Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:22, лекция

Описание

Рассмотрены факторы глобализации, политические векторы в мировом масштабе, проведен анализ существующих сил.

Работа состоит из  1 файл

Глобализация.docx

— 369.92 Кб (Скачать документ)

Консервативное  правительство Э. Балладюра сделало  все возможное, чтобы уменьшить  последствия острого экономического кризиса 1993 г. и добилось немалого успеха, что дало премьеру возможность надеяться  на пост президента на следующих выборах. Были повышены некоторые налоги, подняты  цены на спиртное, заморожена заработная плата и усилен режим «жесткой экономии». Правительство объявило о своей решимости провести широкомасштабную приватизацию 20 крупнейших концернов, банков и страховых компаний.

Большинство французов  с пониманием отнеслось к подобным мерам, однако решительно отвергло план правительства по резкому ограничению  притока иммигрантов и по введению жесткого полицейского контроля над  их повседневной жизнью. Потерпели  поражение и другие шаги премьера по экономии государственных средств.

Незадолго до очередных  президентских выборов никто  во Франции не сомневался, что главным  кандидатом на пост президента станет премьер-министр Э. Балладюр. Однако он недооценил потенциал своих противников, и в особенности мэра Парижа голлиста Ж. Ширака, с которым когда-то поддерживал  хорошие отношения. Встретившись с  французами лицом к лицу на выборах, он не сумел расположить их к себе и проиграл уже в первом туре, уступив первенство не только Ж. Шираку, но и социалисту Л. Жоспену.

А Ф. Миттеран тем  временем, страдая от неизлечимой  болезни и всячески скрывая этот факт от сограждан, делал все возможное, чтобы обеспечить победу своему ставленнику. Однако время социалистов уже  закончилось. Находясь на посту президента Франции в течение 14 лет, Миттеран побил все рекорды Пятой республики по продолжительности правления, опередив даже ее создателя Шарля де Голля. Несмотря на свой почтенный возраст, тяжелую болезнь и даже многочисленные неудачи во внутренней политике (в  частности, провал его предвыборной программы социалистических преобразований), Ф. Миттеран часто повторял, что не скрывает своих убеждений, готов  до конца выполнить свои конституционные  полномочия и продолжать борьбу за создание во Франции общества социальной справедливости.

Он умер в 1996 г., оставив Франции накопленный  им опыт демократических преобразований 80-х гг. и пример решения важнейших  проблем страны, исходя из чувства  ответственности, а не идеологических стереотипов. А еще он оставил  французам мощную обновленную страну, которая более 15 лет содрогалась  от структурного кризиса и уже  потеряла было надежду найти хоть сколько-нибудь удачный выход из состояния застоя, хаоса и национального  унижения.

Президентские выборы 1995 г. и президентство Жака Ширака. В мае 1995 г. во втором туре президентских  выборов во Франции победу одержал  лидер голлистской партии (Объединение  в поддержку республики ) и мэр  Парижа Жак Ширак, соперником которого был социалист Лионель Жоспен. С первых же дней своего правления  новый президент объявил о  проведении восьми ядерных взрывов  на атолле Муруроа в Тихом океане в рамках французской ядерной  программы, что вызвало бурю возмущения во всем мире. Несмотря на многочисленные протесты, Ж. Ширак завершил программу  ядерных испытаний и приступил  к внутриполитическим реформам.

Под его непосредственным руководством правительство разработало  программу стимулирования французского экспорта вообще и военной продукции  в особенности. Учитывая давние этатистские  традиции Пятой республики, Ж. Ширак  укрепил государственную поддержку  производителей промышленной продукции  и вскоре вывел Францию на первое место в мире по уровню государственной  помощи в области экспорта обычных  вооружений. Для этого предприятиям были предоставлены льготные кредиты, снижена стоимость экспортной продукции, создана эффективная система  государственного страхования торговых сделок, проведены многочисленные выставки готовой продукции и т.д.

Кроме того, по инициативе президента Ж. Ширака в сентябре 2000 г. во Франции был проведен общенациональный референдум по вопросу о реформе  президентского аппарата и переходе на 5-летний срок правления. Как и  ожидалось, большинство французов (73%) поддержало президентскую инициативу и высказалось за отказ от 7-летнего  президентского срока, существовавшего  с самого начала Пятой республики. Фактически с этого момента существующий во Франции политической строй можно  назвать Шестой республикой. Никто  не может сказать, чем именно была вызвана необходимость подобной реформы, но специалисты высказывают  догадку, что на очередных президентских  выборах 2002 г. (пятилетних) у Ширака будет больше шансов победить своего соперника, которым скорее всего  станет нынешний премьер-министр и  один из лидеров Социалистической партии Л. Жоспен.

Кстати сказать, во время проведения референдума  часто раздавались голоса, что  несмотря на экономический подъем, успехи в борьбе с безработицей и  развитие социальных программ, нерешенных проблем еще слишком много. Премьер-министра Л. Жоспена многие обвиняли в безудержном  росте цен на горючее, что привело  к массовым выступлениям транспортников и фермеров, к нарушению прав иммигрантов, произволу полиции и т.д. А на Ж. Ширака посыпались обвинения в  коррупции во время его пребывания на посту мэра французской столицы. Угрожали даже судебным разбирательством, однако президенту удалось замять этот скандал.

Шумная полемика развернулась во Франции вокруг деятельности министерства занятости и солидарности, которое несколько лет возглавляла  Мартина Обри – видная активистка Социалистической партии в кабинете Л. Жоспена. По ее инициативе в стране были проведены широкие социальные реформы, включая введение 35-часовой  рабочей недели, увеличение гарантий для безработных, расширение системы  льготного медицинского страхования, повышение налогов на сверхдоходы  и многие другие. Работодатели и  предприниматели из ассоциации нанимателей Medef организовали в конце 1999 г. в Париже мощные демонстрации протеста против ущемления своих прав, а их представители  заявили, что ни одна страна мира не надевает такие кандалы на своих  производителей.

Самый настоящий  скандал разразился во Франции летом 2000 г., когда выяснилось, что страну покинула гордость нации и ее символ Летиция Каста, образ которой  использовался в качестве девушки  Марианны – символа Французской  Республики. Она предпочла переехать  в Англию, чтобы не платить на родине огромные налоги. Журналисты подсчитали, что во Франции она должна была платить в качестве подоходного  налога, налога на высокие заработки, налога для системы социального  страхования и т.д. примерно 66% своего дохода, что значительно превышает  сумму в 2 млн. долларов. И она далеко не единственная, кто бежит из страны в поисках налогового рая. В настоящее  время более 300 знаменитых французов (например, Ш. Азнавур и А. Делон) предпочитают жить вне пределов родины, чтобы  не платить ей огромные налоги.

Именно поэтому  все состоятельные люди Франции  обрушились с жесткой критикой, на министра занятости и солидарности, обвинив ее в чрезмерной социализации и ограблении цвета нации. Нападки  стали настолько энергичными, что  сделали ее деятельность практически  невозможной, и в конце 2000 г. она  вынуждена была уйти в отставку, передав столь важный пост министру юстиции Элизабет Гигу.

Важнейшей внутриполитической проблемой Франции в 90-е гг. стал вопрос о статусе Корсики. Впервые  этот вопрос возник еще в 1990 г., когда  правительство одобрило законопроект о Корсике, который предусматривал создание Корсиканского парламента и местного правительства. Именно тогда, во многом благодаря настойчивой  инициативе Ф. Миттерана, впервые появилось  непривычное для французов понятие  «корсиканский народ», вокруг которого в стране развернулась шумная полемика. Новый статус для Корсики должен был по замыслу правительства  дать острову большую самостоятельность, стимулировать его экономическое  и социальное развитие, а также  вытащить его населения из состояния  вековой нищеты и отсталости.

Вскоре после  этого Корсика получила статус особой экономической зоны, но это была последняя уступка французского правительства корсиканским националистам. Дело в том, что на Корсике с  давних пор действует несколько  радикальных националистических организаций, ведущих не только политическую, но и вооруженную борьбу за полную независимость  острова. Одной из наиболее влиятельных (из 13) является Фронт национального  освобождения Корсики (ФНОК). За последние  десять лет националисты совершили  сотни террористических актов, жертвами которых стали десятки ни в  чем не повинных людей. И это при  том что за отделение Корсики  от Франции выступает только 10% населения, а 86% предпочитают остаться в составе  континентальной Франции. Однако симпатии по отношению к националистам  постоянно возрастают и в конце 90-х гг. их не скрывали почти 49% жителей  острова.

Превращение Корсики  в свободную экономическую зону должно было заметно снизить накал  политического напряжения и дать центральному правительству возможность  найти более эффективный выход  из создавшегося положения. А террористы тем временем продолжали наступление  на официальный Париж. Вскоре после  проведения реформ в столице Корсики  г. Аяччо тремя выстрелами в спину  был убит префект острова Клод Эриньяк. Мирные жители острова ответили на этот жестокий акт массовыми забастовками и демонстрациями протеста, что еще  больше накалило ситуацию.

В сентябре 1999 г. террористы произвели во всех городах Корсики  целую серию взрывов с целью  напомнить о своем существовании  и вновь поставить вопрос о  неразрешенной проблеме острова. Руководители ФНОК взяли на себя ответственность  за взрывы и заявили, что они являются ответом на визит премьер-министра Л. Жоспена, в ходе которого тот отверг малейшую возможность диалога с  националистами по поводу изменения статуса острова до тех пор, пока они не сложат оружие и не откажутся от применения силы для достижения своих сепаратистских целей.

Вместе с тем  Поль Кастана, председатель движения корсиканских националистов «Корсика Нацьоне», выразил  готовность объявить перемирие на время  переговоров с Парижем и начать диалог с Л. Жоспеном. После долгих и мучительных согласований позиций  Л. Жоспен пошел на некоторые уступки  и даже уволил в сентябре 2000 г. своего лучшего министра внутренних дел  Шевенмана, который выразил несогласие с политикой предоставления Корсике  широкой автономии, влекущей за собой  новые требования сепаратистов. По мнению министра, следующим будет  требование предоставления острову  полной независимости и отделению  от Франции. Если же в 2004 г. будут внесены  изменения в конституцию Франции  и Корсика станет автономией, то Франция неизбежно превратится  в федерацию, а сепаратизм в Европе получит мощную поддержку в лице малочисленной, но весьма агрессивной  армии корсиканских националистов.

Кстати сказать, именно министр внутренних дел Шевенман вдохнул жизнь в созданную  в 1995 г. долгосрочную программу борьбы с корсиканскими националистами, баскскими сепаратистами, бретонскими  радикалами и исламскими экстремистами, которая принесла свои плоды. Благодаря  этой программе и настойчивости  министра, во Франции были предотвращены  сотни террористических актов и  осуждены десятки экстремистов. Однако беспрецедентная активизация националистических и террористических организаций  в конце 90-х гг. не оставляет никаких  надежд на решение этой проблемы в  ближайшее будущее.

В сложной ситуации оказалась в 90-е гг. некогда влиятельная  Французская компартия, все послевоенное время остававшаяся авангардом борьбы трудящихся за свои права. В марте 2000 г. в Париже завершил работу очередной  ХХХ съезд ФКП, который подвел весьма неутешительные итоги положения  в партии. В ней осталось чуть больше 200 тысяч человек, и каждый год партия теряет как минимум 17% членов, причем наиболее молодых и  энергичных. А еще несколько лет  назад бывший лидер коммунистов  Ж. Марше не без оснований надеялся на преодоление заветного рубежа в 500 тысяч человек.

Нынешний Национальный секретарь партии Робер Ю с  горечью отметил, что партия утрачивает свои позиции и неуклонно скатывается  на позиции социал-демократии, выхолащивая  остатки своего некогда боевого  и революционного духа. Примечательно, что российским коммунистам было отказано в приглашении на этот съезд  из-за политики правительства РФ в  Чечне, которую во Франции осуждают даже коммунисты.

ФКП приняла дюжину программных документов и резолюций, но кардинального изменения политики партии не произошло. Правда, в ФКП  появилась немногочисленная группа реформаторов, однако их разрозненные действия не возымели должного эффекта.

В отличие от утратившей былую популярность ФКП Национальный фронт Франции (НФ) во главе с Жан-Мари Ле Пеном удерживает свои позиции  во внутриполитической жизни страны и завоевывает все больше сторонников  из числа молодых французов. В 1972 г., когда был образован НФ, мало кто мог подумать, что это движение превратится во влиятельную политическую силу. Стремительной рост популярности НФ начался с осени 1983 г., а в  конце 80-х гг. Ле Пен и его сторонники уже имели около 60 тысяч членов и 35 депутатских мандатов в Национальном собрании страны.

Правда, после президентских  выборов 1988 г. количество сторонников  НФ несколько уменьшилось, однако в  течение 90-х гг. самой радикальной  партии Франции удалось сохранить свою социальную базу и пополнить ее ряды молодыми людьми из средних слоев общества. НФ выступает за наведение жесткого порядка в стране, за ограничение иммиграции и репатриацию ненадежных «гостей», за прекращение моральной деградации французского общества, за сильную и стабильную Францию, которая могла бы потеснить конкурентов на международной арене. При этом Ле Пен часто повторяет, что европейцы должны всеми силами противостоять гегемонистской политике США и бороться с самыми различными проявлениями американского образа жизни.

Справедливости  ради надо сказать, что французы и  без подсказок Ле Пена делают все  возможное, чтобы устранить или  хотя бы нейтрализовать негативные последствия  проникновения чуждой им культуры. В 90-е гг. заметно усилилось внимание французского общества к проблемам  сохранения национальной культуры в  условиях массированного наступления  американских стандартов жизни. Так, например, в конце 1999 г. президент Франции  выразил недовольство засильем американских телепрограмм в своей стране и  призвал к защите национальных культурных традиций Франции. В этой связи была разработана программа перевода многих терминов и названий на французский  язык, а во всех культурных учреждениях  Франции вводились ограничения  на показ иностранных фильмов, спектаклей, на переводы книг, поступление информации и т.д.

Информация о работе Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации