Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:28, шпаргалка

Описание

1. Общее понятие управления. Социальное управление. Государственное управление как вид социального управления.
3. Синергетический подход к управлению
4. Социальное управление и его виды
3. Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.
4. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Работа состоит из  1 файл

Ответы на вопросы по АП.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

Правовую основу МСУ составляют:

-общепризнанные принципы и нормы  международного права;

-международные договоры РФ;

-Конституция РФ;

-ФКЗ;

-ФЗ РФ от 6 октября 2003г. №131-ФЗ  «Об общих принципах организации  МСУ в РФ»;

-другие ФЗ, издаваемые в соответствии  с ними иные нормативные правовые акты РФ: а)указы и распоряжения Президента РФ; б)постановления и распоряжения Правительства РФ; в)иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

-законы и иные нормативные  правовые акты субъектов РФ;

-уставы муниципальных образований;

-решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан;

-иные муниципальные акты.

 

20. Правовое регулирование государственной  и муниципальной службы.

Правовой институт государственной  службы – это совокупность норм, регулирующих порядок возникновения и прекращения государственно-служебных отношений, порядок прохождения службы, права и обязанности, поощрения и ответственность служащих. По своей природе институт службы является комплексным, состоящим из норм различных отраслей права – административного, трудового, пенсионного, финансового, муниципального и т.д.

Законодательство  о государственной  службе Российской Федерации состоит из следующих  источников:

- конституционных  положений (в том числе об  отнесении федеральной службы к предметам ведения Федерации, а службы субъектов – к предметам совместного ведения);

- федеральных  законов о системе гос-ой службы РФ, о государственной гражданской службе, военной службе, положений законов и иных актов о милиции и иных правоохранительных органах (в части службы);

- указов Президента  РФ (о реестрах должностей и  др.); Реестр должностей федеральной гос-ой службы состоит из трех частей: 1)перечня должностей федеральной гос-ой гражданской службы; 2)перечня типовых воинских должностей; 3)перечня должностей правоохранительной службы. Все три названных перечня утверждаются Президентом РФ. Реестр должностей гос-ой службы субъектов Федерации утверждается законом или иным правовым актом соответствующего субъекта.

- постановлений  Правительства РФ;

- уставов (конституций) субъектов РФ;

- законов и  иных нормативных актов субъектов  РФ о гражданской службе субъектов  РФ.

Регулирование отношений, связанных с гражданской  службой, осуществляется, кроме того, нормативными правовыми актами государственных органов.

Соотношение норм трудового  и административного права –  дискуссионный вопрос, по которому на практике возникает много проблем. Административисты склоняются к тому, чтобы считать доминирующими нормы административного права, считая эти отношения публично-правовыми (такую позицию отстаивает, например Ю.Н. Старилов). В законодательстве на этот счёт – различные подходы в зависимости от этапа развития законодательства. Современный подход (с 2003-2004 гг.) отдаёт  доминирующую роль государственно-служебному регулированию. Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной ФЗ о государственной гражданской службе.

 

 

21. Понятие и принципы государственной  службы.

 

Гос-ая служба – важнейшая разновидность службы. Ее основные особенности:

-систематически осуществляемая  деятельность по выполнению гос-ых  функций, реализации гос-ых полномочий;

-эта деятельность осуществляется  на профессиональной основе лицами, замещающими гос-ые должности  гос-ой службы в органах гос-ой  власти, войсках, правоохранительных  организациях (воинских формированиях,  службе охраны Президента, специальных учреждениях МВД, отраслях милиции и др.);

-расходы по этой деятельности (в том числе и оплата труда  лиц, ее осуществляющих) финансируются  из гос-го бюджета РФ или  ее субъекта.

 

Гос-ая служба – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, ее органов, субъектов РФ и их органов.

 

Изучение правовых актов позволяет  сделать вывод о наличии четырех основных принципов гос-ой службы:

-законность;

-демократизм;

-профессионализм;

-социально-правовая защищенность служащих.

Законность и демократизм – общие принципы организации и функционирования исполнительной власти, которые своеобразно проявляются в организации гос-ой службы, а профессионализм и соц.защищенность служащих – это ее специфические принципы.

Принцип законности означает признание а)верховенства Конституции РФ, ФЗов над иными правовыми актами; б)обязательности законных решений вышестоящих органов и должностных лиц; в)приоритета прав и свобод человека и гражданина. Гос-ый служащий обязан строго соблюдать правовые акты, права граждан, делать все необходимое для их реализации и защиты.

Можно назвать такие направления  реализации идеи законности:

-служащий должен добиваться  выполнения законов гражданами  и организациями;

-должен сам соблюдать законы;

-его права должны быть защищены.

 

Важнейшие проявления демократизма службы:

-полное и постоянное соответствие  деятельности служащих интересам  граждан, общества, гос-ва. Служащий  действует в «чужих» интересах,  и при возникновении конфликта  личных и публичных интересов он обязан руководствоваться последними;

-общедоступность гос-ой службы. Статья 32 К РФ гласит: «граждане РФ имеют равный доступ к гос-ой службе».

-гласность в осуществлении гос-ой  службы.

-разделение гос-ой власти на  законодательную, исполнительную, судебную. Это важнейшее проявление демократизма всей государственной деятельности, всего гос-го механизма. Оно создает условия для повышения эффективности работы гос-ых служащих, усиления защиты их прав.

Таким образом, демократизм проявляется  в содержании службы (забота о правах и свободах граждан, общем благе), в ее народности и в формах ее осуществления (разделение труда, гласность, общедоступность).

 

Принцип профессионализма гос-ой службы предполагает:

-компетентность работников, т.е.  знание ими дела, наличие необходимого образования, стажа, навыков, чему в немалой степени способствует продуманная система повышения квалификации. Одна из основных обязанностей служащего – поддерживать уровень своей квалификации;

-систематическое, регулярное выполнение  функций, операций, грамотное оформление, решение дел, стабильность служебных отношений. Это позволяет работнику глубже познать стоящие перед ним проблемы, людей, овладеть необходимыми навыками, методами руководства;

-регулярное получение оплаты  за свой труд не ниже заранее обусловленных размеров;

-политическую нейтральность. Служащий  должен действовать в соответствии  с правовыми актами, но не партийными  установками; вопросы партийности  не должны иметь значения при  подборе кадров; служебное положение  нельзя использовать в интересах политических партий, в гос-ых органах нельзя создавать партийные организации.

-ответственность за неисполнение  или ненадлежащее исполнение  должностных обязанностей, за качество  подготавливаемых и принимаемых  решений. За свою деятельность  служащие могут нести дисциплинарную, административную, материальную, уголовную ответственность.

 

Заботу  о социальной, правовой защите служащих, их экономическое обеспечение можно рассматривать как еще одно средство повышения профессионализма, а значит, и эффективности службы. Защита служащих, их обеспечение осуществляются с учетом качества, стажа, важности работы.

Реализация этого принципа означает прежде всего создание необходимых  условий для нормальной деятельности, принятие мер к устранению препятствий  осуществления служебных обязанностей. Гос-ый служащий не должен нести юридической ответственности перед гражданами за ненадлежащее выполнение своей работы (за имущественный вред, причиненный служебными действиями, ответственность несет казна. Меры уголовной, административной, дисциплинарной  ответственности налагаются гос-ми органами).

Социальная и правовая защищенность служащих предполагает:

-повышение престижа их труда;

-достаточно высокую, регулярно  выплачиваемую заработную плату,  размеры которой должны повышаться вместе с ростом квалификации, с увеличением стажа, снижением реальной стоимости рубля, развитием экономики;

-создание нормальных условий  труда: обеспечение хорошо отапливаемыми,  освещенными, спланированными помещениями,  транспортом, телефонизация, компьютеризация, правильная организация труда и т.д.;

-гос-ое страхование, гарантированное  высокое пенсионное обеспечение;

-обеспечение служебной перспективы.  Общество заинтересовано в том,  чтобы служащие работали лучше.  Значит, их нужно заинтересовать, стимулировать повышение ими уровня знаний, приобретение разнообразного опыта, проявление инициативы, добросовестное выполнение обязанностей, развитие чувства ответственности.

 

Комплексный (системный) подход к понятию государственной  службы основан на многогранности понятия государственного органа, и включает несколько аспектов. С позиций теории государственного управления, орган государства – составная часть государственного аппарата, занимающая определенное место в системе органов исполнительной власти, он создан и существует для достижения социально значимых и нормативно закрепленных целей, выполняет определенный набор функций посредством относительно постоянных форм и методов деятельности и наделен для этого компетенцией, связан устойчивыми управленческими связями с фиксированным рядом объектов управления в пределах определенной сферы деятельности государства, имеет устойчивые внутренние связи и относительно стабильный штат служащих. С социологической точки зрения, самой главной чертой органа является то, что орган есть совокупность служащих – людей, объединенных формально установленными целями в рамках определенного типа административной (т.е., разновидности социальной) организации. С точки зрения психологии, орган - группа взаимодействующих индивидов. С точки зрения юриспруденции, орган – это определенный вид организации, являющийся частью государственного аппарата, выполняющий часть задач и функций государства, наделенный для этого государственно-властными полномочиями (компетенцией), имеющий внутреннюю структуру и соответствующие формы и методы деятельности.

Различаются научное  и официальное определение государственной  службы. В науке выделяют широкое и узкое понимание государственной службы. Самое широкое определение дано профессором В.М. Манохиным. По его мнению, служба – это часть или одна из сторон организационной деятельности государства по комплектованию личного состава и правовое регулирование этой деятельности госслужащих. Таким образом, выделяются объективный и субъективный моменты службы – деятельность государства и деятельность людей – служащих. При этом широкое определение (которого придерживалось большинство ученых советского периода) включает деятельность служащих во всех государственных организациях. Критериями отграничения службы как вида профессиональной деятельности от иных видов социальной деятельности в советский период признавались:

1) воздействие на человека (на его основные социально-биологические  качества);

2) воздействие непосредственное;

3) воздействие на конкретного  человека.

Узкий подход к определению государственной службы состоит в том, что служба осуществляется только в государственных органах (такой подход избран в современном российском законодательстве).

В зарубежных странах  правовое регулирование государственной (публичной) службы разнообразно – у государственных служащих может быть специальный (особый) статус, обычный статус, как у наемных работников, или особый правовой режим служащих с субсидиарным действием норм трудового права.

Официальное определение  государственной службы РФ дано в законах 2003 г. (ФЗ «О системе государственной службы…») и 2004 г. (ФЗ «О государственной гражданской службе…»). Согласно ст. 1 ФЗ «О системе государственной службы…»: «Государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

- Российской Федерации;

- федеральных органов  государственной власти, иных федеральных  государственных органов; 

- субъектов Российской  Федерации; 

- органов государственной  власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;

- лиц, замещающих государственные  должности РФ;

- лиц, замещающих государственные  должности субъектов РФ». 

Система (виды) государственной  службы (ст. 2 Закона о системе…):

1) государственная гражданская служба (федеральная и субъектов РФ);

2) военная служба – только федеральная;

3) правоохранительная служба – только  федеральная.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"