Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:22, лекция

Описание

Рассмотрены факторы глобализации, политические векторы в мировом масштабе, проведен анализ существующих сил.

Работа состоит из  1 файл

Глобализация.docx

— 369.92 Кб (Скачать документ)

Выборы 1998 г. и приход к власти «красно-зеленой» коалиции Г. Шрёдера. Несмотря на огромный политический опыт и заслуги в деле объединения  страны, на парламентских выборах 1998 г. правящая коалиция ХДС/ХСС-СвДП потерпела  сокрушительное поражение и к  власти в ФРГ пришли социал-демократы  во главе с их лидером Герхардом  Шрёдером. Так закончилась 16-летнее правление правых сил, составившее  эпоху в послевоенном развитии Германии. Набрав чуть более 40% голосов, СДПГ не могла  сформировать однопартийное правительство  и прибегла к услугам блока  «зеленых» под названием «Союз-90», набравшего 6,7% голосов. Их лидер Йошка  Фишер получил пост министра иностранных  дел в новом правительстве.

Сохранила свои позиции  и Партия демократического социализма (ПДС). Она набрала более 22 % голосов  в восточных землях ФРГ и 5,1% по всей Германии, что позволило ей сформировала заметную фракцию в  бундестаге. Примерно столько же (6,2%) набрали свободные демократы.

Таким образом, в  ФРГ была сформирована красно-зеленая  коалиция, главенствующую роль в которой  заняла СДПГ, старейшая политическая партия Германии, образованная еще  во времена Маркса и Энгельса.

Первые внутриполитические шаги нового канцлера Г. Шрёдера, принявшего дела в октябре 1998 г., оказались не слишком удачными. Взявшись с ходу за такие сложные проблемы, как  повышение минимальной зарплаты, проведение налоговой и пенсионной реформы, перестройка национальной системы здравоохранения, введение двойного гражданства для иммигрантов  и т.д., новое правительство поставило  себя под удар критики со стороны  самых разнообразных слоев населения. Внезапно обнаружилось, что все эти  реформы не всегда учитывают настроения широких масс, а самое главное  – не способствуют решению самой  главной социально-экономической  проблемы страны – 4- миллионной безработицы.

Таким образом, многие избиратели пришли к неутешительному  для СДПГ выводу, что социал-демократы  не только не решают старые проблемы, но и создают новые, для решения  которых у правительства не было ни сил, ни времени, ни финансовых средств. Кроме того, ряд предложенных новым  правительством реформ были так или  иначе связаны с именем ушедшего незадолго до этого в отставку министра финансов и председателя СДПГ Оскара Лафонтена, что встретило  категорическое неприятие влиятельных  финансово-промышленных кругов ФРГ.

Уход Лафонтена, общепризнанного и авторитетного  деятеля правящей партии, нанес серьезный  ущерб репутации СДПГ, так как  сопровождался скандалами и выглядел как своеобразная форма протеста против группы «модернизаторов» во главе  с Г. Шрёдером. В написанной им книге  с символическим названием «Сердце  бьется слева», О. Лафонтен довольно откровенно заявил о наличии в СДПГ двух принципиально  различных линий. С одной стороны, это «традиционалисты», ратующие за сохранение характера массовой левой  народной партии с опорой на трудовые слои населения и традиционные ценности социал-демократии, а с другой –  «модернизаторы», ориентирующиеся  на «новый центр» и новые ценности западных левых, запутавшихся в поисках  «третьего пути» и бездумно идущих на компромисс с крупным капиталом.

Социал-демократы, по мнению Лафонтена, должны обуздать «взбесившийся капитализм», а не уступать ему по всем линиям. Многие наблюдатели соглашаются с тем, что СДПГ действительно оказалась  на идеологическом распутье и не знает, куда идти дальше. Есть серьезные опасения, что ее эволюция может пойти по англосаксонскому пути, что неизбежно  превратит ее в германскую разновидность  британского «нового лейборизма».

События в Югославии  на время приостановили реформаторские потуги Г. Шрёдера, но сразу после  окончания этого конфликта его  правительство вновь вернулось  к наиболее важным пунктам своей  предвыборной программы «обновления  Германии». Была увеличена и без  того немалая сумма детских пособий, снижались налоги с тех семей, которые воспитывали детей до 16 лет, а также матерей и отцов-одиночек, вводилась добавка к пособиям, учитывающая уровень инфляции, и  т.д.

Все эти меры получили название «нового пакета реформ», стержнем которого стало сенсационное решение  кабинета Шрёдера о введении программы  экономии в правительстве и урезании государственных расходов. Общая  сумма экономии на 2000 г. планировалась  в размере 30 млрд. марок, чего в Германии раньше никогда не было. Примечательно, что сокращение государственных  расходов коснулось абсолютно всех министерств и ведомств, не исключая даже ведомство самого канцлера, которое, кстати сказать, будет получать по этому  плану на 190 млн. марок меньше.

Сокращение расходов коснулось и военных, которые  очень болезненно отнеслись к  подобной экономии. Министерство обороны  недосчитается в своем бюджете  около 3 млрд. марок. Однако лидером в таком сокращении оказалось министерство труда, которое недополучило в 2000 г. более 14 млрд. марок. А именно из этого министерства получают многочисленные дотации пенсионеры, многодетные семьи, одинокие матери и иммигранты. Справедливости ради следует сказать, что все эти весьма непопулярные меры вряд ли подорвут положение правящей коалиции. Уровень жизни в ФРГ настолько высок, что подобные меры могут существенно затронуть интересы лишь ничтожного процента граждан.

И тем не менее  данные реформы стали постепенно обретать форму половинчатых мер  в социальной области и совершенно не затрагивали проблему уменьшения 4-миллионной безработицы. При этом реализация основной части предвыборных обещаний переносится правительством на более поздний срок, что вызывает сомнение в их принципиальной осуществимости. Именно этим, вероятно, объясняется  тот печальный для СДПГ факт, что  на местных выборах 1999 г. представители  этой партии потерпели серьезное  поражение и уступили лидерство  кандидатам от ХДС/ХСС. Это серьезный  признак спада популярности партии, которая пришла к власти совсем недавно.

Одной из важнейших  задач нового правительства стало  ускорение социально-экономической  интеграции шести новых земель, которые  раньше составляли ГДР. Успехи в экономике  восточной части страны бесспорны. Появились сотни новых промышленных предприятий, банков и страховых  компаний, обновились здания, дороги и  мосты, повысилась зарплата рабочих  и служащих, заметно улучшился  вид городов и сел, но проблем  здесь все еще немало и говорить о самостоятельном экономическом  развитии этого региона пока еще  преждевременно, несмотря на то, что  за десять лет в экономику восточной  части страны было перекачано из западных земель более 1,5 трлн. марок.

Перед юбилейными торжествами по случаю объединения  страны вновь было отмечено, что  без «налога солидарности», за счет которого дотируются новые земли, экономика  этой части страны не выживет. Уровень  безработицы здесь редко опускается ниже отметки в 8,5%, а более высокая  заработная плата в западных землях отвлекает из восточной части  значительные трудовые ресурсы, причем преимущественно квалифицированные. Примерно 500 тысяч восточных немцев предпочитают ездить в западные земли  на работу, оставляя экономику на своей  родине на произвол судьбы.

В связи с этим многие политологи и государственные  деятели Германии отмечают, что в  стране все еще существует два  германских общества, которые слишком  мало знают друг о друге и не интересуются друг другом. Даже канцлер  Г. Шрёдер подчеркнул после своей  поездки по восточным землям, что  в преобразовании этой части страны преодолена лишь половина пути. Правда, при этом он выразил надежду, что  вторая половина будет пройдена еще  в годы его правления.

В мае 1999 г. ФРГ обрела нового, восьмого по счету президента страны. Им стал социал-демократ Йоханнес Рау, сменивший на этом высоком посту  консерватора Романа Херцога. Своей  главной задачей он объявил защиту прав человека и конституционных  основ государства, а также «преодоление рвов, разъединяющих единую Германию». Жители всех 16 земель единой ФРГ должны иметь равные шансы на жизнь и  благополучие в соответствии с едиными  для всех законами и обычаями. Кроме  того, новый президент осудил любые  проявления национализма и заверил, что будет защищать права новых  граждан страны.

В самом конце 1999 г. в ФРГ разгорелся скандал, связанный  с незаконным финансированием ХДС  – крупнейшей политической партии страны, которую в течение 25 лет возглавлял «отец германского единства» Г. Коль. Руководство партии обвинили в незаконном получении более 80 млн. марок на нужды партии, что неизбежно грозило ее бывшему лидеру судебным разбирательством. Надо сказать, что руководители ХДС уже не первый раз обвиняются в злоупотреблении финансовыми законами страны. Так, например, еще в 70-е гг. бундестаг долго и мучительно разбирался в получении тайных дотаций от концерна Флика, но практику пополнения партийной кассы незаконными путями это не остановило.

По законам ФРГ  все партии обязаны указывать  в ежегодном финансовом отчете всех своих спонсоров и размер полученных от них сумм, если они превышают 20 тысяч марок. Однако партия ХДС продолжала получать огромные суммы денег, целевое  расходование которых до сих пор  до конца не выяснено. Скандал с  «черными кассами» Г. Коля имел трагические  последствия как для партии, так  и для некоторых ее лидеров. Бывший канцлер наотрез отказался назвать  имена спонсоров и предстал перед  судом, руководитель партии В. Шойбле с  позором ушел в отставку, а руководитель финансового отдела фракции ХДС/ХСС  В. Хюллен покончил с собой, не выдержав тяжести предъявленных обвинений.

Общая сумма незаконных пожертвований до сих пор не выяснена, как, впрочем, и те цели, на которые  расходовались огромные суммы денег. Сам Г. Коль заявил во время объяснений в бундестаге, что за 1993-1998 гг. получил  в обход партийной кассы от 1,5 до 2 млн. марок. А финансовая комиссия нового правительства выявила в  доходных статьях партии ХДС 11 млн. марок сомнительного происхождения. В прессе появились сведения о  том, что значительная часть этих денег была переведена на счета партии из французского государственного нефтяного  концерна «Эльф», выгодно купившего  незадолго до этого и не без  помощи Г. Коля крупный нефтехимический  комбинат «Лейна». За эту услугу в  кассу ХДС было переведено около 30 млн. марок для поддержки ХДС  и лично Г. Коля на предстоящих  выборах 1994 г. В результате грандиозного скандала бывший канцлер оказал последнюю  услугу своей партии, взяв на себя ответственность  за все, что происходило в партии за годы его правления.

Тем не менее в 2000 г. в отношении бывшего канцлера было возбуждено уголовное дело по подозрению в мошенничестве и  вскоре ему пришлось давать показания  в бундестаге. Депутаты парламента с ужасом узнали о том, что в  течение нескольких месяцев после  поражения на выборах 1998 г. в боннском ведомстве федерального канцлера проводилась  «массивная чистка» архивов, причем уничтожались именно те документы, которые  так или иначе имели отношение  к незаконному финансированию партии ХДС.

В конце концов бывший канцлер согласился возместить часть материального ущерба в  размере 41 млн. марок – сумма штрафа за нарушение закона, которая была установлена в судебном порядке. Причем сам Г. Коль выложил 700 тысяч  марок, а остальную часть он собрал без каких бы то ни было трудностей. Однако вряд ли ему удастся получить прощение своей партии за все прегрешения. Слишком большой оказалась цена финансовых махинаций «вечного канцлера». Партия ХДС оказалась на грани  раскола, потеряла многих своих сторонников  и утратила репутацию добропорядочной  буржуазной партии.

Кризис в рядах  ХДС похоронил политическую карьеру  и репутацию не только Г. Коля, но и его преемника на посту лидера партии В. Шойбле, который отчаянно пытался спасти партию, но не выдержал тяжести обвинений и вскоре вынужден был подать в отставку. Таким образом, ведущая политическая партия ФРГ  оказалась на грани морально-политического кризиса, а выход из него представляется довольно продолжительным и в высшей степени болезненным.

В апреле 2000 г. в  Эссене прошел долгожданный съезд ХДС, призванный вывести партию из состояния  глубоко кризиса и придать  ей новое дыхание с помощью  обновления состава руководства. Новым  председателем партии стала Ангела Меркель. Впервые в истории партии ее лидером стала женщина, да еще  бывшая гражданка ГДР. Перед новым  руководством ХДС встала единственная проблема – преодоление затяжного  кризиса в партии и связанного с ним недоверия избирателей. Как выяснилось, сейчас этой партии доверяют лишь 23% избирателей, что явно недостаточно для нормальной политической жизни некогда могущественной правой партии.

Немалые споры вызвало  в Берлине решение правительства  социал-демократов соорудить в столице  памятник жертвам Холокоста. Впервые  эта идея была выдвинута еще в 1988 г. и все последние годы германские политики спорили о целесообразности подобного шага. Все, что так или  иначе связано с нацистским прошлым  Германии было и остается в ФРГ  самой щепетильной темой, неотделимой  от так называемого «преодоления прошлого». После долгих споров и  конкурса специалистов было решено, что  памятник будет установлен в центре Берлина в виде 2700 бетонных стел, символизирующих трагическую судьбу 6 миллионов уничтоженных нацистами  евреев и других жертв репрессий. Причем открытие памятника должно произойти  после окончательного переезда столицы  страны из Бонна в Берлин.

Летом 1999 г. в немецких газетах появились сообщения  о том, что ФРГ готова выплатить  финансовую компенсацию тем, кто  трудился на принудительных работах  в нацистской Германии в годы Второй мировой войны. Общая сумма выплат жителям Восточной Европы ( в том  числе и 7200 жителей России) и США  могут превысить 10 миллиардов марок. В следующем году в Берлине  было подписано соответствующее  соглашение о компенсациях и сразу  же начались поэтапные выплаты. К  сожалению, в России часть выделенных Германией средств (800 млн. марок) уже  бесследно исчезла.

В последнее десятилетие  ХХ в. в ФРГ заметно активизировалось движение неонацистов, ультралевых  и других националистических партий, ослабевшее после ареста в 70-80-е гг. лидеров левацкой террористической группировки Баадер-Майнгоф («Фракция Красной Армии»). В стране снова  прогремели взрывы и участились нападения  на иммигрантов, что зачастую приводило  к бессмысленным жертвам. Так, например, летом 2000 г. в Дюссельдорфе прогремел  взрыв, в результате которого погибло  десять человек, включая выходцев из России. В целом же за последние  годы в ФРГ было совершено более  ста убийств на почве расизма  и ксенофобии и около четырех  тысяч нападений и поджогов. В  настоящее время в ФРГ существует около 50 тысяч националистов, объединенных в различные партии, организации  и группы. Разумеется, по сравнению  с 80-миллионным населением страны это  не так уж много, но большинство граждан  ФРГ выражают серьезную обеспокоенность  усилением националистических тенденций  в стране и требуют положить конец  выходкам неонацистов.

Информация о работе Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации