Практика применения административно-предупредительных мер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 11:51, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть методы государственного управления, рассмотреть практику их применения полицией России; выявить основные проблемы.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач курсовой работы:
1. Сформулировать понятие и виды методов государственного управления
2. Выявить особенности убеждения и принуждения как методов государственного управления
3. Рассмотреть административно-предупредительные меры как метод государственного управления
4.Провести анализ административно-правовых режимов
5. Раскрыть практику применения мер административного предупреждения полицией России
6. Выявить проблемы, не решенные принятием Федерального закона «О полиции»
7. Разработать предложения по повышению эффективности применения мер административного предупреждения полицией России.

Содержание

Введение…………………………………………………………................... с.2-4
Глава 1. Понятие и виды методов государственного управления……………………………………………………………………..с.4-18
1. 1. Понятие методов государственного управления……………………. с.4-6
1.2. Убеждение – важный метод государственного управления................ с.6-7
1.3 Принуждение – основной метод осуществления государственной
власти… ……………………………………………………………………… с.7-11
1.4. Виды методов государственного управления………………………….с.11-15
1.5 Административно-предупредительные меры как метод государственного управления…………………………………………………………………….с.15-18
Глава 2. Практика применения административно-предупредительных мер
2.1. Виды административно-правовых режимов……………………………с.18-22
2.2. Практика применения мер административного предупреждения полицией России………………………………………………………………………….с.22-36
Заключение…………………………………………………………………….с.36-39
Список использованных источников и литературы…………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 79.19 Кб (Скачать документ)

- прекращение  движения транспорта при ремонте  дорог, электрокабелей;

- ограничение  движения транспорта при авариях,  овалах, обрывах линий электропередач;

- убой животных  в случаях заболевания их заразными  болезнями;

- уничтожение  недоброкачественных продуктов  питания;

- ограничение  права водопользования и т.п.

Итак, меры административного предупреждения являются разновидностью административно-принудительных средств воздействия. Их главной  особенностью является четко выраженный профилактический характер, что позволяет  использовать эти меры для предупреждения правонарушений, обеспечения общественной безопасности в специфических условиях, когда интересам общества создается  известная угроза, в то же время, меры административного предупреждения применяются при отсутствии правонарушений, в особых или чрезвычайных обстоятельствах. Реальных правонарушений при этом нет, но они могут появиться, если не будут  применены меры административного  предупреждения, что позволяет им быть важнейшим средством превенции  административных и иных правонарушений.

Правовая  сущность и назначение административно-предупредительных  мер

Применение  принудительных средств законодательство связывает, как правило, с фактом нарушения лицом возложенных  на него правовых обязанностей. Однако угроза общественным и личным интересам  и причинение им ущерба могут возникнуть вследствие не только правонарушения, но и стихийных бедствий, действий психически больных лиц и т.п. Поэтому государство вынуждено  прибегать к применению принудительных мер и в отношении лиц, невиновных в нарушении норм права, компетентные органы в предусмотренных законом  случаях ограничивают их права. Таковы действия органов внутренних дел, устанавливающих  административный надзор в отношении  определенной категории лиц, освобожденных  из мест лишения свободы; пожарных, уничтожающих постройки в целях локализации пожара.

Основанием  для применения административно-предупредительных  мер является не правонарушение, а  наступление особых, установленных  законодательством условий как  связанных, так и не связанных  с действиями человека. Для их применения не требуется факта нарушения  правовой нормы, а необходимо наступление, как правило, особых условий» предусмотренных  гипотезой нормы. Это могут быть пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии, розыск преступника, несчастные случаи и т.п.

Законодатель  не только закрепляет юридически-властные полномочия на применение исполнительными  органами таких принудительных мер, как реквизиция, карантин, принудительный осмотр грузов, освидетельствование  и других аналогичных мер, но и  определяет порядок реализации этих мер.

Государство, используя административно-предупредительные  меры, стремится защитить общественные отношения от возможных нарушений, причинения им того или иного вреда, предотвратить их наступление

При применении административно-предупредительных  мер, предусмотренных законом или  иными нормативными актами, в целях  предупреждения возможных нарушений  имеются в виду такие ситуации, которые, если их не принять во внимание, ведут к действительному, реальному  совершению правонарушений, наступлению  тяжких последствий.

Отмечая общность всех административно-предупредительных  мер, нельзя не заметить различий между  отдельными превентивными мерами по их непосредственному назначению и  характеру правоограничений. По этому  критерию среди административно-предупредительных  мер можно выделить четыре группы

1) меры, применяемые в целях предотвращения  угрозы наступления возможных  вредных, опасных, а нередко  и тяжких последствий, например, введения карантина в местностях, пораженных эпидемией или эпизоотией, закрытие участков Государственной  границы при вспышке опасных  инфекционных заболеваний на  сопредельной территории и др.;

2) меры, направленные на предупреждение  правонарушений, причем не только  административных проступков, но  и преступлений (таможенный досмотр,  проверка документов, удостоверяющих  личность);

3) меры, препятствующие уклонению соответствующих  субъектов от исполнения ими  обязанностей (реквизиция, принудительное  медицинское освидетельствование  и проч.);

4) особую  группу составляют так называемые  лечебно-предупредительные меры  принуждения, назначение которых  не только обеспечение общественной  безопасности, но и лечение опасных  душевнобольных, наркоманов, инфекционных  больных и т.д.

ГЛАВА 2

2.1. Виды административно-правовых  режимов

В жизни  невозможно избежать ситуаций произвольного  изменения состояния общественных отношений, которые находятся в  сферах действия органов исполнительной власти и регулируются административным правом. Такого рода изменения могут  быть значительными и малозначительными, ожидаемыми (прогнозируемыми) или неожиданными для органов государственной  власти. Кроме того, они могут  носить позитивный или негативный характер.

В случае, если ожидаемые изменения носят  позитивный и значимый для общества характер, задачей органов исполнительной власти становится их поддержка и  дальнейшее развитие. Например, всплеск  деловой активности, возникший вследствие прогнозируемых или случайных изменений  рыночной конъюнктуры в современных  условиях длящегося экономического кризиса наверняка должен быть поддержан  специальными мерами органов власти.

Напротив, если ожидаемые изменения несут  за собой ощутимые негативные последствия  или влекут нарушения норм права, то задачей органов государства  становится нормализация вышедшей из-под  контроля ситуации. Если изменения  незначительны, то они преодолеваются обычными мерами государственно-управленческой практики. Примером может служить  осуществляемая органами исполнительной власти борьба с преступностью или  меры по поддержанию общественного  порядка в случаях, когда криминогенная  ситуация находится в контролируемых органами государства пределах и  существенно не изменяется. Если же негативные изменения приобретают  неконтролируемый характер и не могут  быть преодолены обычными мерами, органы государственной власти должны иметь  в своем арсенале особые, существенно  отличающиеся от обычных меры государственно-управленческого (административно-правового) воздействия, совокупность которых принято характеризовать  понятием административно-правовых режимов.

Административно-правовые режимы -- это комплекс государственно-управленческих и административно-правовых мер, существенно  отличающихся от тех, которые применяются  органами государственной власти и  в их числе органами власти исполнительной в нормальных (обычных) условиях функционирования. Необходимость применения административно-правовых режимов -- мера вынужденная и относится  к особым ситуациям в функционировании органов исполнительной власти и  иных субъектов административного  права. Под административно-правовыми  режимами понимается основанный на нормах административного права особый порядок функционирования его субъектов, направленный на преодоление негативных явлений в соответствующей сфере государственного управления.

Будучи  связанными с преодолением негативных ситуаций, административно-правовые режимы разделяются в своем действии: по времени, пространству, кругу субъектов  административного права.

Существуют  административно-правовые режимы, которые  имеют предупредительную направленность и характеризуются непрерывным  действием на ограниченной территории в отношении более или менее  постоянного круга субъектов  административного права. Это, в  частности, режим Государственной  границы или режим закрытых административно-территориальных  образований. Другие административно-правовые режимы имеют ситуативный характер.

В условиях действия административно-правовых режимов  в существенной мере изменяется правовой статус оказавшихся в сфере действия режима субъектов права. Объем административно-правового  регулирования, в том числе и  затрагивающего другие отрасли, значительно  возрастает. Соответственно органы исполнительной власти путем расширения сферы управленческих воздействий значительно усиливают  свое влияние на институты гражданского общества, причем в некоторых случаях  могут наблюдаться и элементы огосударствления этих институтов с  выраженным акцентом на прямое администрирование  со стороны государства.

В этой связи необходимо иметь в виду, что ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации запрещает издание  законов, отменяющих или умаляющих  права и свободы человека и  гражданина. В то же время ч. 3 той  же статьи устанавливает, что права  и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным  законом только в той мере, в  какой это необходимо в целях  защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения  обороны страны и безопасности государства.8 Именно это конституционное положение является базовым для установления существующих и появления новых административно-правовых режимов.

Анализируя  данную норму, следует особо подчеркнуть, что основания ограничения прав и свобод человека и гражданина урегулированы  Конституцией РФ исчерпывающим образом. Соответственно административно-правовые режимы также не могут иметь иных оснований и направленности их применения. Кроме того, умаление прав и свобод граждан по перечисленным в Конституции  РФ основаниям возможно только на основе федерального закона, что также ставит значительные ограничения для создания и применения административно-правовых режимов органами государства и  особенно органами исполнительной власти.

Важно, кроме того, иметь в виду, что  предусмотренный Конституцией РФ порядок  ограничения прав и свобод человека и гражданина посредством федерального закона также имеет четкие ограничения. Часть 3 ст. 56 Конституции РФ налагает в связи с этим запрет на ограничение  прав и свобод, предусмотренных ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46--54 Конституции  РФ. Федеральные законы не могут  нарушать названных норм и соответственно служить основанием для установления элементов административных режимов, посягающих на соответствующие права  и свободы человека и гражданина.

Говоря  о конституционных ограничениях на возможность установления и применения тех или иных административно-правовых режимов, следует обратить внимание на то, что устранение или нейтрализация  негативных последствий может достигаться  в том числе и изменением порядка  функционирования системы органов  исполнительной власти.

Такого  рода административно-правовые режимы государственно-управленческой деятельности в конечном счете также базируются на федеральных законах. Исходными  федеральными законами, касающимися  прав и свобод человека и гражданина относительно действий участвующих  в реализации данной разновидности  административно-правовых режимов  государственных и муниципальных  служащих, является законодательство о государственной и муниципальной  службе.

2.2 Практика применения  мер административного  предупреждения полицией  России

1 марта  2011 года вступил в силу Федеральный Закон Российской Федерации от 07.02.2011 года № 3- ФЗ «О полиции».

Статья 1 Федерального закона говорит о назначении полиции:

1.Полиция  предназначена для защиты жизни,  здоровья, прав и свобод граждан  Российской Федерации, иностранных  граждан, лиц без гражданства  (далее также - граждане; лица), для  противодействия преступности, охраны  общественного порядка, собственности  и для обеспечения общественной  безопасности.

2. Полиция  незамедлительно приходит на  помощь каждому, кто нуждается  в ее защите от преступных  и иных противоправных посягательств.

3. Полиция  в пределах своих полномочий  оказывает содействие федеральным  органам государственной власти, органам государственной власти  субъектов Российской Федерации,  иным государственным органам  (далее также - государственные  органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее  также - муниципальные органы), общественным  объединениям, а также организациям  независимо от форм собственности  (далее - организации), должностным  лицам этих органов и организаций  (далее - должностные лица) в защите  их прав.

Основные  направления деятельности полиции (Статья 2):

1) защита  личности, общества, государства от  противоправных посягательств;

Информация о работе Практика применения административно-предупредительных мер