемых самостоятельно без вмешательства вышестоящих органов. Особая разновидность децентрализации - делегирование полномочий (федерация – субъекту РФ, субъект РФ – местному самоуправлению). Деконцентрация (передача на нижестоящий уровень) полномочий предполагает создание территориального органа (или иного, но нижестоящего по отношению к наделяющему), а также наделение этого органа собственной компетенцией, в которую и войдут бывшие полномочия вышестоящего органа.

Принципы  организации и деятельности органов исполнительной власти:

а) отраслевой,

б) территориальный,

в) линейный,

г) функциональный.

Принципы принятия решений:

а) единоначальный,

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"