Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:22, лекция

Описание

Рассмотрены факторы глобализации, политические векторы в мировом масштабе, проведен анализ существующих сил.

Работа состоит из  1 файл

Глобализация.docx

— 369.92 Кб (Скачать документ)

Лидером среди националистических партий и организаций по-прежнему остается Национал-демократическая  партия (НДП), насчитывающая более 6 тысяч человек. Несмотря на требования запретить деятельность националистических партий и организаций, государственные  органы ФРГ не находят для этого  достаточных оснований, так как  считают недоказанным сам факт посягательства этих сил на демократические устои  государства и не считают нужны  подвергать сомнению давно устоявшиеся  представления о правах человека.

А неонацисты тем  временем продолжают терроризировать  неугодных им людей, Так, в годовщину  германского единства они сожгли синагогу в одном из крупнейших городов  Германии, а на домах многих иммигрантов  была нарисована свастика. Масла в  огонь подливают и многочисленные организации землячеств тех немцев, которые после Второй мировой  войны были выселены из Судетской  области, Силезии, Померании, Восточной  Пруссии и других районов Восточной  Европы. Одних только судетских немцев насчитывается в Германии более 3,4 миллиона человек, а их интересы представляет землячество, членами которого являются 240 тысяч немцев. Они по-прежнему требуют возвращения им своих  земель, а также прекращения притока  иммигрантов в страну.

Бурными событиями  ознаменовались первомайские праздники 2000 г., в ходе которых во многих городах  ФРГ прошли массовые волнения и погромы. Только в Берлине на улицы вышли  более 10 тыс. человек Во многих городах  беспорядки были инициированы неофашистскими партиями и право- и левоэкстремистскими  организациями. В ряде случаев к  ним примкнули «зеленые» и  анархисты, выступавшие под лозунгами  борьбы с капитализмом и процессом  глобализации.

В целом же социально-экономическое  положение страны в последние  годы не внушало опасений, однако до сих пор остаются нерешенными  две главные проблемы – массовая безработица, вновь превысившая  в 1999 г. 4 млн. человек, и наличие в  стране огромного числа иммигрантов, что неизбежно вызывает осложнения в сфере межнациональных отношений. Решение этих проблем заняло важное место в программе СДПГ «Обновленная Германия», которую так настойчиво пытается проводить в жизнь правительство  Г. Шрёдера.

В самом конце 2000 г. ФРГ, как и многие другие страны Западной Европы, поразил энергетический кризис, вызванный резким подорожанием цен на импортируемую нефть. По всей стране прошли массовые выступления  населения с требования принять  срочные меры по выходу из кризиса  и восстановлению докризисных цен  на нефтепродукты. Канцлеру Г. Шрёдеру  пришлось приложить немало усилий, чтобы успокоить сограждан и  убедить их в том, что энергетический голод стране пока еще не грозит. А представители оппозиционных  партий ХДС/ХСС тем временем развернули мощную пропагандистскую акцию, требуя от федерального правительства снизить  налоги на экологию и уберечь тем  самым населения от неминуемой энергетической катастрофы.

Внешняя политика ФРГ в годы правления канцлера Г. Коля отличалась взвешенностью, осторожностью  и поначалу практически всецело  была сосредоточена на проблемах  объединения страны, что неизбежно  подталкивало ФРГ на путь сближения  с СССР. В основе таких взаимоотношений  лежал подписанный в конце 1990 г. Договор о добрососедстве, партнерстве  и сотрудничестве между двумя  странами. Германской дипломатии удалось  с блеском решить многочисленные проблемы во взаимоотношениях со странами Восточной Европы, а канцлер Г. Коль, стал «лучшим другом» советского президента М. Горбачева, а потом  и российского президента Б. Ельцина.

При этом германские банки охотно предоставляли России кредиты, немецкие предприниматели  столь же охотно вкладывали деньги в российскую экономику и успешно  осваивали рыночную целину своего партнера, а все встречи на высшем уровне проходили под знаком дружбы и  взаимного понимания. Так, например, с начала 90-х гг. Германия выделила России кредитов «под реформы» на общую  сумму 120 млрд. марок, что вывело ее на первое место среди остальных  государств Западной Европы. Разумеется, это было своеобразной платой Германии за слишком уступчивую позицию СССР при объединении страны.

С образованием нового правительства социал-демократов «медовый месяц» в российско-германских отношениях закончился. Г. Шрёдер сразу заявил, что отношения с Россией отныне будут строиться на основе сдержанности и исключительной взаимовыгоды и  что никаких чересчур «дружественных»  уступок России он больше не допустит.

Довольно успешно  продолжали развиваться в 90-е гг. германо-французские отношения. Летом 2000 г. в Майнце состоялась 75-я консультативная  встреча на высшем уровне между президентом  Франции Ж. Шираком и канцлером  ФРГ. Г. Шрёдером. Любопытно, что оба  они договорились о совместном противодействии  агрессивному влиянию американской культуры на внутреннее развитие обеих  стран. Кроме того, были обсуждены  планы совместного освоения космоса  и рассмотрены возможные проекты  реформирования структур и институтов Европейского союза.

В конце 2000 г. канцлер  Г. Шрёдер посетил с официальным  визитом Египет, Ливан, Сирию, Иордан и Израиль, где провел ряд переговоров  по урегулированию Ближневосточного конфликта. А незадолго до этого в Берлине  состоялась встреча государственных  деятелей ФРГ с президентом Ирана  Хатами. Интерес ФРГ к мировым  делам еще раз подтвердил намерение  этой страны добиваться места постоянного  члена СБ ООН.

В это же время  канцлер Г. Шрёдер посетил Москву, где встретился с президентом  России и попытался наладить прежние  отношения со своим бывшим партнером  по экономическому сотрудничеству. А  чуть позже В. Путин посетил Берлин, где продолжились взаимные консультации по восстановлению нормальных отношений  между двумя странами, нарушенных финансовых кризисом 1998 г. и Балканским кризисом 1999 г. По всему видно. что  политическая элита ФРГ не хочет  упускать весьма выгодных для нее  отношений с Россией и уж тем  более уступать роль первого партнера Великобритании, Франции или какой-либо другой стране.

ИТАЛИЯ

В конце 80-х гг. Италия продолжала наращивать темпы экономического развития и постепенно превращалась в высокоразвитое государство Европы. К этому времени она прочно заняла первое место в мире по количеству производственных и потребительских  кооперативов, которые играют заметную роль в занятости населения и  повышении их жизненного уровня. Кроме  того, Италия заняла достойное место  среди производителей модных автомобилей, оргтехники, и другой современной  продукции. Так, например,в 1989 и 1990 гг. итальянские  автомобили «Фиат» занимали первые места  в конкурсе автомобильных фирм Европы, а в 1997 г. эта автомобильная империя  произвела почти 3 млн. автомобилей, пользующихся спросом как внутри страны, так и за ее пределами. Причем в конце 90-х гг. итальянцы в  третий раз заняли весьма почетное 1-е место в мире, когда автомобиль «Альфа-ромео» стал лучшим автомобилем 2001 г. Именно в этот период времени  Италию стали называть «бедной страной, в которой много богатых людей».

Что же касается политической жизни страны, то она в данный период оставалась не менее хаотичной  и непредсказуемой, чем в предыдущие годы. Главной политической проблемой  Италии начала 90-х гг. явились попытки  противопоставить более развитый в  промышленном отношении север страны слаборазвитому, патриархальному, пораженному  коррупцией и мафиозной преступностью  югу. С начала 90-х гг. сицилийская  мафия начала самую большую операцию за всю свою историю. После многолетнего сотрудничества с властями и политическими  партиями, руководители мафии решили, что настало время править  страной без посредников, в связи  с чем развернули террористическую деятельность по всей стране с целью устранения наиболее неугодных ей политических деятелей.

В ответ на это  правительство Италии ввело на юге  осадное положение и призвало на помощь альпийских стрелков с севера, которые были восприняты на Сицилии  как оккупанты. Одновременно на севере страны стали нарастать сепаратистские тенденции, усилившиеся с момента  создания региональной политической партии Лига Севера. Члены Лиги, во главе  которой встал малоизвестный  молодой политик Умберто Босси, громогласно объявили, что северяне будут бороться с оружием в  руках за отделение трудолюбивого  севера от ленивого и сонного юга, который получает государственные  дотации, не платит налогов и вообще паразитирует на трудолюбии северян. Вся  страна, по мнению лидера сепаратистов, должна быть разделена на Северную, Центральную и Южную Италию и  при этом каждая из этих самостоятельных  частей должна развиваться по своим  собственным законам и в соответствии с имеющимися в наличии возможностями. Словом, политическое объединение страны в прошлом веке было ошибкой и  сейчас настало время ее исправить.

Правда, на парламентских  выборах 1992 г. Лига Севера не добилась сколько-нибудь заметного успеха, но в последующие годы ее влияние  в северной части страны стало  неуклонно возрастать. Надо сказать, что подобные настроения имели под  собой определенную почву. В начале 90-х гг. на юге проживало около 20 млн. итальянцев и при этом каждый пятый был безработным. На севере страны было 36 млн. человек, но безработным  там был только один из четырнадцати, а уровень жизни в несколько  раз выше, чем на юге. А с началом  интеграции Италии в Евросоюз отставание юга стала еще более заметным. Правительство во главе с социалистом  Б. Краски пыталось всеми силами исправить  положение, но коррумпированные чиновники  саботировали все меры правительства.

Вирус национал-регионализма поразил страну и всколыхнул деятельность давно забытых националистических организаций, включая националистов  Сардинии, Альто-Адидже, Триеста и  других регионов пока еще единой Италии. В 1997 г. У. Босси поставил перед Лигой  Севера конкретную задачу завоевания большинства в итальянском парламенте и образования на основе этой фракции  парламента «Республики Падания», что  означало бы фактическое отделение  севера страны от остальной Италии. «Я хочу лишь демократического диалога, - заявил У. Босси журналистам, - и  признания за народом Севера права  самому определять свое будущее».

В том же году Лига Севера получила 59 мандатов в нижней палате итальянского парламента. Кроме  того, ее политику проводят 17 сенаторов  и 226 мэров городов и селений  северной Италии. И не считаться  с такой политической силой нельзя, хотя их до сих пор воспринимают как неисправимых чудаков, преследующих совершенно недостижимые цели. А между  тем в Мантуе уже давно заседает парламент «Республики Падания» и действует временное правительство, которое принимает решения и  готовит выпуск своей национальной валюты. За всем этим правительством стоит  внушительная сила избирателей, которые  не без оснований считают, что  коррумпированный Рим и жульнический мафиозный юг Италии живут за счет труда северян и на их налоги.

В 1992 г. после изнурительного политического марафона и ожесточенной борьбы президентом страны был избран Оскар Луиджи Скальфаро. В то время  внутриполитическая ситуация в стране была накалена до предела. За день до избрания нового президента на Сицилии был  убит выдающийся борец с мафией следователь  Д. Фальконе, а сам президент Скальфаро  был избран так называемым «парламентом подследственных», большинство депутатов которого стали жертвами антикоррупционной операции «Чистые руки».

Этот драматический  эпизод не мог не наложить тягостный  отпечаток на весь семилетний срок правления нового президента. Уникальной чертой итальянской политической жизни  стали весьма незначительные колебания  электората право и влево. До начала 90х гг. страной правили преимущественно  христианские демократы, но им зачастую приходилось привлекать на свою сторону  либо социалистов, либо коммунистов. Правда, последние никогда не входили  в правящие коалиции, но всегда оказывали  заметное влияние на политическую жизнь  в стране, так как занимали важные посты в местных органах власти.

Парламентские выборы 1992 г. настолько ослабили правящую четырехпартийную коалицию, что она не смогла сформировать дееспособное правительство. В конце  концов президент страны обратился  к видному социалисту Джулиано Амато  с просьбой сформировать 51-й послевоенный кабинет. Вскоре после этого последовала  серия коррупционых скандалов, не пощадивших даже бывшего премьер-министра Б. Кракси.

Надо сказать, что  президент Скальфаро мужественно  пытался навести порядок в  погрязшей в коррупции Первой республике, что часто вынуждало  его лично вмешиваться в политические дела, оставляя на будущее благовидную  роль беспристрастного арбитра в  политических склоках. Именно этим обстоятельством, вероятно, объясняется тот факт, что итальянцы стали доверять президенту больше, чем парламенту, правительству и всем политическим партиям вместе взятым. Тем более  что ХДП, крупнейшая политическая партия послевоенной Италии, раскололась на множество мелких групп и утратила роль политического лидера.

Однако начало политическим реформам 90-х гг. положили коммунисты, которые с давних пор являлись одной из крупнейших политических сил  в Италии. На состоявшемся в марте 1990 г. чрезвычайном Х1Х съезде ИКП  Генеральный секретарь А. Оккето призвал сторонников покончить  с прошлым и встать на путь обновления, в связи с чем предложил  учредить новую организацию левых  сил. «Мы желаем изменений не потому, что стыдимся своего прошлого, - подчеркнул он на съезде, - а потому, что учитывая изменения в мире, стремимся соответствовать  проходящим процессам и требованиям  времени». Фактически это было началом  конца некогда могущественной ИКП, без участия которой не мог  быть решен ни один сколько-нибудь важный вопрос в стране. Вскоре после этого  легендарная ервокоммунистическая партия Италии прекратила существование, окончательно превратившись в Демократическую  партию социалистических и левых  сил (ДПСЛС). При этом оставшиеся в  меньшинстве ортодоксальные коммунисты стали называть себя «обновленцами» и перешли в оппозицию, а опозорившиеся  христианские демократы самораспустились и на выборах выступили под  обновленными знаменами Народной партии Италии (НПИ)

В конце концов политическая ситуация в Италии накалилась настолько, что на парламентских  выборах весной 1992 г. традиционные политические партии утратили значительную часть  своих избирателей, а на политической арене появились новые силы - Ломбардская  лига, партия «зеленых» и Антимафиозная  партия. В довершение всего в начале 1993 г. в Италии разгорелся скандал, связанный  с коррупцией в высших эшелонах власти. Бывший премьер-министр страны Д. Андреотти  был вынужден дать показания в  суде по поводу обвинений в коррупции. На волне борьбы с коррупцией в 1992 г. в стране развернулась операция «Чистые  руки», в результате которой многие представители старой политической элиты утратили свое влияние, а на их место пришли новые политические лидеры, занявшиеся строительством Второй республики в Италии.

Информация о работе Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации