Характеристика мер административного пресечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:54, контрольная работа

Описание

Совершенствование уровня законодательной регламентации мер пресечения как средства обеспечения правопорядка особенно актуально в современных условиях, поскольку оптимальное регулирование данных мер в административном законодательстве образует важное звено в системе государственных усилий по укреплению законности в сфере управления. Исследование проблем применения мер пресечения в сфере обеспечения правопорядка важно в методологическом плане для административного права, административной деятельности органов внутренних дел, ибо полученные результаты могут способствовать решению общих и частных теоретических вопросов административного пресечения, созданию предпосылки для совершенствования административной политики государства в соответствии с конституционными принципами.

Работа состоит из  1 файл

Характеристика мер административного пресечения.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

План работы

 

 

 

 

 

Введение

 

Совершенствование уровня законодательной регламентации мер пресечения как средства обеспечения правопорядка особенно актуально в современных условиях, поскольку оптимальное регулирование данных мер в административном законодательстве образует важное звено в системе государственных усилий по укреплению законности в сфере управления. Исследование проблем применения мер пресечения в сфере обеспечения правопорядка важно в методологическом плане для административного права, административной деятельности органов внутренних дел, ибо полученные результаты могут способствовать решению общих и частных теоретических вопросов административного пресечения, созданию предпосылки для совершенствования административной политики государства в соответствии с конституционными принципами.

Меры административного  пресечения являются самостоятельной  разновидностью мер административного  принуждения и обладают всеми  признаками последних. Следует отметить, что меры административного пресечения применяются значительно большим количеством органов государственной власти и их должностных лиц, чем другие меры административного принуждения, и некоторыми общественными формированиями, как правило, участвующими в охране общественного порядка.

Применение любых мер административного пресечения преследует определенные цели, связанные с достижением определенного результата правоприменительной деятельности. Но во всех случаях меры административного пресечения выполняют правоохранительные функции, являются средством реализации административно-правовых запретов.

Как средство прекращения  противоправного поведения, способ устранения противоправной ситуации, меры административного пресечения играют важную роль в деле охраны общественного  порядка и обеспечения общественной безопасности.

Следует также  отметить, что меры административного  пресечения по своему характеру и  целевому назначению весьма многочисленны  и разнообразны. Многие из них не встречаются ни в какой другой отрасли российского права, а  известны только административному праву.

В связи с этим перед  рассмотрением мер пресечения в  административном праве представляется необходимым определить, что вкладывается в термин «пресечение», а затем уже и в дефиницию «меры административного пресечения», поскольку между ними существует взаимосвязь общего и особенного. Учитывая это, необходимо будет кратко остановиться на содержании, вкладываемом в категорию «пресечение», поскольку исследование конкретного вопроса практически в любой отрасли знаний требует, прежде всего, определить понятийный аппарат, с которым предстоит работать.

 

I. Меры пресечения и их характерные черты в целом

 

Этимологический смысл слова «пресечение» указывает на ближайшую и определяющую цель любых пресекательных действий. Даль В.толкует слово «пресекать» как «прекращать», «уничтожать», «останавливать».

Таким образом, пресечение означает устранение чего-либо, воспрепятствование чему-либо, в частности, доведению  до конца уже начавшихся противоправных действий. Лекарь А.Г. полагает, что пресечение является составной частью более широкого понятия «предотвращение», которое якобы охватывает и такие понятия, как профилактика, предупреждение.

Выявление характерных  черт понятия «пресечения» затруднено тем, что содержание, которое вкладывается в это понятие, в юридической литературе понимается неоднозначно. Здесь наблюдается часто встречающаяся ситуация: когда один и тот же термин несет разную смысловую нагрузку в зависимости от ряда факторов (контекста работы, особенностей авторского подхода к проблеме и т.д.). Вместе с тем в любой отрасли науки происходят по мере углубления и расширения знаний, уточнения понятий и определений, пересмотр устоявшейся терминологии. Но в любом случае, как справедливо отметил. Алексеев С.С, «нельзя забывать важнейших требований, предъявляемых к научной терминологии, - ее однозначности, строгой определенности, ясности, устойчивости, совместимости со всем комплексом употребляемых в науке терминов. Обогащение понятийного аппарата науки должно происходить не за счет утраты точности терминов, так как утрачивается скоординированность научных понятий».

Относительно  правовой характеристики и классификации  мер административного пресечения в административно-правовой литературе трудно говорить о какой-либо устоявшейся  системе взглядов, поскольку разнообразие мнений ученых-административистов по данному вопросу достаточно большое. Тем не менее, некоторые идеи разделяются большинством авторов.

Так, Козырева Т.И. отмечает, что меры административного пресечения - это такие меры административного воздействия, которые «применяются в целях пресечения длящихся и предотвращения новых административных правонарушений, наступления вредных последствий, а также обеспечения возможности применения административного наказания».

Бахрах Д.Н. характеризует меры пресечения «как понуждение правонарушителя (гражданина или организации) к исполнению правовых обязанностей» Компетентный государственный орган или должностное лицо принимает необходимые меры для того, чтобы прекратить противоправное поведение, угрожающее общественным интересам, лишить нарушителя возможности совершить нарушения. Меры пресечения применяются для того, чтобы не допустить новых, предотвратить вредные последствия правонарушений, обеспечить условия для применения наказания и восстановительных мер». Коренев А.П. под мерами административного пресечения понимает способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния, предотвращения его общественно опасных последствий, а также в целях создания возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности.

Как видим, взгляды  многих авторов на юридическую природу  мер административного пресечения в административно-правовой литературе не отличаются единством. Поскольку  меры административного пресечения - сложное административно-правовое явление, характеризующееся комплексом присущих ему признаков, определение дефиниции мер пресечения в административном праве России возможно лишь на основе выделения признаков данных мер административного принуждения.

На наш взгляд, мерам административного пресечения присущи следующие черты, обобщение  которых и поможет сформулировать понятие мер административного  пресечения в административном праве  России.

Во-первых, это  наиболее распространенная разновидность мер административного принуждения, применяемых в пресечении правонарушений в самых различных ситуациях.

Во-вторых, меры административного пресечения используются различными государственными органами, их должностными лицами, а также  общественностью.

В-третьих, особенность мер административного пресечения состоит и в том, что они не являются реализацией института административной ответственности, не сопряжены с наказанием подобно взысканиям, не содержат в себе по общему правилу тех ограничений субъективных прав, которые свойственны административным взысканиям. Вместе с тем меры административного пресечения зачастую являются предпосылками административных взысканий.

Все вышесказанное  позволяет сделать вывод, что  мерами пресечения в административном праве России являются регламентируемые административно-правовыми нормами средства принудительного воздействия, применяемые уполномоченными на то органами государственной власти (должностными лицами), а в некоторых случаях и общественными формированиями, которые направлены на прекращение противоправного деяния, устранение связанных с ним вредных последствий, а также на создание оптимальных условий для последующего привлечения виновных лиц к юридической ответственности.

Меры административного  пресечения - это максимально эффективный и широко разветвленный комплекс средств административного принуждения, используемый в сфере обеспечения правопорядка. В связи с этим меры административного пресечения нуждаются в специальной систематизации и стабильном закреплении в действующем законодательстве. Системное представление о мерах административного пресечения поможет глубже понять их правоохранительную сущность, правильно применять закон к конкретным противоправным ситуациям. Поэтому в основу систематизации мер административного пресечения должны быть положены устойчивые функциональные связи, требования логической упорядоченности составных компонентов системы, четкая системно-структурная урегулированность и т.п.

 

 II. Системы мер административного пресечения. Характеристика основных мер пресечения

 

В современный  период единого нормативного акта, закрепляющего систему мер административного  пресечения, нет, пресекательная деятельность в сфере государственного управления регламентируется многими законодательными актами, среди которых прежде всего выделяются: Кодекс РФ об административных правонарушениях, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, а также иные законодательные акты.

Система нормативно-правовых актов, закрепляющих или регламентирующих применение мер административного пресечения, - это действующая совокупность административно-принудительных средств, рассматриваемых одновременно как интегративно, так и в их внутренней дифференциации.

Весьма широко трактует эту систему Бахрах Д.Н. К мерам пресечения он относит:

  • административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
  • административное задержание граждан;
  • принудительное лечение;
  • задержание и арест имущества;
  • непосредственное физическое воздействие;
  • принудительный осмотр;
  • применение огнестрельного оружия;
  • предупреждение о прекращении неправомерного поведения и др.

На мой взгляд, предложенная Бахрахом Д.Н. система мер административного пресечения носит несколько неконкретный характер, строится в известном смысле на искусственном соединении разнопорядковых мер воздействия, которые являются самостоятельными административно-правовыми институтами, а не мерами административного пресечения.

Козырева Т.И. относит к мерам административного пресечения:

    • административное задержание;
    • привод лица, отказывающегося от явки по вызову в орган государственного управления без уважительных причин либо для официального предостережения;
    • запрещение эксплуатации объектов;
    • приостановления эксплуатации объектов.

Приведенный Козыревой Т.И. перечень мер пресечения далеко не полон, а ряд из классифицируемых мер административного пресечения не является самостоятельными мерами пресечения, так как выполняет служебную роль по отношению к какой-то мере пресечения, в частности привод к официальному предостережению.

В юридической литературе предлагаются и иные системы мер административного пресечения, а поскольку, как мы выше уже отмечали, единого нормативного акта, закрепляющего систему мер административного пресечения, нет, то в конечном итоге получается, что существует ровно столько систем и классификаций мер административного пресечения, сколько высказанных разными авторами мнений. А если брать во внимание случайные критерии классификации и систематизации мер административного пресечения, то круг административно-пресекательных мер может быть расширен до бесконечности.

Анализ административного  законодательства, регламентирующего  применение мер административного  пресечения, показывает, что наиболее приемлемой могла бы быть система  мер административного пресечения, учитывающая такие факторы, как:

а) степень самостоятельности (автономности) мер административного  пресечения;

б) методы воздействия, лежащие  в их основе;

в) характер объектов воздействия;

г) характер сферы воздействия, в которой имеет место применение указанных мер.

В соответствии с указанными признаками меры административного пресечения могут быть классифицированы по четырем самостоятельным группам:

1) по степени соподчиненности  они бывают самостоятельными (официальное  требование о прекращении правонарушения, запрещение эксплуатации транспорта) и вспомогательными (административное задержание, задержание имущества, приостановление работы объекта разрешительной системы, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия);

2) по методам воздействия  пресекательные меры применяются в виде средств психического (официальное требование о прекращении правонарушения) и физического воздействия (доставление, административное задержание, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия);

3) по объектам воздействия меры административного пресечения бывают мерами личностного (доставление, административное задержание, ограничение передвижения по территории России иностранных граждан и лиц без гражданства, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия), имущественного (задержание имущества, приостановление работы объекта разрешительной системы и др.), санитарно-эпидемиологического (отстранение от работы инфекционно больных, ограничение въезда на территории, где введен карантин), финансово-кредитного характера (приостановление финансовых операций и др.);

4) по характеру сферы  воздействия меры административного  пресечения могут быть объединены  в две группы: меры пресечения  общего назначения (доставление,  административное задержание и  др.) и меры специального назначения (применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия).

Информация о работе Характеристика мер административного пресечения