Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:22, лекция

Описание

Рассмотрены факторы глобализации, политические векторы в мировом масштабе, проведен анализ существующих сил.

Работа состоит из  1 файл

Глобализация.docx

— 369.92 Кб (Скачать документ)

После долгих дебатов  представители этого форума отказались исключить из Содружества те франкоязычные  государства (например, Руанду, Того и  Бурунди), которые нарушают права  человека, однако было принято решение  о создании Межправительственного  агентства франкофонии, в обязанность  которого войдет мониторинговое наблюдение за соблюдением прав человека в этой организации. Генеральным секретарем франкоязычного содружества вновь  избран Бутрос Бутрос Гали, а в ее состав были единодушно приняты новые  государства – Албания и Македония. Кроме того, статус наблюдателей получили Литва, Чехия и Словения. Следующий  саммит франкофонии намечен на 2003 г. и будет посвящен диалогу культур  и цивилизаций в рамках единого  сообщества.

Отношения между  Канадой и Россией в рассматриваемый  период вызывают неоднозначную оценку. С одной стороны, их можно назвать  вполне благополучными с точки зрения политической, а с другой – совершенно неудовлетворительными с точки  зрения торгово-экономической. Во всяком случае в 90-е гг. резервы расширения таких связей были далеко не исчерпаны. Об этом красноречиво свидетельствует  следующее сравнение: объем торговли между Канадой и США только за один день во много раз превышает  аналогичные показатели в торговле с Россией за целый год.

Правда, несмотря на общее сокращение взаимного товарооборота  за последние десять лет, коммерческие связи между двумя странами стали  более разнообразными, что привело  к значительному увеличению количества партнеров с обеих сторон. Однако инвестиционная активность Канады на российском рынке остается ниже своих  потенциальных возможностей. Канадских  бизнесменов отпугивает неразвитость торгового финансирования со стороны  России, отсутствие надлежащей законодательной  базы, неопределенность прав собственника и ограниченная покупательная способность  населения Росии.

Именно эти вопросы  обсуждались в декабре 2000 г. во время  официального визита в Канаду президента России В. Путина. Стороны подчеркнули  сходство взглядов по проблемам глобализации и стратегической безопасности, обсудили перспективы вступления России в  ВТО, обменялись опытом федеративного  устройства, поделились друг с другом последними достижениями в исследовании Арктики и договорились о более  регулярных встречах на высоком и  высшем уровнях. В связи с этим правительство Канады объявило о  новом Северном измерении в своей  внешней политике, в соответствии с которым Россия станет важнейшим  партнером в торгово-экономическом  и политическом сотрудничестве.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ.

В последнее десятилетие  ХХ в. Великобритания вступила под знаком завершившихся в 80-е гг. широкомасштабных социально-экономических реформ М. Тэтчер, получивших название «тэтчеризма». Однако ресурсы реформаторов к этому  времени были уже практически  исчерпаны. Страна нуждалась в новых  идеях, которые могли бы закрепить  достижения прошлого периода и предложить населению страны передышку.

В ноябре 1990 г. Консервативная партия Великобритании провела выборы нового лидера. Маргарет Тэтчер не смогла победить своего соперника М. Хэзлтайна  в первом туре и приняла непростое  для себя решение снять свою кандидатуру. После второго тура выборов новым  лидером британских консерваторов  стал 47-летний Джон Мэйджор, а на следующий  день ( 28 ноября ) М. Тэтчер объявила о  своем решении уйти в отставку после 12-летнего правления страной, оставив высший пост в стране своему преемнику.

«Железная леди»  оказала всемерную поддержку  новому премьер-министру, так как  небезосновательно считала его  своим учеником и последователем. Она в буквальном смысле слова  взрастила его на политической ниве страны и продвинула на самый высокий  пост в Великобритании. Кроме того, с помощью Мэйджора ей удалось  предотвратить раскол Консервативной партии, когда честолюбивый М. Хезлтайн бросил вызов лидеру партии и главе  кабинета министров.

Кабинет Дж. Мэйджора поставил перед собой нелегкую задачу окончательно исцелить британскую экономику, снизив инфляцию до уровня Франции  или Германии. Он решительно использовал  все средства укрепления финансового  механизма страны, потребовал значительных преимуществ в рамках Евросоюза и в конце концов добился того, что экономическое положение стало постепенно улучшаться. Правда, это не коснулось массовой безработицы (более 3 млн.чел.), а попытки привязать курс фунта стерлингов к более устойчивой германской марке привели к полному краху, в результате чего Великобритания вынуждена была выйти из Европейской системы координации курсов валют. Фактически это означало девальвацию фунта, что неизбежно сказалось на всей экономической системе.

Последующие годы показали, однако, что несмотря на свою старую приверженность «тэтчеризму», Д. Мэйджор сумел преодолеть его  нелегкое наследие и даже навлек на себя немилость со стороны «железной  леди» по поводу европейской политики и участия Великобритании в Европейском  союзе. Новому премьер-министру выпали нелегкие времена. Разумеется, М. Тэтчер оставила ему довольно благополучную  страну, но многие проблемы социально-экономической  жизни так и не были решены в 80-е  гг. Великобритания пережила в эти  годы весьма опасный для нее кризис в Персидском заливе, войну в Боснии и Герцеговине, так называемый «говяжий кризис» в отношениях с европейскими партнерами и весьма болезненный  для Англии Маастрихтский договор, против которого так рьяно боролась в свое время М. Тэтчер.

Разумеется, Мэйджор  не отрекся от наследия своей предшественницы, но во многом изменил ее политику, приспособил  ее к нуждам большего количества англичан и сделал все возможное, чтобы  сгладить ее наиболее острые углы.

Парламентские выборы 1992 г. показали, что английские избиратели все еще доверяют политике консерваторов, хотя запас доверия далеко не безграничен. Своеобразным символом единства Великобритании с европейскими партнерами стал факт пуска летом 1993 г. евротуннеля «Юростар»  под Ла-Маншем. Отныне англичане  получили возможность добраться  до Европы за 2 часа 40 минут, что значительно  сближало народы обеих частей континента.

Не вызывали никаких  сомнений и экономические успехи Англии. Темпы экономического роста  в 1994 г. составили более 3% в год  и заметно превышали уровень  инфляции, которая оказалась самой  низкой за последние 27 лет. Правда, новому правительству так и не удалось  существенно сократить высокий  уровень безработицы, а повышение  налогов стало настолько обременительным, что это заметно снизило покупательную  способность англичан. Не случайно с тех пор многие жители Англии стали ездить в Испанию, Португалию, Бельгию и другие страны за покупками  дорогостоящих товаров. Так, например, разница в стоимости автомобиля в Англии и Испании иногда превышала 5 тыс. долл., что для рядового британского  потребителя было весьма значительной суммой.

Заметные перемены произошли в этот период и в  стане давних соперников консерваторов. В 1990 г. в Англии была распущена партия так называемых «последовательных» социал-демократов во главе с Робертом Оуэном, а лейбористы всеми силами пытались преодолеть внутрипартийный  кризис, вызванный многолетними поражениями  на парламентских выборах. Лейбористская  партия Великобритании вынуждена была встать на путь радикального обновления, а ее лидеры лихорадочно искали выход  из затянувшегося на долгие годы кризиса, в результате которого из партии вышли  так называемые «левые лейбористы».

К середине 90-х гг. группа молодых реформаторов внутри Лейбористской партии завершила  разработку новой идейно-политической стратегии, позволившей партии занять достойное место не только в Англии, но и во всем социал-демократическом  движении Европы. После смерти в 1994 г. лидера ЛП Дж. Смита новым руководителем партии стал 40-летний Энтони Блэр. Он решительно приступает к проведению внутрипартийной реформы и отчаянно борется за отмену пресловутого «4 пункт» программы партии, принятой еще в 1918 г. и гласивший, что Лейбористская партия будет добиваться «установления общественной собственности на средства производства, распределения и обмена».

Несмотря на некоторую  запоздалость подобного решения, это  все же помогло партии вернуть  к себе расположение значительной части  электората, чему в немалой степени  способствовал Институт общественно-политических исследований (ИОПИ), ставший своеобразным мозговым центром партии и успешно  заменивший некогда популярное и  авторитетное Фабианское общество, давно  уже не соответствовавшее духу времени. Формально этот институт является независимым  научно-политическим учреждением, но фактически всецело работает на Лейбористскую  партию, снабжая ее новыми идеями и  теоретическими установками 

Таким образом, к  очередным парламентским выборам  лейбористы полностью обновили свой идейно-политический имидж, разобрались  с социально-экономическими предпочтениями и смогли предложить избирателям  довольно внятную и во многом привлекательную  альтернативу «тэтчеризму», который, казалось, застыл на уровне 80-х гг. и не проявлял никаких признаков адаптации  к изменившимся социально-экономическим  условиям.

Справедливости  ради следует сказать, что правительство  консерваторов предпринимало отчаянные  попытки избавиться от наиболее одиозных аспектов наследия М. Тэтчер, укрепляя одновременно все то, что поддерживало экономику страны. Так, например, в 1991 г. премьер-министр Великобритании Джон Мэйджор провозгласил «Хартию  гражданина» (22 июля), устанавливающую  общие для всей страны стандарты  в области деятельности всех общественных учреждений и предусматривающую  ответственность за их нарушение.

В октябре 1992 г. в  Англии была проведена структурная  реорганизация угольной отрасли, в  связи с чем предполагалось закрыть 31 из 50 шахт. Горняки предприняли  массовые выступления в защиту своих  прав и поначалу добились определенного  успеха. Высокий суд Великобритании признал решение правительства  незаконным и потребовал его отмены. Однако уже в 1994 г. правительство  организовало новое наступление  на горняков и провело очередную  попытку массовой приватизации государственных  шахт, что фактически позволило ему  решить трудовой конфликт в угольной промышленности.

В 1993 г. в Великобритании был принят закон о социальной помощи гражданам, в соответствии с  которым отменялось ставшее уже  традиционным централизованное оказание социальной помощи нуждающимся. Одновременно развернулся весьма болезненный  процесс ликвидации советов по заработной плате на предприятиях, что фактически означало отмену минимальной зарплаты для всех категорий трудящихся.

Принятию столь  непопулярных мер способствовала очередная  победа консерваторов на досрочных  парламентских выборах 1992 г., хотя и  с гораздо меньшим перевесом  голосов, чем в прежние времена. Премьер-министром страны остался  Д. Мэйджор, а руководство Лейбористской  партии (Нил Киннок и Рой Хаттерсли) подали в отставку в связи с  поражением на выборах.

Парламентские выборы 1997 г. Несмотря на столь очевидные  успехи консерваторов в области  экономики, на парламентских выборах 1997 г. победу одержали лейбористы. Новым  премьер-министром страны стал Тони Блэр, провозгласивший путь «между социализмом и капитализмом»  под знаменем «нового лейборизма». Вопреки ожиданиям, лейбористы не отказались от роли модернизаторов и не вернулись  к традиционной для них кейнсианской политике бюджетного дефицита и содержания государства благоденствия старыми  методами.

Более того, лейбористы отказали профсоюзам в привилегированных  отношениях, сохранили многие либерально-рыночные подходы своих предшественников и на этой основе провозгласили политику «нового лейборизма», которая не могла не учитывать проведенные  консерваторами реформы в области  приватизации, налогообложения, рынков труда, социальных услуг и т.д. Другими  словами, они признали реалии конца  ХХ в. с его признаками глобализации и постиндустриального общества. Следуя этим принципам, правительство  Т. Блэра напрочь отказалось от идеи «классовой солидарности» и быстро перешло к основополагающим понятиям «социальных коалиций», «гражданских обязанностей», «экономики совладения»  и «социального либерализма», чем  навлекло на себя гнев левых лейбористов  во главе с Тони Бенном.

Не менее острой оставалась в годы правления лейбористов  проблема Ольстера. После заключения в апреле 1998 г. «Соглашения Страстной  пятницы» между британским правительством и Ирландской республиканской армией (ИРА) появилась надежда на достижение долгожданного перемирия. Начались переговоры с Международной наблюдательной комиссией, целью которых должно было стать разоружение ИРА и  установление законности в Северной Ирландии. Одновременно было создано  коалиционное правительство Северной Ирландии, деятельность которого могла  быть успешной только после окончательного разоружения ИРА.

В декабре 1999 г. парламент  Великобритании официально передал  часть полномочий Законодательной  ассамблее Северной Ирландии, что  означало окончание 26-летнего прямого  правления Лондона в Ольстере. Подписав законопроект о революции, королева Елизавета II возложила всю  ответственность за события в  Северной Ирландии на Исполком ассамблеи, который возглавил лидер протестантов Дэвид Тримбл. Ирландия, в свою очередь, вынуждена была отказаться от своих  притязаний на эту территорию. Тем  самым были аннулированы те статьи ирландской Конституции 1937 г., которые  провозглашали шесть графств  Северной Ирландии частью единой Ирландской Республики.

Однако эти важные решения постигла судьба всех предыдущих договоренностей по Северной Ирландии. Через два месяца после предоставления самостоятельности Ольстеру британский парламент ликвидировал автономию  и снова взял Ольстер под свое прямое правление. Вооруженные формирования ИРА не собирались разоружаться, а  протестанты не желали работать в  коалиционном правительстве вместе с католиками. Таким образом, весь мирный процесс в Ольстере был  поставлен на грань краха.

В мае 2000 г. представители  Международной комиссии снова приступили к переговорам с обеими сторонами  и пришли к выводу, что разоружение  ИРА может быть осуществлено только к лету 2001 г. Руководство ИРА заявило  о своей готовности приступить к  процессу разоружения, а правительство  Т. Блэра тут же приняло решение  о возвращении Ольстеру недавно  дарованной автономии. Успех переговоров  можно без преувеличения считать  крупной дипломатической победой  лейбористского правительства Т. Блэра, который еще раз доказал, что  обладает незаурядным политическим потенциалом.

Информация о работе Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации