Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка

Описание

1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Работа состоит из  1 файл

Ответы на вопросы по АП.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

В России акты правосудия не считаются правовыми прецедентами. И существующие суды осуществляют нормотворчество  путем признания действующих  норм не соответствующими нормам, имеющим  более высокую юридическую силу, а потому недействующими.

К актам второго типа относятся:

-акты органов гос-ой  власти бывшего СССР. Их количество  с каждым годом уменьшается,  и только очень небольшая группа  продолжает еще действовать. Так,  до 2006 года действовал Указ Президиума  Верховного Совета СССР от 12 октября 1986 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»;

-акты международных  органов: ООН, Совета Безопасности, Европейского Суда и др.

-международные договоры. В соответствии с частью 4 ст.15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы». В них, например, могут содержаться нормы о безвизовом пересечении границ, о порядке выдворения иностранных граждан с территории РФ, о борьбе с терроризмом.

 

6. Административные правовые отношения:  понятие, особенности и виды.

Норма административного  права – это основа возникновения  административного правоотношения, поскольку она в общей форме предусматривает, что при соответствующих условиях и при наличии соответствующих субъектов управленческие отношения приобретают характер административно-правовых.

Административно-правовые отношения – это предусмотренные нормами административного права общественные отношения, возникающие в связи и по поводу государственного управления (вариант – осуществления исполнительной власти), в которых стороны участвуют как носители прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами.

Характерные черты государственно-управленческих отношений:

1. Это управленческие  отношения, следовательно, имеют  особый характер воздействия субъекта на объект (властный характер отношений).

2. Это отношения общественные, социальные, складывающиеся между  людьми их группами (коллективами, объединениями и т.д.).

3. Это отношения волевые,  поскольку люди обладают волей  и сознанием, само управление есть подчинение воль многих или воли одного  единой управляющей воле.

4. По сути своей  это отношения организационные  (упорядочивающие, регулирующие).

5. Это отношения, в которых реализуется общественный (социальный) интерес.

Это характеристика управленческих отношений. Данные отношения превращаются в административно-правовые, если складываются в связи с публичным интересом (тезис науки зарубежного административного права), в российском административном праве – если возникают по поводу и в связи с государственным управлением (исполнительной властью), что обусловливает необходимость их правового опосредования (урегулирования правовыми нормами).

Не все управленческие отношения становятся административными:

-во-первых, кроме публичного управления есть частное, и это не сфера государственного управления,

-во-вторых, не вся деятельность по государственному управлению протекает в правовых рамках, то есть, не все отношения регулируются правом, остается много организационных, не влекущих правовых последствий, отношений.

Значит, два основных фактора превращают управленческие отношения в административные:

- принадлежность к  государственному управлению (в  современном варианте – публичный интерес);

- органическая связь  с нормами административного  права.

Характерные черты административных правоотношений:

1. Административные правоотношения  складываются в специфической сфере, а именно, в области государственного управления (в узком смысле). Не только в связи с осуществлением государственного управления, но и по поводу – когда нет, например, еще управляющего воздействия, но идет подготовка к нему, собирается информация, принимается совместное решение, проводится обсуждение и т.д.

2. Для административных правоотношений характерно наличие обязательного субъекта (субъекта управления), то есть должен быть наделенный государственно-властными полномочиями субъект (орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, служащий и т.п.), другой же стороной может быть любой субъект.

3. Этот субъект всегда  действует юридически-властно (не следует путать с административно-властно, речь идет о юридическом праве одной стороны, а не обязательно об организационной или иной подчиненности, подвластности).

4. Эти отношения могут  возникать по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не обязательно.

5. Споры, возникающие  из данных отношений, разрешаются,  как правило, в административном, то есть, внесудебном порядке, могут рассматриваться не только судом, а уполномоченным на то органом исполнительной власти или иным органом государства, которому переданы полномочия по разрешению данных споров. Для правового государства предпочтителен судебный порядок.

6. В случае нарушения  одной из сторон требований административно-правовых норм она несет ответственность не перед другой стороной, а перед государством в лице его уполномоченных органов.

Виды административно - правовых отношений

 

Основания классификации.

По целевому назначению, по направленности на возникновение правовых последствий для второй стороны – позитивные (повседневная управленческая деятельность органов исполнительной власти) и негативные (юрисдикционные, деликтные).

По времени действия – постоянные и эпизодические.

По конкретному содержанию – имущественного и неимущественного характера.

По способу защиты - в судебном и во внесудебном (административном) порядке.

В зависимости от норм, на основе которых возникают – материальные и процессуальные.

Возможны иные основания. Например, по субъектному составу  – с различными участниками.

Наиболее интересная классификация – в зависимости  от положения сторон отношения – вертикальные и горизонтальные правоотношения.

Вертикальные отношения – это отношения, непосредственно выражающие воздействие субъекта управления на объект, это и есть собственно властные отношения, в которых субъект властен – объект подвластен (властеотношения).

Горизонтальные отношения – это отношения равенства (юридического равноправия сторон относительно друг друга). В литературе существовали споры о том, возможны ли такие отношения. В последнее время признается, что такие отношения существуют, но они являются вспомогательными по отношению к основным, то есть, властным отношениям, складываются до того или после того.

Естественно, исходя из сущности управления, властеотношения являются основными, преобладающими, но не исключительными.

Обоснование возможности  возникновения горизонтальных отношений:

-во-первых, управление не всегда – воздействие, но и взаимодействие, значит, взаимодействуют две стороны;

-во-вторых, управление имеет различные стадии, например, сбор и обработка информации не требуют обязательного властного воздействия;

-в-третьих, это отношения – не просто управленческие, но и правовые, а это предполагает взаимные права и обязанности сторон, иное означало бы полное бесправие и управленческий (административный) произвол.

Вертикальные отношения возникают всегда в следующих случаях:

- в условиях организационной подчиненности;

- возможны при отсутствии  таковой, но при условии обязательности  актов одной стороны для другой;

- при применении принуждения.

Условия возникновения горизонтальных отношений:

- органы должны находиться  на одинаковом правовом уровне;

- между ними не должно быть организационной соподчиненности;

- объем властных полномочий  по данному вопросу должен  быть примерно одинаков.

Вывод: ужесточение требовательности со стороны государства не даст результата без одновременного гарантированного выполнения обязательств в отношении граждан со стороны государства.

 

7. Понятие и виды субъектов административного  права.

 

Субъектом АП признается лицо или  организация, которые в соответствии с действующим законодательством  РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих отношений. Круг их многообразен и объединяет их обладание особым юридическим качеством (административной правоспособностью).

Субъекты АП могут быть субъектами административных правоотношений, если имеют место:

-административно-правовые нормы,  предусматривающие права и обязанности  субъекта;

-административная правоспособность  и дееспособность субъекта;

-основание возникновения, изменения  и прекращения правоотношения.

Административная правоспособность – это способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами административного права.

Административная дееспособность – это способность лица своими действиями осуществлять права, выполнять  обязанности, предусмотренные административно-правовыми  нормами. Она включает также и деликтоспособность – способность претерпевать меры административного и дисциплинарного принуждения, установленные этими нормами.

В качестве субъектов административного  права можно рассматривать Российское гос-во, субъекты федерации, гос-ные или негос-ные организации. В этой роли они обладают административной правоспособностью. Однако в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.

Субъекты административного права  могут быть индивидуальными и  коллективными.

К индивидуальным субъектам относятся  граждане РФ, иностранные лица и  лица без гражданства. Также специфическими индивидуальными субъектами являются государственные служащие. Их особенностью является то, что они фактически являются официальными представителями того или иного органа исполнительной власти. В этом и состоит их отличие от индивидуальных субъектов административного права.

К коллективным субъектам относятся  различного рода объединения граждан. В их числе гос-ые и негос-ые организации.

Гос-ые организации как субъекты административного права:

-органы исполнительной власти (гос-го управления);

-гос-ые предприятия, учреждения  и их различного рода объединения  (корпорации, концерны и т.п.);

-структурные подразделения органов  исполнительной власти, наделенные  собственной компетенцией.

 

Негос-ые организации как субъекты административного права:

-общественные объединения (партии, союзы, общественные движения);

-трудовые коллективы;

-органы местного самоуправления;

-коммерческие структуры;

-частные предприятия и учреждения.

Лица и организации, которые являются субъектами административного права, могут быть, при соблюдении определенных условий, субъектами административно-правовых отношений.

Субъект административно-правовых отношений  – это лицо или организация, которые  в соответствии с действующим  законодательством являются участниками  управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделенные определенными правами и обязанностями в сфере гос-го управления и способные их осуществить.

 

 

 

8. Понятие административного правового  статуса граждан. Права и обязанности  граждан как субъектов административного  права.

Административно-правовой статус определяют как права, свободы и обязанности граждан в области государственного управления, закрепленные и гарантированные государством в нормах административного права. Он является юридическим закреплением отношений между государством и человеком или его объединениями в области государственного управления. Таким образом, административно-правовой статус – это положение гражданина в отношениях с исполнительной властью (и другими субъектами), осуществляющими государственное управление.

Роль государственно-властного  субъекта выражается в следующем:

- издание правовых  актов, влияющих на содержание  статуса;

- организация исполнения  законов, имеющих непосредственное  отношение к реализации статуса;

- содействие гражданам  в реализации их прав;

- осуществление охраны  прав и свобод граждан.

Административно-правовые отношения могут складываться в связи со следующими факторами:

1. с реализацией гражданами  принадлежащих им прав;

2. с выполнением гражданами  их обязанностей;

3. в связи с нарушением  государством или его органами  прав и законных интересов граждан;

4. в связи с нарушением  гражданами их обязанностей.

Ключевыми элементами административно-правового статуса являются права и обязанности, свободы. Дискуссии касаются гражданства, правоспособности, дееспособности, гарантий. Например, является ли гражданство элементом или условием возникновения статуса?

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"