Проблемы практики применения водного налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 15:33, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – создание программного продукта «Водный налог», который упростил бы расчет суммы водного налога по каждому виду водопользования и заполнял декларацию по водному налогу.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты водного налога (виды водопользования, объекты обложения, налогоплательщики, налоговый период, налогооблагаемая база, ставки, методики расчета, сроки уплаты и предоставления налоговой декларации);
2) рассмотреть организационную и экономическую характеристику ООО «Водоканал», сделать выводы;
3) решить задачу по исчислению суммы водного налога к уплате в бюджет, на основе изученной теории;
4) изучить материал по использованию Borland Delphi7;
5) создать программный продукт «Водный налог».

Работа состоит из  1 файл

курсовая целая.doc

— 809.50 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность  данной темы определяется повышенным в настоящее время вниманием  к ухудшению экологической ситуации водных объектов в нашей стране.

Водный налог  заменяет плату за пользование водными  объектами. Организации и физические лица, осуществляющие специальное и особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются налогоплательщиками.

Средства, получаемые от уплаты водного налога, направляются на содержание и охрану водных объектов, поэтому необходимость в данном виде налога очевидна.

Актуальность данной темы заключается в том, что доступность современных компьютерных языков программирования и возросший уровень компьютерной грамотности пользователей и разработчиков, позволяют создавать в короткое время программные приложения высокого качества с требуемым набором функций.

Цель данной курсовой работы – создание программного продукта «Водный налог», который упростил бы расчет суммы водного налога по каждому виду водопользования и заполнял декларацию по водному налогу.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить теоретические аспекты водного налога (виды водопользования, объекты обложения, налогоплательщики, налоговый период, налогооблагаемая база, ставки, методики расчета, сроки уплаты и предоставления налоговой декларации);

2) рассмотреть организационную и экономическую характеристику ООО «Водоканал», сделать выводы;

3) решить задачу по исчислению суммы водного налога к уплате в бюджет, на основе изученной теории;

4) изучить материал по использованию Borland Delphi7;

5) создать программный продукт «Водный налог».

Объектом исследования и анализа является Общество с  ограниченной ответственностью «Водоканал».

При написании  курсовой работы будут использованы научные труды российских авторов по расчету водного налога и его программной реализации.

 

1 ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И РОЛЬ ВЕДЕНИЯ ВОДНОГО НАЛОГА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

1.1 Экономическая  сущность водного налога

 

Формирование  государственной политики в области  воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов становится обязательным условием успешной реализации экономических реформ в нашей стране.

В России  сосредоточено  более 20 % мировых запасов пресных  и подземных вод, и в то же время  современное состояние водных источников и систем централизованного водоснабжения в силу многих причин не гарантирует требуемого качества питьевой воды.

В современных  условиях развитие и эффективное  использование природно-сырьевой базы России становится главным фактором роста ее экономики. Поэтому платежи за пользование природными ресурсами в системе факторов реализации природно-ресурсной политики государства являются особо значимыми.

По мнению некоторых  российских экономистов, доходная часть  государственного бюджета должна формироваться преимущественно или почти полностью за счет платежей за природные ресурсы. В условиях спада производства и недостаточности бюджетных средств в такой богатой ресурсами стране именно платежи за природопользование могут взять на себя фискальную функцию налоговой системы [1, С. 167].

Водный налог  впервые введен в Российской Федерации  в 1999 году в соответствии с Федеральным  законом «О плате за пользование  водными объектами» от 6 мая 1998 года и призван, наряду с чисто фискальными  целями пополнить доходы федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также решить две важнейшие задачи. Во-первых, этот налог нацелен на рациональное и эффективное использование налогоплательщиками водного пространства и водных ресурсов страны, повышение ответственности за сохранение водных объектов и поддержание экологического равновесия. Во-вторых, данный налог имеет строго целевое назначение – не менее половины собираемых сумм налога федеральные и региональные органы власти обязаны направлять на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов.

Указанный налог  заменил действовавшую на протяжении нескольких десятков лет плату за воду, забираемую промышленными предприятиями  из водохозяйственных систем. Введение данного налога взамен платы за воду позволило существенно расширить круг плательщиков.

В целях приведения законодательства о плате за пользование  водными объектами в соответствие с принятым Налоговым кодексом Российской Федерации разработана и в  середине 2004 года принята соответствующая  глава кодекса «Водный налог», вступившая в действие с 2005 года [2, C. 153]. Также был принят Водный кодекс Российской Федерации, который дает следующее определение водного объекта: природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

  1. поверхностные водные объекты;
  2. подземные водные объекты.

К поверхностным  водным объектам относятся:

  1. моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);
  2. водотоки (реки, ручьи, каналы);
  3. водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
  4. болота;
  5. природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
  6. ледники, снежники.

Водопользование осуществляется на основании договора водопользования, либо на основании  решении о предоставлении водного  объекта в пользование (лицензии) [3, C. 5], что помогает избежать неконтролируемого и нерационального использования водных ресурсов.

Водным кодексом определена ответственность за нарушение  водного законодательства:

  1. лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  2. лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

 

1.2 Объект  обложения, особенности определения  налоговой базы в зависимости  от видов водопользования

 

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации [4, C. 189].

Объектами налогообложения  водным налогом признаются следующие  виды пользования водными объектами:

  1. забор воды из водных объектов;
  2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  3. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  4. использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения:

  1. забор из подземных водных объектов, содержащих полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  2. забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  3. забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  4. забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река-море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
  5. забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыболовства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  6. использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  7. использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
  8. использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  9. использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
  10. использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  11. использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
  12. особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
  13. забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  14. забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
  15. использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты [5, С. 152].

По каждому  виду водопользования, признаваемому  объектом налогообложения, налоговая  база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого  водного объекта.

В случае если в  отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

При заборе воды налоговая база определяется как  объем воды, забранной из водного  объекта за налоговый период. Объем  воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды (приложение А).

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем  забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств, объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных – по материалам соответствующей технической и проектной документации.

При использовании  водных объектов без забора воды для  целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

При использовании  водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях  налоговая база определяется как  произведение объема древесины, сплавляемой  в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговым периодом признается квартал.

Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам:

  1. при заборе воды из:

а) поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования  
(таблица 1.1);

 

Таблица 1.1 –  Ставки при заборе воды из поверхностных  и подземных водных объектов

№ п/п

Экономический район

Бассейн реки, озера

Налоговая ставка в рублях за 1тыс. куб. м воды, забранной

Из поверхностных  водных объектов

Из подземных  водных объектов

1

2

3

4

5

1

Северный

Волга

300

384

2

Нева

264

348

3

Печора

246

300

4

Северная Двина

258

312

5

Прочие реки и озера

306

378

6

Северо-Западный

Волга

294

390

7

Западная Двина

288

366

8

Нева

258

342

9

Прочие реки и озера

282

372

10

Центральный

Волга

288

360

11

Днепр

276

342

12

Дон

294

384

13

Западная Двина

306

354

14

Нева

252

306

15

Прочие реки и озера

264

336

16

Волго-Вятский

Волга

282

336

17

Северная Двина

252

312

18

Прочие реки и озера

270

330


 

Окончание таблицы 1.1

1

2

3

4

5

19

 

Прочие реки и озера

264

342

20

Северо-Кавказский

Дон

390

486

21

Кубань

480

570

22

Самур

480

576

23

Терек

468

558

24

Прочие реки и озера

540

654

25

Уральский

Волга

294

444

26

Обь

282

455

27

Урал

354

534

28

Прочие реки и озера

306

390

29

Западно-Сибирский

Обь

270

330

30

Прочие реки и озера

276

342

31

Восточно-Сибирский

Амур

276

330

32

Енисей

246

306

33

Лена

252

306

34

Обь

264

348

35

Озеро Байкал и  его бассейн

576

678

36

Прочие реки и озера

282

342

37

Дальневосточный

Амур

264

336

38

Лена

288

342

39

Прочие реки и озера

252

306

40

Калининградская область

Неман

276

324

41

Прочие реки и озера

288

336

Информация о работе Проблемы практики применения водного налога