Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:22, лекция

Описание

Рассмотрены факторы глобализации, политические векторы в мировом масштабе, проведен анализ существующих сил.

Работа состоит из  1 файл

Глобализация.docx

— 369.92 Кб (Скачать документ)

Кроме того, в 1994 г. французский парламент принял закон  об использовании французского языка  и отныне те граждане Франции, которые  будут необоснованно игнорировать язык страны проживания, подлежат строгому наказанию в виде крупных денежных штрафов. Те же предприниматели и  рекламодатели, которые будут всячески использовать родной язык, получат  мощную финансовую поддержку государственных  органов. При этом, естественно, должен соблюдаться принцип уважения к  языкам и культурам других народов.

Не останавливаясь на достигнутом, Национальное собрание Франции приняло важное решение  о запрете различных религиозных  и полурелигиозных сект американского  образца (например, иеговисты, сайентологи  и муниты) и внесение в уголовный  кодекс закона об уголовной ответственности  за «манипуляцию сознанием» в тоталитарных сектах, которое влечет за собой  от 3 до 5 лет тюрьмы и до 500 тысяч  франков штрафа.

Важнейшим направлением внешней политики Франции в 90-е  гг. оставались отношения с Россией. Франция решительно поддержала коренные реформы после распада СССР и  неоднократно изъявляла готовность расширить торгово-экономическое  и политическое сотрудничество с  новым руководством России. Ф. Миттеран неоднократно встречался с российскими  руководителями и часто находил  с ними общий язык по наиболее важным проблемам современности.

Такую же политику пытался проводить и Ж. Ширак, однако в конце 90-х гг. российско-французские  отношения заметно омрачились событиями  на Северном Кавказе. Франция решительно осудила применение военной силы при решении чеченской проблемы и в конце концов оказалась  во главе западных стран, требовавших  положить конец военному вторжению, жертвами которого становятся мирные граждане. Настроения французской общественности в отношении этой проблемы красноречиво выразил А. Глюксманн, один из самых  известных современных философов  Франции. «Когда стирают с лица земли  город Грозный, который в 1995 г. насчитывал 400 тысяч человек, - заявил он, - это  называется преступлением против человечества».

Официальный визит  премьер-министра Франции Л. Жоспена  в Москву в 1999 г. и ответный визит  президента Путина во Францию в конце 2000 г. способствовали укреплению двухсторонних отношений и взаимопониманию, однако по чеченскому вопросу стороны остались при своем мнении.

Улучшению российско-французских  отношений способствовали уступки  с обеих сторон по другим проблемам. Так, например, Россия выразила готовность погасить часть царских долгов держателям ценных бумаг и уже выплатила  первую символическую сумму в 400 млн. долларов. А в середине 90-х  гг. Россия вернула Франции около 950 тысяч архивных материалов, вывезенных из страны на завершающем этапе Второй мировой войны. Франция, в свою очередь, вернула России 255 дел из фондов русской  эмиграции, сопроводив этот акт значительной суммой денег на содержание архивов.

Несмотря на существующие противоречия, довольно успешно продолжали развиваться и французско-германские отношения. Так, например, впервые после 13-летнего перерыва президент Франции  посетил Берлин (июнь 2000 г.). Правда, они часто встречались на других форумах, но официального визита главы  государства не было с 1987 г. Что же касается противоречий, то наиболее серьезные  из них уходят корнями в деятельность Евросоюза и той роли, которую  пыталась играть в нем каждая из сторон. Обе стороны так и не пришли к согласию по вопросу о  расширении ЕС на Восток, однако всячески демонстрировали взаимное понимание  и готовность развивать добрососедские отношения. Было высказано мнение, что  предстоящий саммит Евросоюза в  Ницце положит конец давним спорам между двумя крупнейшими европейскими государствами.

В 2000 г. состоялся  еще один исторический визит. Впервые  в истории Пятой республики Париж  посетил президент Алжира Бутефлик. Ж. Ширак пообещал ему всестороннюю помощь в деле погашения внешних  долгов, а также выразил готовность расширить торгово-экономическое  и политическое сотрудничество с  бывшей колонией. «Алжир нуждается  в инвестициях, в технической  поддержке и управлении», - подчеркнул алжирский президент и призвал  Францию признать войну с Алжиром  в качестве бесспорного исторического  факта, из которого оба народа извлекли надлежащие уроки.

Довольно сложными остаются отношения Франции с  США. Несмотря на безоговорочную поддержку  агрессии НАТО на Балканах, французское  правительство всячески противодействует все более нарастающему процессу американизации общественно-политической жизни Франции и пытается сохранить  национальные традиции во внутренней и внешней политике. Так, например, французы не стали терпеть активное проникновение американских компьютерных программ на внутренний рынок страны и обвинили компанию «Майкрософт» в  том, что специальная группа Агентства  национальной безопасности (АНБ) США  внедрила в их продукт шпионские  программы по сбору секретных  данных о состоянии французских  вооруженных сил. Министерство обороны  Франции доказало, что АНБ установило тотальный электронный шпионаж  и перехватывает за час 2 млн. телефонных переговоров, факсимильных сообщений  и посылок по электронной почте. Кстати сказать, шеф французской  разведки Жак Деватр поплатился за это своей должностью. Помимо всего  прочего его обвинили также и  в том, что он проморгал созревание Балканского кризиса и во всем пошел на поводу у американских спецслужб.

Важнейшим событием международной жизни Франции  стало ее председательство в Европейском  союзе. С 1 июля 2000 г. Франция сменила  на этом посту Португалию и сразу  же приступила к реформированию этой крупнейшей европейской организации. Задачей Франции явилась выработка  единого кодекса поведения 15 стран  ЕС, число которых в ближайшие  годы может возрасти до 30 членов. Вторая проблема касалась перспектив первой группы кандидатов в ЕС и приближения  их к той высокой планке, которая  позволит им более или менее безболезненно интегрироваться в единую европейскую систему. Не менее важной проблемой для Франции является комплекс отношений между ЕС и Россией, что стало предметом обсуждений на саммите Евросоюза в Ницце.

Германия

Правление Г. Коля.

В 90-е годы Федеративная Республика Германия вошла в качестве крупнейшего государства Европы, оказывающего серьезное экономическое  и политическое влияние на все  мировое сообщество. К этому времени  отчетливо проявились успехи экономической  политики консервативного кабинета министров ХДС/ХСС/СвДП во главе  с лидером ХДС федеральным  канцлером Г. Колем, правившим страной  с 1983 г. Ему удалось ограничить вмешательство  государства в экономику страны, снизить налоговое бремя, практически  полностью избавиться от бюджетного дефицита и в конце концов вывести  страну на 1-е место в мире по объему экспорта, в результате чего внешнеторговый оборот ФРГ впервые превысил аналогичный  показатель США и составил 323 млрд. долларов.

Именно в этот период канцлер Г. Коль обратил пристальное  внимание на внешнюю политику ФРГ, пытаясь  извлечь из нее максимальную выгоду для своей страны. Вместе с министром  иностранных дел Геншером он верно  оценил возможности, которые открывала  начавшаяся в СССР «перестройка», однако поначалу и мечтать не мог об осуществлении  своей давней мечты – объединения  Германии. Первые надежды на это  появились у Г. Коля только в октябре 1988 г., когда он посетил Советский  Союз и провел переговоры с советским  президентом М.С. Горбачевым. Канцлер  Коль с неизменным упорством продолжал  повторять тезис о нерешенности «германского вопроса», однако тогда  еще не предполагал, что все произойдет так быстро.

Окончательная убежденность в реальности объединения двух германских государств появилась у канцлера ФРГ во время второй встречи с  Горбачевым в Бонне ( конец 1989 г.). Именно тогда появился знаменитый «план  из 10 пунктов», поразивший своей неожиданностью все мировое сообщество. Благодаря  ему, канцлер Коль окончательно овладел  инициативой в процессе объединения  Германии и уже не выпускал ее из рук.

Правительство Западной Германии правильно оценило сложившуюся  ситуацию в Европе и безошибочно  определило ее главную особенность  – экономическую слабость СССР и  его союзников в Восточной  Европе. Именно это обстоятельство дало Г. Колю основания считать, что  объединение Германии стало вполне реальным, так как решение всех проблем можно будет купить деньгами. «В 1990 г. шанс на воссоединение был  лишь короткое время, - говорил он в 1993 г. на одном из заседаний бундестага. – Я твердо убежден: немного позднее  воссоединение нашей страны было бы уже невозможно».

Объединение Германии. В четверг 9 ноября 1989 г. произошли  события, которые навсегда войдут в  историю Германии. В одночасье  была разрушена пресловутая Берлинская стена, которая с 1961 г. олицетворяла раскол не только Германии, но и всей Европы. Именно в этот день был созван пленум ЦК СЕПГ, который принял постановление  о новых правилах пересечения  границы. Реальное обеспечение этих правил гарантировал СССР, имевший  в то время на территории ГДР 365 тысяч  солдат и офицеров, более 4 тысяч  танков, более 3, 5 тысяч артиллерийских систем, более 1200 самолетов и вертолетов и 627 тысяч тонн боеприпасов. Но М. С. Горбачев дал строгий приказ не вмешиваться  во внутренние дела и не оказывать  сопротивления событиям.

Одной из решающих вех в объединении Германии, несомненно, явилось подписание в Москве 12 сентября 1990 г. Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии. В соответствии с этим документом объединение должно было произойти по формуле «2+4», то есть два германских государства  плюс четыре державы-победительницы во Второй мировой войне: СССР, США, Франция  и Великобритания. В ходе переговорного  процесса об объединении Германии советская  сторона могла выдвинуть вполне обоснованные сроки предстоящего объединения  Германии (как минимум 5-летний переходный период) и гарантии своей безопасности, включая нераспространение НАТО на Восток, сохранение ответственности  и прав четырех держав, значительную финансовую компенсацию за вывод  своих войск из территории ГДР  и потерю многочисленных материальных ценностей. К сожалению, советское  руководство оказалось в полной растерянности и мгновенно согласилось  со всеми условиями канцлера Г. Коля, удивив своей поспешностью не только его самого, но и всю политическую элиту мира.

Объединению Германии предшествовали важные перемены в жизни  ГДР. В конце 80-х гг. в Восточной  Германии создается оппозиционная  политическая группа Новый Форум, выступившая  с резкой критикой правящего режима. По всей стране проходят массовые демонстрации с требованием немедленного проведения социально-экономических и политических реформ и ликвидации монополии коммунистов  на власть. Руководитель ГДР Э. Хонеккер и все правительство уходит в  отставку. В ноябре 1989 г. новое руководство  ГДР объявляет об открытии границы  с Западной Германией, что немедленно приводит к разрушению Берлинской стены (9 ноября 1989 г.). В марте 1990 г. на первых свободных выборах в ГДР 48% избирателей  поддерживают политическую организацию  «Союз за Германию», происходит быстрая  смена правительства и 3 октября 1990 г. Германская Демократическая Республика прекратила существование, объединившись  с ФРГ.

Немцы были в буквальном смысле ошарашены неожиданными уступками  советской стороны. Никто в ФРГ  не ожидал от Горбачева такого быстрого и практически ничем не оговоренного согласия на объединение ГДР и  ФРГ. В результате СССР получил лишь 14 млрд. марок вместе возможных 50, а  согласие на юрисдикцию НАТО над территорией  бывшей ГДР вообще невозможно объяснить  какими-либо разумными доводами.

Столь быстрое и  во многом неожиданное объединение  Германии вызвало массу социально-экономических  и политических проблем для руководства  страны. Летом 1990 г. на территории ГДР  была введена западногерманская  валюта и начался долгий и мучительный  период экономической интеграции восточных  земель в единую экономическую систему  ФРГ. Одновременно происходила юридическая  и политическая унификация единого  государства, сопровождающаяся ростом безработицы, снижением уровня жизни  и морально-психологическим дискомфортом, связанным с чересчур быстрым  объединением страны.

Не случайно, что  именно в этой части Германии резко  возросла активность националистических организаций, выступающих против засилья  иностранцев. Так, например, летом 1992 г. началось массовое избиение иностранных  иммигрантов в Ростокском центре по приему беженцев, после чего беспорядки на почве расизма мгновенно перекинулись на другие города страны.

В октябре 1994 г. в  ФРГ прошли очередные парламентские  выборы, победу на которых одержала правящая коалиция ХДС/ХСС вместе со свободными демократами. Правда, при  этом альянс ХДС/ХСС потерял часть  голосов, но по-прежнему сохранил за собой  право сформировать новый кабинет министров. В целом правящая коалиция получила 341 мандат, что обеспечило ей абсолютное большинство в бундестаге. Оппозиционная СДПГ вплотную приблизилась к победе, но так и не смогла опрокинуть давно сложившуюся коалицию правых сил.

Левоцентристский  избирательный блок «Союз-90 («зеленые») уверенно набрал свои 7% голосов и  добился того, что экологисты снова  вернулись в парламент после 4-летнего  перерыва. Кроме того, они стали  третьей фракцией в парламенте и  получили реальную возможность оказывать  влияние на политическую жизнь в  стране.

Значительным успехом  увенчалась в этот непростой период деятельность Партии демократического социализма (ПДС), которая образовалась на развалинах бывшей Социалистической единой партии Германии – правящей партии ГДР. Она получила 30 мандатов и стала претендовать на значительную роль в политической жизни страны. Однако это лишь внешние признаки успеха. На самом деле ПДС переживает с тех пор далеко не лучшие времена. За десять лет она сократилась  с 285 тысяч членов до 90 тысяч, а на Западе приобрела лишь около 5 тысяч  новых членов. Кроме того, ПДС  стоит перед угрозой старения, так как более 60% ее членов – это  люди старше 60 лет, а приток молодых  в партию практически пресекся. На съезде ПДС в октябре 2000 г. было избрано  новое руководство и принята  программа обновления партии, нацеленная на усиление сотрудничества с СДПГ.

Очередная победа консерваторов придала им больше уверенности и воодушевила на коренной пересмотр послевоенной внешнеполитической доктрины, в соответствии с которой  ФРГ не имела права размещать  свои вооруженные силы за пределами  страны. В 1994 г. германский бундестаг  принимает решение о юридической  возможности такой акции, если ее необходимость будет продиктована интересами страны или соображениями  гуманитарного характера. Вскоре такой  случай представился. Балканский кризис и интервенция НАТО в Югославию  позволили ФРГ испытать свои вооруженные  силы вне пределов страны, что вызвало  далеко не однозначную реакцию как  внутри страны, так и за ее пределами.

Информация о работе Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации