Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка

Описание

1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Работа состоит из  1 файл

Ответы на вопросы по АП.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

Наибольший интерес представляют юридические гарантии (организационно-правовые):

- закрепление в правовых нормах (некоторые авторы – в законах,  а не просто в нормативных  актах);

- ответственность органов и  должностных лиц за неправомерные  действия в отношении граждан;

- право граждан на возмещение  ущерба, причиненного незаконными  действиями органов и должностных  лиц при исполнении ими служебных  обязанностей;

- прокурорский надзор;

- судебный контроль;

- контрольно-надзорная  деятельность органов исполнительной  власти;

- уполномоченные по  правам человека;

- комиссии при Президенте.

Если использованы все  внутренние средства для защиты прав гражданина, то вступают в действие международные гарантии – Европейский Суд по правам человека.

«Негосударственные» способы защиты прав граждан:

Гражданин имеет право  защищать свои права любыми, не запрещенными законами способами.

- Общественные объединения  и различные правозащитные организации.

- Общественные палаты и иные институты гражданского общества.

 

11. Административный порядок рассмотрения  обращений граждан.

Ст.33 Конституции  РФ закрепляет право граждан на обращения  в органы государственной власти и местного самоуправления. «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Правовое регулирование. В течение почти 40 лет основным нормативным актом федерального уровня – был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в ред. от 4 марта 1980 г., с изменениями от 2 февраля 1988 г.), а также Закон Красноярского края от 18 октября 1999 г. «Об обращениях граждан».

Современное правовое регулирование осуществляется федеральным законом. О порядке рассмотрения обращений граждан РФ: федеральный закон от 2 мая 2006 г. 59-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

Значение института обращения  граждан. Обращения граждан в государственные и общественные органы с предложениями, заявлениями, жалобами в советский период – это важное средство осуществления и охраны прав личности, укрепление связей государственного аппарата с населением, существенный источник информации, необходимой при решении текущих и перспективных вопросов государственного, хозяйственного и социально - культурного строительства.

Как одна из форм участия трудящихся в управлении, обращения граждан способствуют усилению контроля народа за деятельностью государственных и общественных органов, борьбе с волокитой, бюрократизмом и другими недостатками в их работе.

Дискуссии:

1. В период принятия  и действия Указа 1968 г. существовали  противоположные мнения:

а) в общенародном государстве  не может быть противоречий между государственными органами и гражданами, потому не нужен институт жалоб;

б) жалобы – важный инструмент контроля и улучшения государственного управления, поэтому институт обращений нужен;

в) в период демократических  преобразований (90-е гг.) возобладало мнение о том, что правовому государству присущ преимущественно судебный способ защиты прав граждан, органы исполнительной власти не должны рассматривать жалобы граждан.

2. Современный этап  – административный порядок рассмотрения обращений граждан – не менее важен, чем судебный.

В РФ следует привести административные процедуры в соответствие с международными требованиями и стандартами. Значение административного (внесудебного) порядка рассмотрения обращений граждан признается во всех странах.

Результат:

а) сохранен административный порядок рассмотрения обращений граждан; принят федеральный закон; реализуются требования административной реформы об административных регламентах осуществления функций и предоставления услуг, о развитии института досудебного урегулирования споров.

б) закреплен судебный порядок рассмотрения заявлений  граждан, выделены специальные главы ГПК РФ для производства по делам из публичных правоотношений (но пока нет специальных административных судов).

Материальное право граждан  на обращения. Статья 2 ФЗ об обращениях устанавливает, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Рассмотрение  обращений граждан осуществляется бесплатно.

Процессуальные правое право граждан  на обращения. Статья 5 ФЗ об обращениях устанавливает, какими правами граждане пользуются при рассмотрении их обращения:

а) представлять дополнительные документы и материалы  либо обращаться с просьбой об их истребовании;

б) знакомиться  с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения;

в) получать письменный ответ по существу поставленных в  обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения;

г) обращаться с  жалобой на принятое по обращению  решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии (вторичная жалоба);

д) обращаться с  заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Гарантии.

1. Запрещается  преследование гражданина в связи  с его обращением с критикой деятельности органов и должностных лиц либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

2. При рассмотрении  обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

3. Запрещается  направлять жалобу на рассмотрение  в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Круг органов, обязанных рассматривать обращения граждан. Старый подход: Указ 1968 г. устанавливал обязанность рассматривать обращения граждан для государственных и общественных органов, предприятий, организаций, их руководителей, других  должностных лиц.

Новый подход: ФЗ об обращениях 2006 г. воспроизводит положения Конституции РФ, устанавливая обязанность рассмотрения обращений только для государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.

Типовые регламенты устанавливают: федеральный орган исполнительной власти в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение обращений граждан и организаций, поступивших непосредственно в его адрес, принятых при личном приеме или направленных ему в соответствии со сферой ведения Администрацией Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, федеральными органами государственной власти, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации.

Сфера правового регулирования  ФЗ об обращениях 2006 г.:

а) распространяется на все виды обращений граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (КоАП РФ, Закон о милиции, Закон о безопасности и т.д.);

б) распространяется не только на граждан РФ, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, (если международными договорами или федеральными законами не установлено иное);

в) регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (внешненаправленные относительно исполнительной власти отношения);

г) порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (внутриорганизационные отношения);

д) субъекты РФ могут  устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать дополнительные гарантии права граждан на обращение.

Полномочия государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица:

а) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное  рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

б) запрашивает  необходимые для рассмотрения обращения  документы и материалы в других государственных органах, органах  местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; указанные органы обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения;

в) принимает  меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

г) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

д) уведомляет гражданина о направлении его обращения  на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Ответ на обращение  подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

Организация работы с устными обращениями. Обращения могут быть устными и письменными. Устные обращения подаются при личном приеме граждан. Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Если изложенные в устном обращении факты и  обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Новое, в ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов

Органы государственной  власти, органы местного самоуправления обязаны иметь в официальных помещениях в доступных местах постоянную информацию о днях и часах приема, а также в доступной форме (через газеты, телевидение, радио и другие общедоступные средства распространения информации) информировать граждан об органах и должностных лицах, рассматривающих обращения граждан, об их компетенции и порядке работы с обращениями граждан.

Организация работы с письменными  обращениями.

В письменном обращении  должны быть указаны:

- наименование  адресата (государственного органа  или органа местного самоуправления) либо фамилия, имя, отчество должностного лица, либо должность соответствующего лица;

- фамилия, имя,  отчество заявителя, почтовый  адрес, по которому должны быть  направлены ответ, уведомление  о переадресации;

- суть предложения,  заявления или жалобы,

- личная подпись;

- дата.

В случае необходимости  прилагаются документы и материалы либо их копии.

Если в письменном обращении не указана фамилия  гражданина, направившего обращение, и обратный адрес, ответ на обращение не дается. Обращение, поступившее по информационным системам общего пользования, приравнивается к письменному и подлежит рассмотрению в том же порядке, но ответ направляется на электронный адрес.

Новые тенденции: Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти от 28 июля 2005 г. предусматривает возможность подачи обращений на электронных и магнитных носителях.

Для приема обращений  граждан в форме электронных  сообщений (интернет-обращений), как правило, применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа, и, в случае незаполнения указанных реквизитов, информирующее заявителя о невозможности принять его обращение. Адрес электронной почты автора и электронная цифровая подпись являются дополнительной информацией.

В случае если в интернет-обращении заявителем указан адрес электронной почты, по этому адресу направляется уведомление о приеме обращения или об отказе в рассмотрении (с обоснованием причин отказа), после чего обращение распечатывается и дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"