Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка

Описание

1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Работа состоит из  1 файл

Ответы на вопросы по АП.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

Следующими функциями, вероятно, являлись функция распределения  добытого продукта, функция «социального обеспечения» - защиты женщин, стариков и детей, функция прогнозирования, без которой невозможно выживание системы, функция принуждения к исполнению требований и другие управленческие функции. Функция принуждения обеспечивала соблюдение правил, необходимых для выживания системы. Со временем сформировался специальный управленческий аппарат.

Признаки социального  управления:

1. Волевой  характер, сознательный (управление осуществляется через волю и сознание людей).

2. Интегративными свойствами становятся социальные отношения, системообразующий фактор – общий (совместный) интерес, общая цель.

3. Властный характер механизма управления, власть обеспечивает единство воль и подчинение их управляющей воле.

4. Историчность управления (зависит от этапа развития общества).

5. Способы  управления:

- командное, принудительное,

- стимуляционное, добровольное,

- программное (заложена  программа).

6. Цикличность управления означает четыре стадии управленческой деятельности:

- сбор и обработка  информации,

- принятие управленческого решения,

- реализация решения, 

- контроль за исполнением  решения, корректировка.

 

Государственное управление – это вид социального управления, следовательно, оно обладает всеми чертами, присущими управлению вообще, и управлению в социальных системах.

Цель государственного управления – это упорядочение объекта управления (объект управления – общество, или социум). Упорядочение достигается с помощью двух основных механизмов: а) сознательного управления (волевого воздействия, осуществляемого субъектами общественной жизни, обладающими волей и сознанием, ставящими осознанные цели и стремящимся к их достижению); б) стихийного регулирования (когда действуют естественные регуляторы общественных процессов). Эти механизмы сочетаются, дополняя друг друга.

Технология управления – стадии управленческого цикла:

- сбор и обработка  информации;

- принятие управленческого  решения;

- реализация решения;

- контроль.

Терминология. В литературе именно сознательное управление называется социальным управлением.

Общественное управление – управление в негосударственных, общественных организациях.

Самоуправление – термин применяется для обозначения процессов внутреннего управления, а также для того, чтобы сделать акцент на самостоятельности той или иной системы относительно внешних сил. Например, управление общественными делами, осуществляемое гражданами и их объединениями – местное самоуправление, общественное, территориальное, студенческое и т.д.

Государственное управление понимается в широком смысле и узком смысле.

В широком смысле – это управление всеми делами государства, осуществляется всеми органами государства.

Государственное управление в узком смысле – организующая деятельность специальной группы органов – органов исполнительной власти.

Администрирование – управленческая деятельность в организациях с акцентом на управлении людьми (персоналом).

В науке административного  права государственное управление – понятие неоднозначное.

Конституции 1936 г., 1977 г. употребляли  термин «государственное управление»  в широком и в узком смысле. Основные органы государства – Советы народных депутатов и их исполкомы обозначались как органы власти и управления. Государственное управление в широком смысле осуществлялось всеми органами государства в присущих им формах и специфическими методами деятельности, государственное управление в узком смысле – исполкомами, которые и назывались органами государственного управления.

Современное понимание: Конституция РФ 1993 г. не использует термин «государственное управление». В законодательстве после 1993 г. термин «органы государственного управления» был заменен на термин «органы исполнительной власти». Это породило дискуссии о соотношении понятий «исполнительная власть» и «государственное управление». В классических учебниках обсуждался вопрос о том, является ли замена понятия государственного управления на понятие исполнительной власти просто терминологической заменой, или это принципиально новое явление.

Итог дискуссии: конституционный принцип разделения властей предполагает не только терминологическую замену, но и сущностное реформирование.

Выводы.

1. Государственное управление  – организующая деятельность органов государства по упорядочению социальных процессов.

2. Государственное управление  в широком смысле – упорядочивающая деятельность всех органов государства.

3. Государственное управление  в узком смысле – организующая деятельность специальной группы органов – органов исполнительной власти.

4. В современном законодательстве  термин «государственное управление» употребляется и в широком, и в узком смысле.

 

 

 

 

2. Исполнительная власть: понятие,  характерные черты, соотношение  с государственным управлением.

Социальное  значение исполнительной власти: приоритет в организации и ответственность за состояние общества в первую очередь возлагается на исполнительную власть.

Обоснование – кибернетический  подход к социальному управлению.

И.Л. Бачило отмечает, что  кризис в обществе – это результат  неправильно установленного соотношения властей и неправильной организации государственного управления в широком смысле слова. «Если государство является эпицентром публичного управления делами общества, то исполнительная власть является эпицентром практического, организационного влияния государства на состояние всех сфер общественной жизни».

Понятие исполнительной власти в учебной литературе раскрывается через перечисление основных черт, но нигде не предлагается какого-либо определения.

Конституция РФ не содержит определения. По этому поводу К.С. Бельский высказывает гипотезу о том, что при написании Конституции у авторов не было четкого представления и концепции исполнительной власти, а также в книгах по данному вопросу не содержится самой концепции, а есть только соображения о том, как следует исследовать данный феномен.

Характерные черты исполнительной власти:

· Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь единой государственной власти.

Относительная самостоятельность  может рассматриваться в организационном (как формируется) и в функциональном аспекте (как функционирует).

Это означает также, что никакой  орган иной ветви власти не вправе принимать на себя функции и полномочия исполнительной власти, а орган исполнительной власти не вправе передавать их другому.

· Исполнительная власть – вид государственной власти.

Это означает:

- акты обязательны  для всех;

- их исполнение обеспечивается государственным принуждением;

- осуществляется уполномоченными  субъектами государства;

- в формах, опосредованных правом  и установленных государством.

· Две предыдущие черты характеризуют положение исполнительной власти в системе государственной власти, следующая черта характеризует ее главное предназначение (цель, миссия) – это исполнение (реализация) законов, иных нормативных актов.

Некоторые авторы называют это качество организационным содержанием деятельности. Для этого исполнительная власть осуществляет: нормотворчество, применение (исполнение), принуждение (юрисдикция).

· Универсальный характер деятельности во времени и в пространстве. Исполнительная власть распространяется почти на все сферы и уровни общественной жизни. Некоторые авторы называют это масштабностью деятельности.

· Непрерывность функционирования.

· Предметный характер деятельности – наличие ресурсов, объектов управления, всего, что требуется для организации исполнения законов.

· Подзаконный характер.

· Наличие внутриорганизационной управленческой деятельности.

· Специальные формы и методы деятельности (процедуры, акты).

· Наличие специального профессионального аппарата – государственных служащих.

· Содержание исполнительной власти образует система определенных функций.

Функции изменяются, как  и формы, и методы, в новых условиях – информационное обеспечение, прогнозирование, программирование, создание инфраструктуры, контроль и надзор и т.д.

Прогнозирование – научное  предвидение изменений в развитии каких-либо событий, процессов на основе полученных данных.

Планирование – определение  направлений, целей, пропорций, темпов и конкретных количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов.

Организация – формирование управляющей и управляемой системы, упорядочение структуры, определение строения чего-либо, взаимодействия и связи частей.

Регулирование – установление режима какой-либо деятельности без  прямого влияния на ее содержание.

Руководство – определение  общего направления поведения объектов, постановка целей.

Оперативное распорядительство  – издание ненормативных распоряжений, влияющих на оперативную деятельность управляемых объектов.

Координация – согласование деятельности различных объектов.

Контроль – установление соответствия или несоответствия фактического состояния объекта заданному.

Учет – выработка  и фиксация выраженных в количественной форме данных о деятельности объекта.

 

 

 

 

 

3. Предмет и система административного  права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.

Изучение предмета административного права началось с рассмотрения понятий управления, государственного управления и исполнительной власти. Это ключевые понятия для административного права как отрасли законодательства, регулирующей государственно-управленческие отношения.

Исторический  экскурс. Административное право (первоначально как административная наука) появилось в западноевропейских странах в эпоху промышленных революций, когда в качестве относительно самостоятельной ветви государственной власти стала возникать исполнительная власть, и появилось правовое регулирование государственно-управленческой деятельности. Родиной административного права считаются Франция и Германия (административная наука Франции дала центральное понятие – государственное управление, отсюда основной подход – управленческий или содержательный). Самое большое влияние на становление российского административного права оказала наука административного права Германии (основной подход – формально-догматический, или юридический).

Этапы развития административного права:

Первый этап – понимание  административного права как полицейского права (от греческого «полис» – в смысле город, управление городом – государством, городской, общественной жизнью).

Второй этап – административное право сузилось до «полицейского» понимания  права как средства обеспечения  общественного порядка и благоустройства (продолжалось более четырех столетий).

Третий этап – вместе с буржуазными революциями вновь  появился государственно-управленческий предмет административного права.

В настоящее время  в отечественной науке обсуждается  вопрос о выделении полицейского права из административного, есть программы и вузы, где это уже осуществлено.

Выводы.

1. Предпосылками для  становления европейского (например, немецкого) административного права в его современном понимании явились исторические процессы:

а) разделение властей  и связанная с этим необходимость  правового разграничения их компетенции;

б) признание и правовое закрепление основных прав и свобод граждан, потребовавшее правового ограничения вмешательства государства в личную и имущественную сторону жизни граждан;

в) введение в правовые рамки деятельности администрации, включая внутреннее управление;

г) создание административных судов для разрешения административных споров.

2. Первоначально административное  право развивалось в рамках  административной науки. Изучение истории становления административного права как социального явления выступает в качестве необходимого условия квалифицированной подготовки юристов, а также является основой для правильного определения тенденций развития самого государственного управления.

3. Роль современного  административного права чрезвычайно  велика и будет возрастать, поскольку  понимание государственного управления в позитивном смысле как осуществляющего задачи социального государства позволяет охарактеризовать это государство именно как управленческое (управляющее, административное).

4. Административное  право в целом – сравнительно молодая отрасль права, а современное российское административное право стало интенсивно развиваться только в последние 5-7 лет. Этим объясняется, в значительной мере, дискуссионный характер предмета и системы отрасли.

Дискуссии. Современное понимание предмета и системы в отечественном административном праве является в настоящее время дискуссионным.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"