Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:22, лекция

Описание

Рассмотрены факторы глобализации, политические векторы в мировом масштабе, проведен анализ существующих сил.

Работа состоит из  1 файл

Глобализация.docx

— 369.92 Кб (Скачать документ)

В целом последние  годы политического развития Италии свидетельствуют о неуклонном ослаблении и дроблении левых сил в  стране, оказавшихся неспособными дать адекватный и консолидированный  ответ на вызовы времени. После краха  «оливкового проекта» левоцентристская коалиция во многом утратила свое политическое лицо, погрязла в раздорах и в  конце концов так и не смогла выработать единую реформистскую политику, чем  заметно разочаровала значительную часть своего традиционного электората. При этом правые силы во главе с  Берлускони неустанно повторяли, что, начиная с отставки Р. Проди, правящая коалиция утратила большинство в  стране и фактически превратилась в  нелегитимный режим.

Профессор-экономист  Д. Амато, получивший высшее образование  в Колумбийском университете США  и успевший поработать в профсоюзах, обладает огромным опытом политической борьбы и прекрасно знает все  тонкости политического механизма  современной Италии. Еще в 1992 г. он впервые занял пост премьер-министра и успешно провел реформы по оздоровлению финансовой системы страны, однако вскоре его кабинет пал жертвой  операции «Чистые руки», хотя сам  он не проходил ни по одному громкому процессу. С 1994 по 1997 гг. Дж. Амато возглавлял национальный антимонопольный комитет и лишь в 1998 г. вернулся в правительство, став министром по делам социально-экономических  реформ в кабинете М. Д’Алемы. Высокая  профессиональная репутация и демонстративный  отказ от членства в любых политических партиях укрепили его репутацию  нейтрального технократа, способного предложить стране новые идеи.

Однако все расчеты  на то, что Амато составит успешную конкуренцию Берлускони на всеобщих парламентских выборах 2001 г. не оправдались. В сентябре 2000 г. Дж. Амато неожиданно заявил, что не будет кандидатом правящей левоцентристской коалиции и  уступает свое место амбициозному и  настырному мэру Рима Франческо Рутелли. Таким образом, Амато еще раз  подтвердил, что пятилетнее правление  левоцентристских сил обернулось крупным  провалом задуманных реформ, а в  самой коалиции до сих пор нет  реального и сильного лидера, который  мог бы рассчитывать на поддержку  большинства избирателей. Именно поэтому  на парламентских выборах в мае 2001 г. убедительную победу одержали лидер  нового правоцентристского блока «Дом свободы» Сильвио Берлускони. Возглавляемая  им коалиция получила большинство мест в обеих палатах парламента, а  его партия «Вперед, Италия» подтвердила  статус влиятельнейшей политической силы страны, набрав более 28% голосов.

Что же касается его  главного соперника, лидера «Оливкового  дерева» и мэра Рима Франческо  Рутелли, то он не смог угнаться за фаворитом  выборов и перешел в оппозицию.

Незадолго до утверждения  Дж. Амато председателем правительства  в Италии сложилась еще одна типичная для этой страны ситуация, которую, сразу же назвали «президентским эндшпилем». Семилетний мандат президента Скальфаро истекал в мае того же года, но он выразил желание уйти в отставку досрочно, чтобы подготовиться  к выборам и вновь вернуться  к власти на следующие семь лет. Президент, вероятно, надеялся на то, что скоро  будет проведен референдум по реформе  избирательной системы, в результате которой в стране будет введена  полноценная мажоритарная система  и тем самым окончательно закрепится биполярная модель альтернативной демократии по американскому, а точнее, англосаксонскому образцу. Наличие в стране 49 политических партий создает невиданный хаос, разобраться в котором не под силу даже опытным специалистам.

Однако на сей  раз Скальфаро ошибся в своих  прогнозах. Парламент и коллегия выборщиков отдали предпочтение беспартийному  «суперминистру» экономики Карло  Адзелио Чампи. Впервые в истории  Италии президентом стал человек, не принадлежащий ни к одной политической партии, не являющийся членом парламента да и вообще далекий от бесконечных  интриг высшей политической элиты общества. Карло Чампи имеет репутацию  убежденного технократа, опытного банкира  и толкового управляющего частным  бизнесом. В большую политику он попал из Итальянского банка, где  за 47 лет безупречной службы прошел все ступеньки административной карьеры и стал управляющим. Именно ему в разгар операции «Чистые  руки» и коррупционных скандалов  поручили сформировать правительство, которое должно было вывести страну из затяжного экономического кризиса  и оздоровить национальную экономику.

Стоит напомнить, что  осенью 1992 г. Италия погрузилась в  самый глубокий за последние годы валютно-финансовый кризис, вызванный  спекулятивными операциями Д. Сороса на мировых валютных рынках. Страна оказалась  на грани банкротства и только решительные и жесткие меры могли  спасти страну от катастрофы. «Моя задача, - говорил тогда Чампи, - сформировать правительство, которое удовлетворит жажду перемен, однозначно выраженную страной, и укрепить веру граждан  в возможности Италии». Именно это  правительство и его реформы  положили конец Первой республике на Апеннинах и обозначили болезненный, но при этом совершенно необходимый  переход страны к режиму Второй республики.

К. Чампи блестяще справился с этой задачей и  в 1996 г. после победы на выборах левоцентристской коалиции «Олива» получил пост министра казначейства и бюджета, за что журналисты и прозвали его «суперминистром» экономики. Кроме того, Чампи добился  возвращения Италии в Европейскую  валютную систему, а затем и в  «клуб евро», что обеспечило ему  высочайший авторитет в политических кругах Европейского союза.

Чампи был избран новым президентом Италии подавляющим  большинством голосов (707 из 1010). Такое  в послевоенной истории Италии случалось  лишь дважды: в 1946 г. и 1985 г. Характерно, что левоцентристская коалиция увидела  в нем человека с безупречной  репутацией, прошедшего горнило Сопротивления  и пригласившего в свой технократический кабинет бывших коммунистов. А правые надеялись, что новый президент  будет надежным арбитром в политических спорах и не станет вмешиваться в  дела отдельных партий. Что же до простых граждан Италии, то они  были убеждены, что их страна наконец-то обрела твердого и решительного лидера, имеющего высокий моральный и  профессиональный авторитет и способный  достойно вывести Италию в ХХ1 век.

Десятый президент  Италии явно отдает себе отчет в  том, что достичь полного национального  единства можно лишь укрепляя хрупкое  равновесие между правящим большинством и оппозицией и постоянно подталкивая  их к конструктивному диалогу. Не менее важной заботой нового президента стала задача всемерного повышение  международного престижа итальянского государства. С этой целью он восстановил  торжественные ритуалы старых национальных праздников, одобрил решение восстановить Амфитеатр Флавиев (Колизей), сократил расходы на содержание президентского и правительственного аппаратов, постоянно подчеркивает свою беспристрастность и приверженность духу и букве законов.

Не остались без  внимания и личные качества президента. Так, например, он приказал убрать мигалку  со своей машины, запретил шоферу превышать  скорость и потребовал, чтобы тот  всегда останавливался на красный свет. Скромность и порядочность стали  главными добродетелями нового президента и именно они дают ему возможность  называть себя президентом всех итальянцев. Сами же граждане Италии называют его  «неправильным итальянцем», вкладывая  в это выражение высочайшую оценку его личных качеств и свою веру в возможность благополучного будущего.

Несмотря на участие  Италии в агрессия НАТО на Балканах, ее правительство предпочитает поддерживать хорошие связи с Россией и  всеми силами стремится придать  им новый импульс. В начале 1999 г. Россию посетил премьер-министр Массимо  Д’Алема, где при участии крупнейших промышленников и банкиров своей  страны провел весьма полезные для  Италии деловые переговоры с российским руководством. Италия является шестым экспортером в Россию с годовым  оборотом более 500 млн. долларов, однако по объему инвестиций она находится  лишь на 12 месте.

Помимо всего  прочего были обсуждены перспективы  реализации одного из наиболее сложных  в техническом отношении проектов строительства 400–километрового газопровода  «Голубой поток» при участии ведущих  итальянских корпораций. Однако главной  целью визита был согласование политических позиций обеих сторон, совпадение которых вызывает удивление в  других странах Запада. Так, например, и Россия и Италия выступили против натовских бомбардировок Югославии, что вызвало заметное раздражение  в руководстве этой организации.

Важной вехой  российско-итальянских отношений  стал официальный визит президента В. Путина в Италию в июне 2000 г. В  первый же день встречи с руководством Италии российский президент выдвинул предложение всем европейским лидерам  создать совместную систему противоракетной  обороны силами России, НАТО и ЕС. Более того, В. Путин предложил  Дж. Амато взять на себя функции  посредника и провести соответствующие  переговоры с другими членами  ЕС и НАТО. При этом обе страны подтвердили намерение продолжать взаимовыгодное сотрудничество в торгово-экономической  и научно-технической областях.

В ноябре 2000 г. президент  К. Чампи посетил с ответным визитом  Москву, где провел весьма результативные переговоры с российским руководством. Этот визит открывает новые возможности  для дальнейшего торгово-экономического и политического сотрудничества двух стран. Обе стороны отметили, что рост объемов экономических  связей между Италией и Россией  составляет около 70% в год и есть все надежды на дальнейший прогресс в двусторонних отношениях. Особое внимание во время визита было уделено  уже упоминавшемуся проекту транспортировки  российского газа по дну Черного  моря («Голубой поток»), а также еще  двум важнейшим проектам – созданию совместного предприятия «ГАЗ-ФИАТ»  по выпуску легковых автомобилей  в Нижнем Новгороде и совместного  производства уникального учебно-тренировочного самолета Як-130, на котором можно  готовить пилотов как военной, так  и гражданской авиации.

Помимо всего  прочего президент Италии привез в Москву выставку итальянских мастеров из собрания флорентийской галереи  Уффици, в которой находится и  главный шедевр картина Тициана  «Венера Урбинская».

Успешные российско-итальянские  отношения в какой-то мере сгладили горечь итальянской дипломатии от неудачи  во время выборов новых непостоянных членов ООН, где кандидатуру Италии не поддержали даже ее союзники по НАТО и ЕС. В последние годы Италия развернула мощную международную кампанию по отмене смертной казни и предложила свой план реформы Совета Безопасности ООН, в соответствии с которым  мировое сообщество должно учитывать  интересы не только ведущих держав, но и большинства менее развитых государств планеты.

ШВЕЦИЯ

В последнее десятилетие  ХХ в. Швеции шла по пути дальнейшего  развития той социально-экономической  модели, которая с давних пор получила название «шведского социализма». «Социалистическому королевству Швеции», как еще  иногда называют это государство, удалось  за последние десятилетия добиться беспрецедентных успехов в экономическом  развитии и создать настолько  развитую систему социального обеспечения, что она во многом стала образцом для многих других стран Европы. На фоне краха так называемого  «реального» социализма в СССР и  странах Восточной Европы Швеция продемонстрировала всему миру принципиальную возможность создания общества социальной справедливости, солидарности и взаимопомощи на основе материального благополучия и строгой ответственности за свою судьбу.

В целом социально-экономические  успехи этой страны можно объяснить  следующими факторами:

  • Ответственность правительства перед обществом за состояние национальной экономики и соблюдение принципа социальной справедливости.
  • Контроль государства за деятельностью частного капитала и высокие налоги на нужды бедных слоев.
  • Развитое кооперативное движение, раскрывающее потенциал самодеятельности населения.
  • Справедливое распределение результатов капиталистического производства.
  • Строгий государственный контроль за состоянием рынка труда.
  • Высокая требовательность общества к качеству государственного управления и ответственность правящих кругов за состояние дел в стране.

Как отмечала стокгольмская  газета «Афтонбладет», социал-демократы  Швеции «не допускают рыночные принципы в общественную сферу основополагающих социальных завоеваний: социальное обеспечение, здравоохранение и образование. Здесь интересы прибыли не должны быть определяющими, так как они  гарантированы всем членам общества».

Во многом успехи «шведской  модели» объясняются многолетним  правлением Социал-демократической  рабочей партии Швеции (СДРПШ), которую  в конце 90-х гг. возглавлял Ингвар Карлсон. Благодаря его усилиям  в начале 90-х гг. в стране было образовано «самое женское» правительство  мира, в состав которого вошли 11 представительниц слабого пола из 22 министров.

Разумеется, нельзя идеализировать государственно-политический строй  Швеции. Страна то и дело сталкивается с экономическими трудностями и  отдельными проявлениями социальной несправедливости, в особенности в отношении  многочисленных иммигрантов. В последние  годы заметно возросло количество преступлений на расовой почве, чего никогда не было раньше. В конце 1999 г. ведущие  газеты страны опубликовали совместное обращение «Демократия под угрозой», в котором выражалась тревога по поводу участившихся случаев насилия и разгула неонацизма. «Национал-социалистические группы, байкерские клубы и другие криминальные объединения, - говорилось в этом обращении, - подрывают основные столпы демократии: правопорядок, законодательство, общественный контроль».

Справедливости ради стоит  отметить, что в Швеции нет праворадикальных политических партий, а проявления экстремизма не находят поддержки  в обществе. И тем не менее проблема расовой нетерпимости стала в  последние годы серьезным фактором внутриполитической жизни. Так, например, только в 1998 г. в полицию поступило 2210 заявлений по поводу тех или  иных преступлений на почве расизма  или национализма, а в 1999 г. количество таких преступлений увеличилось  на 20%.

Информация о работе Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации